Мезенцев С. Д. - Философия науки и техники. Фгбоу впо московский государственный строительный университет
Скачать 1.09 Mb.
|
Ленк Х Размышления о современной технике / Перс нем. под ред. В.С. Сте- пина. М Аспект Пресс, 1996. СВ наибольшей степени, на наш взгляд, преуспели в решении проблем философии техники, исследовании ее истории такие философы, как Ф. Рапп, Г. Рополь, К. Митчем. Так, Ф. Рапп выделяет несколько стадий, характеризующих историю философию техники в многообразии ее аспектов 1) в антропологическом плане человек рассматривается в природном, биологическом состоянии с вытекающими из этого потребностями (К. Маркс, Э. Капп, И. Герднер, А. Гелен), а технические изобретения интерпретируются как продолжение человеческих органов, новое средство продолжения эволюции и т.д.; 2) в методологическом анализе и современной теории науки техника объясняется как целенаправленный и эффективный образ действий и применение естественнонаучных знаний (Г. Дюбуа- Реймон); 3) в философии культуры технику причисляют к элементам культуры наряду с языком, наукой, правом, искусством, религией и социальными отношениями, которая разделяет со всеми творениями культуры свободу и открытость и тем самым возможность развития, но одновременно представляется чуждой силой (Э. Кассирер, К. Яс- перс, Л. Мэмфорд); 4) метафизическое объяснение техники нацелено на выявление подлинной сути техники, стоящей за ее конкретными формами Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер); 5) социальная критика Франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас) ставит в центре внимания гуманную технику будущего, не оказывающую никакого давления на человека, расширяющую свободу его действий и открывающую новые возможности для его самопроявления 6) в противоположность этому в технологической дискуссии Ж. Эллюль, Г. Шельский) подчеркивается как раз недостаточная возможность выбора, допускающая лишь экономическую и политическую оптимизацию в смысле максимальной эффективности 7) дискуссия о пределах роста в рамках Римского клуба, также как и системная теория техники (Г. Рополь), указывают на высшие обстоятельства, препятствующие безрассудному, неограниченному росту техники 8) современные дискуссии (Ч. Сноу) в большей степени ориентированы на практику (охрана окружающей среды и бережное отношение к естественным ресурсам разлад между внутренними внешним миром, между возросшими техническими возможностями и не изменившимися нормами, представлениями, поведением критика современного мира вообще. 14 Немецкий философ техники Г. Рополь выделяет два этапа развития философии техники, первый из которых, берущий начало от Э. Каппа (1877) и продолжающийся дог, он называет традиционной философией техники, а второй – современными тенденциями развития, связанными с появлением ряда новых направлений (Х. Ленк, С. Мозер). По мнению Рополя, критически проанализировавшего основные черты традиционной философии техники, в ней преобладают следующие темы понятийно- фетишистский поиск подлинной сути техники культуркритическое резонерство по поводу блага и зла, приносимых техникой, апологетическое, упрощенное толкование так называемой невиновности технических средств технократическая мистификация гипостазиро- ванной автономности технического развития эпистемологическая путаница научного познания с техническими разработками метафизические представления о трансцендентных истоках техники. Что касается современных тенденций развития, то, по его мнению, в е гг. ХХ в. философия техники, по-видимому, вступила в новый этап своего развития, о чем свидетельствовали ее профессионализация, широкие и многоплановые дискуссии и растущий интерес со стороны гуманитарных и общественных наук к коренным вопросам техники. И если традиционная философия техники носила скорее идеалистический и умозрительный характер, тоновые подходы отличаются прагматической ориентацией, те. больше внимания уделяется социальным, этическими методологическим проблемам, учитываются данные частных науки междисциплинарных исследований, в том числе таких новых научно- технических направлений, как структурализм и системотехника» 8 В отношении задач философии техники Рополь полагал, что они, как ив любой другой области философии, охватывают те области рефлексии, которые частными науками затрагиваются редко, хотя именно в них единичные результаты обретают большую смысловую взаимосвязанность. В качестве таких задач он называл четыре, три из которых были выделены М. Банзе, а четвертая – Г. Люббе: обосновывающая, критическая, утопическая и интегративная. Обосновывающая задача заключается в том, чтобы обсуждать, анализировать и совершенствовать основополагающие понятия, методологию технической и социально-технической деятельности и нормативные основы социально-исторической практики. Критическая задача направлена на исследование и контроль современных со Рополь Г Предварительные итоги философии техники // Вопросы истории естествознания и техники. МС циально-технических условий с учетом возможности их дальнейшей гуманизации и тщательное изучение теоретических и идеологических концепций, направленных на понимание технического мира. Утопическая задача состоит в том, чтобы составлять социально- технические гороскопы человечества, которые в качестве конкретных утопий должны указывать условия их осуществления. И, наконец, интегративная задача нацелена на выбор из различных частных наук необходимых элементов знания, соединение их в единый комплекс взаимосвязанных знаний о природе, технике и обществе и создание системы моделей объяснения для когнитивной, нравственной и прагматической ориентации в современном мире. Главный же вывод, к которому приходит Г. Рополь при подведении предварительных итогов философии техники, заключается в том, что хотя мы очень давно живем в эпоху техники, но эпоха философии техники только начинается. С этим выводом Рополя трудно не согласиться. Попытку проанализировать существующее положение и основные традиции в философии техники предпринял также американский философ техники К. Митчем, выделивший две традиции в философии техники инженерную и гуманитарную. Если философию техники, – писал он, – взять в субъективном аспекте ее возникновения, указывая при этом, что здесь является ее субъектом, деятельным носителем, тов этом случае философия техники представляет собой попытку техников и инженеров выработать некую философию своей сферы деятельности. Если же брать философию техники в объективном аспекте ее возникновения, имея ввиду при этом самый предмет, с которым мы имеем дело, то ее можно рассматривать как совокупность усилий ученых-гуманистов осмысливать технику серьезно, как предмет дисциплинарных рефлексий» 9 . Проанализировав затем различия между инженерной и гуманитарной философией техники, наиболее яркими представителями которых являлись Э. Капп, Т.К. Энгельмейер, Э. Чиммер, Ф. Дессауэр, А. Эс- пинас и др. (инженерная философия техники, Л. Мэмфорд, Х. Орте- га-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль и др. (гуманитарная философия техники, Митчем далее попытался сравнить обе философии. Первым результатом такого сравнительного анализа явился его вывод о существенных различиях между обоими этими традициями в философии техники. Если инженерная философия техники уделяет особое внимание анализу природы самой техники – ее концепций, 9 Митчем К Что такое философия техники Перс англ. под ред. В.Г. Горохова. М Аспект Пресс, 1995. С. 10-11. 16 методологических процедур, когнитивных структур и объективных проявлений, вследствие чего она объясняет мир преимущественно в технических терминах, расширяя тем самым техническое сознание, то гуманитарный подходили то, что называют также герменевтической философией техники, стремится, напротив, раскрыть значение техники – ее связи с транстехническим: с искусством и литературой, этикой и политикой, а также с религией, стремясь, таким образом, сделать знание о нетехническом более прочным. Вторым же результатом такого сравнительного анализа явилась мысль Митчема о возможности сотрудничества между двумя этими традициями. В результате синтеза широкого круга вопросов, поднимаемых как инженерной, таки гуманитарной философией техники произойдет, по его мнению, переход от обсуждения концептуальных различий между инструментами, изобретениями в области кибернетики, от методологических дискуссий по вопросам изобретений, проектирования и производства, от эпистемологического анализа технических наук к размышлениям об онтологическом статусе природных объектов в отличие от артефактов и произведений искусства, об этических проблемах, порожденных самыми разнообразными специальными технологиями, о различных политических последствиях технологических решений. Такой широкий систематический или междисциплинарный анализ должен в конечном счете занять подчиненное положение по отношению к философии, которая будет и впредь ставить вопрос о началах технического даже тогда, когда оно, осуществляя рискованные предприятия от случая к случаю, пытается демонстрировать свои потенции Для современной философии техники актуально одновременное решение следующих задач 1. Исследования технического отношения человека к миру, те. технического миропонимания, которое не следует ассоциировать и тем более отождествлять с технократизмом. Дело в том, что философия техники противостоит технократизму и с самого своего возникновения ориентирована на гуманизацию техники. Содержанием наук в исследовательском процессе, вообще, – писал Э. Капп в своем труде по философии техники, – является нечто иное, как возвращающийся к себе человек. 2. Методологические изыскания содержания техники как соци- ально-природного явления. Философия техники отличается от частных техниковедческих дисциплин прежде всего методами и способами изучения технической реальности, принципиально не использует чувственных методов наблюдения и эксперимента, а также 17 методов описания и измерения. Проблема взаимодействия философии с техникой актуальна в плане рассмотрения философских принципов, методов и приемов в формировании технической картины мира и стиля инженерного мышления. Информация о технике, полученная на основе методологии естественного, социально- гуманитарного и даже технического знания, не дает целостного представления об этом феномене. 3. Применение логико-эпистемологического анализа техники, составляющего одну из основных проблем философии техники и связанного с разработкой концептуального словаря. Дело в том, что характерной особенностью понятийного аппарата философии техники является то, что он формируется на основе смешанного словаря, включающего одновременно и философские категории, и технические термины. 4. Использование социально-философского анализа техники, позволяющего изучать техногенные процессы, протекающие в обществе в целом и на разных этапах его исторического развития, исследовать не только разностороннее влияние техники на социальную среду, но и наиболее общие социальные и культурные факторы и императивы, определяющие оптимальное функционирование техники, инженерной деятельности и технического знания. Ее история, – писал А. Ридлер, – начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений она является крупной частью человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки 5. Изучение исторического прошлого философии техники как науки. Историко-философский анализ техники позволяет выявить различные подходы и концептуальные взгляды на технику в различные периоды времени. При этом надо иметь ввиду, что рассматриваемая проблема не является историко-технической, поскольку последняя связана с исследованиями отдельных технических средств (строительной техники, электронно-вычислительных машин, генераторов и т.д.). Соотношение философии науки и философии техники непосредственным образом связано с соотношением науки и техники, которые встретились в эпоху Ренессанса, обусловили становление и развитие технических науки научной техники, а впоследствии 10 Ридлер А Германские высшие технические заведения и запросы двадцатого столетия / Перс нем. В.Г. Шапошникова. СПб.: Тип. Р.Голике, 1900. С. 12. 18 внедрение в сферу техники социально-гуманитарного знания. Именно с этого этапа развития соотношение науки и техники становится предметом методологического анализа – методологии технических наука затем и инженерного, и системного проектирования. Это и есть пункт встречи, пересечения философии техники и философии науки. Пересечение философии науки и философии техники состоит в том, что философия науки предоставляет философии техники выработанные в ней на материале естественнонаучного, прежде всего физического, познания средства методологического анализа философия техники дает новый материал – технические науки – для такого анализа и дальнейшего развития самих методологических средств» 12 Вот как, например, К. Митчем обращает наше внимание на связь между философией науки и философией техники, а затем на традиционных разделах философии, исследующих технику (логике, теории познания, метафизике, социальной философии и этике он анализирует связи между ними через соотношение науки и идей, техники и идей. Философия, отражающая определенное видение мира, по его мнению, связана с наукой, которая представляет собой особый тип знания, выраженный посредством идей и теорий как научных теорий, таки теорий о науке. Научные теории, к которым относятся, например, теория кровообращения, теория биологической эволюции, теория относительности, создают имплицитную и даже научную философию. Однако стержень философии науки в ее первичном или эксплицитном виде составляют идеи или теории о науке, к которым относятся ответы наследующие вопросы Что такое наука, Является ли наука истинной, Какова природа объекта науки, В чем значение науки и каким образом она связана с другими аспектами жизни человека, включая этику и политику, Что представляет собой логика научной аргументации и научного объяснения. Эти вопросы, сего точки зрения, являются ключевыми в философии науки. Связь же между техникой и идеями не является столь очевидной и прямой, как связь между наукой и идеями, поскольку техника, понимаемая как изготовление и использование артефактов, есть прежде всего практика или деятельность. И тем не менее технические идеи и теории, представленные в технических науках, суще- 11 Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники учеб. пос. для вузов. М ИНФРА-М, 1998. С. 14. 12 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов МА Философия науки и техники учеб. пос. для вузов. М Контакт-Альфа, 1995. С. 304. ствуют (понятия машины, идей коммутатора, идеи изобретения, эффективности, оптимизации, теории аэродинамики, теории автоматов, информации, линейных систем и т.д.). В силу внутренне присущего им практического характера такие идеи раскрывают жизненный мир, общее выражение которого принимает форму философии в смысле видения мира. Но и здесь, как ив науке, стержень философии техники составляют идеи о теориях техники, к которым относятся ответы на такие вопросы Что такое техника, Всегда ли техника является благом и всегда ли она приносит пользу, Что в технике является благом, Какова логика технической мысли и действия, Какова реальность технических объектов, Какой тип знания содержат технические науки, Каково значение техники, те. каким образом она связана с другими аспектами жизни человека. Эти вопросы, сего точки зрения, являются ключевыми в философии техники. Поскольку вопросы, возникающие с самого начала по поводу науки и техники, различны по своей сути, постольку философия науки более тесно связана с логикой и эпистемологией, а философия техники – с этикой и практической философией, что не исключает возможности анализа техники сточки зрения любого традиционного раздела философии, включающего широкий спектр вопросов – от теоретических и до метафизических. 20 Глава II. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, ИХ ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА На природу технического знания существуют различные взгляды в одних случаях – это знание об искусной, эффективной деятельности, в других – связующее звено между естественнонаучным знанием и инженерным искусством, в третьих – вид научного знания. Но независимо оттого, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. Научное и техническое принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знания были органично вплетены в религиозно- мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности» 13 Важным результатом, полученным при изучении возникновения технических знаний и наук, является определение контекста, в котором они появляются одни авторы таковым считают технику, другие проектирование, третьи – инженерную деятельность. Однако во всех случаях подчеркивается, что необходимо исследовать не только внутренний механизм развития технических идей и представлений, но и эволюцию внешних факторов, влияющих на это развитие – техники, инженерной деятельности, проектирования, естествознания, математики, философии, а также конкретных исторических обстоятельств (нарождающейся буржуазной культуры, индустриального способа производства и др. После многих веков разделения наука и техника в эпоху Возрождения и начале Нового времени сблизились, а затем и соединились. Вместе с механикой, которая является исторически первой 13 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов МА Философия науки и техники учебн. пос. для вузов. М Контакт – Альфа, 1995. Сиз естественных наук, получили в дальнейшем развитие и соответствующие технические науки сопротивление материалов, гидравлика, кинематика механизмов и машин, динамика ракет, баллистика, строительная механика, теория движения различных транспортных средств на суше, море ив воздухе и т.д. Выдвижение затем на первый план физики и химии обусловило прогресс физико- технических науки химической технологии. В целом же технические науки сравнительно более молоды, многие из них возникли благодаря отпочкованию от естествознания. В истории научного и технического знания соотношение науки и техники постепенно изменялось. В современной литературе, в частности, в трудах Г. Бёме и В.Г. Горохова можно выделить следующие основные подходы к решению этой проблемы 1) техника рассматривается как прикладная наука 2) процессы развития научного и технического знаниярассмат- риваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических приборов и инструментов 4) техника науки, те. измерение и эксперимент, вовсе времена обгоняет технику повседневной жизни. Наиболее же реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является, по нашему мнению, та, которая утверждает, что дох гг. XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было. Вот как формулируют эту точку зрения Б.И. Иванов и В.В. Чешев: При историческом рассмотрении целесообразно выделить две группы критериев, определяющих становление технических наук. Во-первых, внутренние критерии, вскрывающие становление технических наук как системы научных знаний. К ним относятся формирование предмета технических наук на основе объектов исследования (техники) и практических целей, требующих применения научного аппарата для их решения выделение класса познавательных задач, решаемых в рамках данной группы наук или внутри отдельной науки разработка методов методологии) для данной группы наук или отдельной науки. Во- вторых, внешние критерии, описывающие процесс становления технических наук как развитие особого вида научной деятельности, ее организацию и другие социальные формы, в которых функционируют рассматриваемые науки, такие как наличие соответствующих научных трудов включение технических наук в систему преподавания и обучения создание учебных и исследовательских единиц 22 вузов, школ, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.)» 14 В связи с этим при выделении в истории технического знания ряда этапов обычно принимают во внимание как относительную самостоятельность развития технического знания, таки его обусловленность прогрессом естествознания и техники. Первый этап – |