Мезенцев С. Д. - Философия науки и техники. Фгбоу впо московский государственный строительный университет
Скачать 1.09 Mb.
|
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М Искусство, 1975. С. 355. 40 сущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории. Ее инструментальный разум поражает сознание эпохи, последствия вторжения техники многообразны ив отдаленной перспективе даже трудно предсказуемы. Техническая предопределенность чуть лине фатальна в том смысле, что содержит в себе некую непререкаемую предзаданность мышления, поведения, сознания. Техника непросто средство достижения конкретной цели, инструмент прагматических заданий. Она предстает универсальной ценностью вселенского масштаба. По своему статусу техника может быть сопоставлена разве что с истиной. Техника – важнейший способ обнаружения глубинных свойств бытия, она относится к той же области, где открывается истина. Она позволяет выявить то, что скрыто в нем, должно быть угадано и представлено в подлинном, неискаженном лике. Через сущность техники человек говорит с бытием, слышит его зов. Человек, строящий дом, корабль или выковывающий жертвенную чашу, выводит производимое из потаенности соответственно четырем причинам (видам повода, вины, которым столетиями учит аристотелевская философия 1) вещество, материал, из которого изготовляется, например, серебряная чаша 2) форма, образ, который принимает этот материал 3) цель, например, жертвоприношение, которым определяются форма и материал нужной для него чаши 4) действующая сила, например, серебряных дел мастер, создающий своим действием результат, готовую чашу. Это раскрывание потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома воедино в свете пред-видимой законченности готовой вещи и намечает, исходя из этого, способ ее изготовления. Решающая суть тех- не заключается тем самым вовсе не в операциях и манипуляциях, не в применении средства в… раскрытии. В качестве такого раскрывания, ноне в качестве изготовления, «техне» и является произведением. Например, строитель дома или корабля (у Хайдеггера – серебряных дел мастер, разбираясь в трех первых видах причин вины, собирает их воедино. Строитель дома или корабля – сови- новник дома или корабля в том смысле, что от него начинается и через него достигается их окончательная готовность. Техника, по Хайдеггеру, – это не только средство для достижения человеком целей, но и один из видов раскрытия потаенности. Если это иметь ввиду, тов существе техники нам откроется совсем другая область – область выведения из потаенности, осуществления 29 Хайдеггер М Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе Сборник статей / Перс англ, нем. и фр. под ред. ПС. Гуревича. М Прогресс. С. 50. 41 истины. Однако такое раскрытие потаенности характерно лишь для ремесленной техники, а не машинной, опирающейся на естествознание Нового времени. То раскрытие, каким захвачена современная техника, развертывается, по мнению Хайдеггера, не произведением, а производством, ставящим перед природой неслыханное требование быть поставщиком энергии, которую можно добывать и создавать запасы. Но производство двояко. С одной стороны, оно производит, поскольку что-то извлекает и предоставляет, ас другой – оно с самого начала всегда несет в себе установку на воспроизводство, на увеличение производительности в смысле извлечения максимальной выгоды при минимальных затратах. Современную технику отличает особый характер процесса раскрытия характер добывающего производства. Раскрытие ранее неведомого происходит таким образом, что таящаяся в природе энергия извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется. Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование – это виды выведения из потаенности. Но главными чертами производящего раскрытия являются управление техническими процессами и обеспечение управления самим собою. Человек, по его мнению, всегда, с самого начала уже видит себя вошедшим вкруг непотаенного (он уже принадлежит ему, коль скоро непотаенность вызвала человека на соразмерные ему способы своего открытия. По-своему открывая внутри непотаенности присутствующее в ней, человек лишь отвечает ее вызову – даже там, где ему противоречит. Вызов этот сосредоточивает человека на поставляющем производстве. Он нацеливает человека на поставление действительного как состоящего-в-наличии (в состоянии готовности. Этот захватывающий вызов, который сосредоточивает человека на поставлении всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего-в-наличии, является поставом. Поставом, – пишет Хайдеггер, – мы зовем собирающее начало той установки, которая ставит, те. заставляет человека выводить действительное из его потаенности способом поставления его как состоящего-в- наличии. Поставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим. К техническому, наоборот, относится все знакомое нам в виде всевозможных станков, станов и установок и служащее составной частью того, что именуют производством 30 Хайдеггер М Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе Сборник статей / Перс англ, нем. и фр. под ред. ПС. Гуревича. М Прогресс. С. 55. 42 Произведение в ремесленной технике и постав в современной машинной) технике – это два способа раскрытия потаенного, два вида «алетейи», два вида, раскрывающие не технику в виде станков или машина ее сущность (техника – не тоже самое, что сущность техники. В поставе осуществляется непотаенность, ввиду которой функционирование современной техники раскрывает действительность как состоящую в наличии, как находящуюся в готовности. Современная техника по хронологическому счету развернулась только после того, как смогла опереться на естествознание, прежде всего, на физику. Но по смыслу исторических событий физика приготовила путь не технике, а сущности современной техники. Физика Нового времени – это еще непознанный в своих истоках ранний вестник постава. Сущность современной техники проявляется в том, что мы называем поставом. Постав жене есть нечто техническое, ма- шинообразное; он является способом, которым действительное выходит из потаенного, становясь готовностью. И совершается это не только в человеке и не только через человека. Захваченный поставляющим производством, человек стоит внутри сущностной сферы постава. Сущность современной техники ставит человека на путь, благодаря которому действительность повсюду делается «состоящей-в-наличности». Поставить на тот или иной путь значит тоже, что послать в него. То послание, которое ставит человека на путь раскрытия потаенности, Хайдеггер называет миссией и судьбой. Постав как способ раскрытия потаенности есть судьба, посылающая человека в историческое бытие. Послание в этом смысле тоже есть произведение. Хайдеггер, таким образом, противопоставляет древнюю технику современной, и главным отличием считает то, что древняя техника использовала природу для производства артефактов, тогда как современная эксплуатирует ее. Сущность техники может быть понята также через деятельность человека. Так, самое распространенное определение техники гласит техника есть деятельность человека и средство для достижения поставленной им цели. Это определение, берущее свое начало в античности, в частности, в учении Аристотеля о четырех причинах существования вещей, является антропологическим (или органо- проективным. В философии техники оно восходит к таким немецким мыслителям, как К. Маркс, Ф. Энгельс и Э. Капп. Согласно философии Маркса, техника – это система искусственных органов общественного человека, составная часть средств 43 труда, к которым относятся также производственные здания и сооружения, средства связи и др. Однако технике (машинам, оборудованию и т.д.) принадлежит определяющая роль в совокупности средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ, те. в средствах производства. Маркс считал, что тайна техники скрыта в труде, что ее сущность может быть понята лишь в связи с трудом как процессом, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Труд – это способность человека преобразовывать среду обитания, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней. В труде, по его мнению, участвуют три компонента человек, средство труда и предмет труда. Средство труда играет роль посредующего звена между человеком (обществом) и предметом труда (природой. Это промежуточное положение техники обусловливает и соответствующий методологический подход к ее рассмотрению, а именно выделение в производительных силах общества вещного и личного элементов. Под вещным элементом производительных сил он имеет ввиду производимые материальные блага материалы, орудия труда, продукты питания, технологии организации и управления производством и т.д.; под личным элементом – науки- зацию трудовых навыков и производственного опыта производителей этих материальных благ. Маркс неоднократно подчеркивал аналогию между техникой и органами человека и животных (о чем в свое время говорили такие античные мыслители, как Аристотель и Гален). Этот немецкий философ сравнивал процесс возникновения и совершенствования технических орудий с историей естественной технологии Ч. Дарвина, тес образованием растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных. Прирученные человеком животные наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами, помысли Маркса, являются основными средствами труда на первых ступенях человеческой истории. Более того, при определенных общественных условиях сам человек, подобно прирученному животному, выполняет роль средства труда. В отличие от основоположников марксизма, Э. Капп, оставаясь последовательным приверженцем философии Л. Фейербаха, исходил из антропологического критерия, который провозглашает человека центром мироздания, его исходным пунктом и его конечной целью, те. истинным предназначением всех свершений. Смысл 44 этого критерия весьма точно, по мнению Каппа, передает афоризм Протагора: Человек – мера всех вещей. При этом человека он понимает как неразрывное единство тела и сознания. Но только в телесном организме, принадлежащем к внутреннему миру человека, находится ключ к особенностям его деятельности во всех ее сферах. Человек отличается от животных тем, что является самот- ворческим существом, поскольку, создавая условия своего существования, творит самого себя. Среди органов человеческого тела он особое место отводит руке, которая имеет тройное назначение 1) является природным орудием, 2) служит образцом для механических орудий, 3) играет главную роль при изготовлении вещественных подражаний (Аристотель, например, называл руку орудием орудий. Рука – это естественное орудие, из деятельности которого возникает искусственное. Более того, рука является общей матерью всех так называемых ручных орудий. Так, молот является простейшим искусственным подражанием части руки до локтя вместе со сжатой в кулак кистью, искривленный палец становится мотыгой, собранная в горсть рука – чашей. В мече, копье, руле, лопате, граблях, плуге, трезубце можно увидеть различные направления руки, кисти и пальцев. В дальнейшем из первых ручных орудий и на их основе появляются более сложные технические устройства. Паровая мельница и каменная ручная мельница дикаря, – пишет Капп, – являются одинаково приспособлениями для размола. Душою обеих остается жернова два подходящих друг другу булыжника – один вогнутый и другой выпуклый – были первыми приспособлениями для замены размалывающих зерна коренных зубов. При этом вместе с развитием ручных орудий и превращением их в машины происходит постепенное уменьшение непосредственного участия самой руки, но никогда она полностью не устраняется. Это можно проследить на примере весьма сложных механизмов и технических конструкций, таких как железные дороги, строительство мостов и т.д., так как в конструкциях железных мостов, особенно железнодорожных, применяются известные правила архитектуры, для которых физиология и математика открыли образец в строении вещества костей животного тела. Другие человеческие органы, подобно руке, также находят свои проекции в самых различных искусственных орудиях. Так, глаз как 31 Капп Э Философия машины // Роль орудия в развитии человека Сборник статей / Под ред. И.С. Плотникова. Л Прибой, 1925. С. 99. 45 орган зрения является образцом оптических приборов, уши как орган слуха являются основанием акустической техники подзорную трубу можно охарактеризовать как проекцию глаза и сложенной в трубку ладони. Капп называет органы чувств человека по- луконечностями», посредниками между внешним миром вещей и внутренним миром нервов, поскольку они лежат на пороге обоих этих миров. Такой же позиции придерживался ПА. Флоренский, утверждавший, что орудия расширяют область человеческой деятельности и его чувств тем, что они продолжают человеческое тело. Он писал По образцу органов устраиваются орудия, ибо одна и та же душа, одно и тоже творческое начало – в инстинкте зиждет подсознательно тело сего органами, а в разуме – технику с ее орудиями, но и тут орудие-строительная деятельность протекает в важнейших своих стадиях подсознательно, и сознанию достается лишь процесс вторичный. Можно сказать, что первопроекты, как телесных органов, таки технических орудий, – одни и те же, и лаборатория их – водной и той же душе. Но осуществления этих проектов направляются двумя различными руслами, хотя первоначально единство замысла и на различных путях пребывает соблюденным. Это проецирование органа в технику совершается неосознанно. По мнению Флоренского, правильнее видеть в техническом творчестве сознательное использование неготовых, растущих в теле образцов, а их идей, доступных под- или сверхсознательному созерцанию. И орган, и техническое приспособление выдвигаются одной потребностью и строятся одною внутреннею деятельностью. Отсюда проистекает их сходство, вытекающее не из поверхностных аналогий, а из тождества их функций. Между органом и орудием, функционально обслуживающим одну задачу (задачу удовлетворения телесных потребностей, есть и должно быть морфологическое тождество. Позиция Флоренского заключается в том, что подавляющему большинству технических приборов можно поставить в соответствие тот или иной орган человеческого тела, поскольку техника есть органопроекция. Технические устройства представляют собой несовершенные органопроекции глаза, уха, горла, а глаз, ухо, горло их органические первообразы. В связи с этим он приводит ряд примеров 1) человеческая фигура проектируется в технику как обыкновенные весы руки и плечи – коромысло 2) рука – мать всех орудий, первообраз большинства орудий гладило для раз Флоренский ПА У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) / Сочинения в х тт. М Мысль, 1999. Т. 3 (1). Сравнивания, утюг, шлифовальные и полировальные станки и др 3) ряд зубов в технике соответствует напильнику и пиле 4) челюсти с зубами и послужили прототипом клещей, тисков и т.п. инструментов) конечности, взятые по частям, дают в технике рычага в целом систему рычагов с шарнирными соединениями и т.д. Самый сложный пример органопроекции, рассматриваемый Флоренским, – жилище (дом, которое имеет своим первообразом все тело и объединяет в себе всю совокупность орудий, все хозяйство. Дому как технической системе и его функциональным подсистемам можно поставить в соответствие органы и подсистемы человеческого тела водопроводу – систему кровообращения электричеству, телефону – нервную систему отоплению, вентиляции – дыхательную систему и т.д. Флоренский высказывает исключительно глубокую гипотезу, что каждое данное состояние техники не есть окончательное, и, следовательно, в каждый данный исторический момент не все органы и не все стороны органов проецируются в технику. Историческая задача техники – сознательно продолжить свое органопроецирование, исходя из решений, даваемых бессознательным телостроительством души. Следовательно, необходимо ожидать появление новых орудий, органических прототипов которых еще пока нет. Исходя из сказанного, можно попытаться установить и общую логику такого технического проецирования органов от чисто внешних органов тела (руки ощущений как орудий механического воздействия) к более сложным внешним органам чувств, имеющим также внутреннюю составляющую зрение оптические приборы ухо – акустические приборы) и к чисто внутренним органам тела (нервная система – электричество мозг – компьютер геном – биотехнологии и т.д.). Если марксистская философия трактует технику как деятельность человека и средство для достижения поставленной им цели, то К. Ясперс понимает технику только как средство (отсюда название его трактовки техники – инструментальная. Техника (ее он подразделяет на технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты) – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. По Ясперсу, техникой называется всякое оперирование материалами и силами природы для получения полезных вещей и эффектов (ор- 33 Флоренский ПА У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) / Сочинения в х тт. М Мысль, 1999. Т. 3 (1). С. 417. 47 ганизация человеческих отношений, деятельности институтов, попытки воздействовать на свое тело и душу. Техника возникает тогда, когда для достижения цели начинают использоваться промежуточные средства. Непосредственная же биологическая деятельность (дыхание, принятие пищи и т.п.) не является техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются такие преднамеренные действия, как, например, техника дыхания. Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым относит следующие 1. Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой 2. Власть. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании. Вот почему говорится, что знание сила 3. Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии цели. Целями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение удобств. Смысл техники, – пишет Ясперс, – состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение – освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами природы для реализации назначения человека. Однако это еще не все. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает ее неосознанно. Человек же выводит созданную им среду в беспредельность. Он ощущает эту среду не только вследствие освобождения от нужды, но и вследствие воздействия на него красоты. Все, что осуществляется посредством техники, по мнению Ясперса, всегда требует приложения труда. Повсюду, где человек трудится, он применяет технику. Тип техники определяет труд. Изменения в технике, преобразование техники меняют труд, модифицируют его. Труд, который определяется Ясперсом трояко (как затрата физических сил, как планомерная деятельность и как основной аспект 34 |