Философия Аристотеля, его влияние на дальнейшее развитие науки
Скачать 369.5 Kb.
|
Министерство здравоохранения ЛНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра философии, правоведения, социальных и гуманитарных наук РЕФЕРАТ по дисциплине «Философии» на тему: «Философия Аристотеля, его влияние на дальнейшее развитие науки» Выполнила: студентка 2 курса 20Б группы стоматологического факультета Зубенко А.А. Проверил: Старший преподаватель Зайцева С.Н. Луганск – 2023 СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................................................3 1. Аристотель: биография и учения философа ....................................................4 1.1. Биография Аристотеля..................................................................................4 1.2. Философские труды.......................................................................................7 1.3. Личная жизнь................................................................................................11 2. Философия Аристотеля......................................................................................11 2.1. Основы философии Аристотеля..................................................................13 2.2. Философское учение Аристотеля...............................................................15 3. Влияние Аристотеля на науку...........................................................................19 3.1. Вклад в культуру и науку.............................................................................21 3.2. Исследования по биологии и греческой медицине...................................23 3.3.Понимание человеческой памяти................................................................25 Заключение..............................................................................................................26 Литература...............................................................................................................29 Введение Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н. э), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре. Вклад Аристотеля и его учеников в историю философии поистине неоценим. Имеются основания говорить об эллинистическо-римской философии как относительно единой философии, охватывающей значительный по времени период - с конца IV до н.э. и до VI в. н.э. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и др. Оценивая в целом историю античной философии, А.С. Богомолов писал: "Учения древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего... Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, "переключаясь" на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния...". Аристотель (384-322 до н. э.) был величайшим философом и ученым древнего мира. Он создал учение о формальной логике, обогатил почти все области философии и внес огромный вклад в науку. Многие идеи Аристотеля сегодня устарели. Несмотря на важность разработанных им теорий, гораздо большее значение имеет его подход к своему научному творчеству. Главным в учении Аристотеля является положение о том, что каждый аспект жизни человека и общественной жизни может быть объектом приложения мысли и научного анализа; понятие о том, что вселенная не управляется по воле слепого случая, силой магии или причудами капризного божества, а подчиняется рациональным законам; вера в то, что людям следовало бы систематически вникать в сущность каждого явления естественного мира, и убеждение, что мы должны в своих выводах полагаться как на эмпирические наблюдения, так и на логические доказательства. Эти положения, которые входят в резкое противоречие с традиционализмом, суеверием и мистицизмом, оказали глубокое влияние на западную цивилизацию. 1. Аристотель: биография и учение философа Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона, по прошествии времени вступивший с ним в полемику, основатель перипатетической школы, наставник Александра Македонского. Его вклад в науку неоценим. На протяжении более 2 тысячелетий ученые-философы пользуются созданным им понятийным аппаратом, его идеи легли в основу естественных наук. Наследие Аристотеля насчитывает около 50 книг, дошедших до нас благодаря стараниям его учеников и последователей. Аристотель – один из главных мыслителей и философов Античной Греции. Аристотель был создателем особой философской системы, которая охватывала такие науки, как политику, социологию, физику и логику. 1.1. Биография Аристотеля Аристотель родился в 384 году до н. э. в городе Стагира в Македонии. Его отец был известным врачом. В 17 лет Аристотель отправился в Афины, чтобы учиться там в Академии Платона. Он оставался там в течение 20 лет и покинул ее вскоре после смерти Платона. От своего отца Аристотель унаследовал интерес к биологии и к "практической науке"; под влиянием Платона он развил в себе любовь к философским умозрениям. В 342 году до н. э. Аристотель вернулся в Македонию и стал домашним учителем царского сына, тринадцатилетнего мальчика, вошедшего в историю под именем Александра Великого (Македонского). Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря. Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир. Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н. э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет. Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Портрет двух мыслителей, ведущих спор, увековечил мастер эпохи Возрождения – Рафаэль Санти на фреске «Афинская школа». В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов. Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра. Период биографии мыслителя, который он посвятил обучению будущего знаменитого полководца, продлился почти 8 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную философскую школу «Ликей», которая также известна под названием перипатетической школы. Аристотель обучал молодого Александра в течение нескольких лет. В 335 году до н. э., после того, как Александр взошел на трон, Аристотель вернулся в Афины, где он открыл свою школу -- Ликей (лицей). Он провел следующие двенадцать лет в Афинах, и этот период в основном совпал со временем военных завоеваний Александра. Александр не обращался к своему учителю за советами, но щедро снабжал его деньгами, которые шли на исследовательские цели. Это был, наверное, первый пример в истории, когда ученый получал большую финансовую поддержку государства в проведении научных исследований, и в то же время последний для многих последующих столетий. Тем не менее, союз с Александром был небезопасен для Аристотеля. Аристотель был принципиальным противником диктаторского стиля Александра, и когда завоеватель казнил племянника Аристотеля по подозрению в измене, он, казалось, готов был рассмотреть вопрос о том, чтобы подвергнуть такой же участи и Аристотеля. Однако если Аристотель был слишком демократичен с точки зрения Александра, он находился в слишком тесных отношениях с Александром, чтобы ему доверяли афиняне. Когда Александр умер в 323 году до н. э. и контроль над Афинами получила антимакедонская фракция, Аристотель был предан суду по обвинению в "нечестивости". Аристотель повторил судьбу Сократа, сыгравшую с последним злую шутку семьюдесятью шестью годами раньше. Он бежал из города, сказав при этом, что он не даст Афинам другой возможности бесчестить философию. Он умер несколькими месяцами позже, в 322 году до н. э., в возрасте шестидесяти двух лет. Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до 1 в. н. э) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем - в Рим, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским. Среди них можно назвать такие известные труды, как: "Политика", "Никомахова этика", "Органон". Обширное литературное наследство Аристотеля дошло до нас далеко не полностью и не все в нем составляют тексты самого Аристотеля. До нас не дошли ранние произведения Аристотеля, написанные в форме диалога, но и дошедшие - и притом очень важные - трактаты вроде "Метафизики" представляют, по-видимому, своды различных по времени курсов Аристотеля. Весьма важны для понимания учения Аристотеля также такие его сочинения, как "О душе", "Физика", "Категории". Философское учение Аристотеля сложилось в тесной связи с естественнонаучными и социально-политическими исследованиями, которые велись самим Аристотелем и его учениками в Ликее. Исследуя различные проблемы, Аристотель ведет полемику с имеющимися в предшествующей и в современной ему литературе точками зрения. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения Аристотеля во многих случаях представляют ценнейший источник для пополнения наших сведений об этих философских учениях. 1.2. Философские труды Научная сфера знания подразделялась на отдельные науки не только по их предмету, но и по их ценности. Эта классификация наук (а она была первой в истории древнегреческой культуры) составляла философию в широком смысле слова. В собственном же своем значении философия была "первой философией". Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства. Главная задача Аристотеля состояла в том, чтобы избавиться от мифологизирования, от неоднозначности терминов. Путь, на котором Аристотель пытался найти точное знание, - это путь перехода от эмпирического к доказательному знанию, т.е. ценность знания зависит от степени его обобщенности. В этом смысле он выделяет: первую философию и вторую философию, т.е. более конкретные науки. Аристотель разделил науки на теоретические, практические и творческие. К первым он относил физику, математику и метафизику. Эти науки, по словам философа, изучаются ради собственно знаний. Ко вторым – политику и этику, так как благодаря им строится жизнь государства. К последним он относил все виды искусства, поэзию и риторику. Центральным стержнем учения Аристотеля считаются 4 главных первоначала: материя («то, из чего»), форма («то, что»), производящая причина («то, откуда») и цель («то, ради чего»). В зависимости от этих первоначал он определял действия и субъектов как благо или злодеяние. Мыслитель стал основоположником иерархической системы категорий. Их он выделял 10: сущность, количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие и страдание. Все сущее распределяется на неорганические образования, мир растений и живых существ, мир различных видов животных и человека. С идей Аристотеля начали складываться основополагающие концепции пространства и времени как самостоятельных сущностей и как системы отношений, образовываемых материальными объектами при взаимодействии. Одним из главных достижений Аристотеля является разделение всех наук на творческие, практические и теоретические. Теоретическими дисциплинами философ считал математику, физику и метафизику. Аристотель утверждал, что данные науки созданы исключительно ради знаний. Практическими науками он считал этику и политику, на которых основывается жизнь каждого государства. Творческими в глазах Аристотеля были риторика, искусство и поэзия. Кроме того, мыслитель выделял четыре основных начала: материя (из которой все состоит), форма, осуществляемая причина, а также цель. Взяв за основу это умозаключение, философ давал определение действиям и субъектам, называя их злодеянием или благом. Интересно, что Аристотель был основоположником системы категорий. Он считал, что все сущее можно разделить на десять составных вещей: действие, сущность, страдание, качество, отношение, количество, время, обладание, место и положение. Сущее, в свою очередь, разделялось у мыслителя на органические субстанции, мир растений и живых организмов, мир человека и животных. Идеи мыслителя стали основой для последующих концепций времени и пространства, системы отношений, которые создаются при взаимодействии материальных объектов между собой. Концепции древнегреческого мыслителя во многом опережали свое время. В течение последующих веков виды государственных устройств, предложенные Аристотелем, не теряли своей актуальности. В своем научном сочинении он представил модель идеального государства. Аристотель считал, что человек может получить реализацию исключительно в обществе, поскольку индивид проживает свою жизнь не только для себя, но и для других. С другими людьми нас связывают различные отношения – дружба, кровное родство и т.д. Цель гражданского общества мыслитель видел в общем благе, «эвдемонизме». Возможность добиться желаемого Аристотель видел в гражданском праве и этике, которые должны были упорядочить жизнь рядовых жителей государства. Аристотель в своих работах много внимания уделял социальным вопросам. Человека он называл «политическим» животным, которое наделено речью и способно различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Утверждал Аристотель, что человек также является общественным существом. Причиной объединения индивидуумов в группы он называл врожденные неравные способности каждого из людей. Из этого постулата также выводятся место и функции людей в обществе. Аристотель выделял шесть вариантов правления – три отрицательных и три положительных. Правильными видами управления страной были полития, монархия и аристократия – они были направлены на реализацию всеобщего блага. «Неправильными» мыслитель называл тиранию, демократию и олигархию – эти типы управления, по мнению Аристотеля, базировались на частных целях монарха. Аристотель оставил свой след во всех науках, а также в разных сферах искусства. Свое мнение относительно развития жанра драмы Аристотель высказал в сочинении под названием «Поэтика». До наших современников дошла лишь первая часть произведения. Исследователи пришли к мнению, что вторая часть философского труда Аристотеля была посвящена структуре комедийного жанра. В своих размышлениях об искусстве философ рассуждает о подражательном феномене, который свойственен для любого человека и способен принести ему эстетическое удовольствие. Исследователь успел внести свой вклад практически во все науки, которые существовали в Древней Греции. Аристотель работал над вопросами риторики, логики, поэзии, астрономии, физики, этики, философии, политики, диалектики. Огромное собрание трудов древнегреческого мыслителя получило название «Аристотелев корпус». До наших дней дошло около 50 сочинений великого философа. Все «правильные» формы правления Аристотель приветствовал и считал пригодными для эффективного управления государством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, поэтому они могут корректировать ошибки друг друга. При политии же правит большинство, а у большинства меньше достоинства. Полития может выродиться во власть толпы (демократию), когда следование мнению и желаниям необразованного большинства может завести государство в тупик. При монархии же слишком велика вероятность прихода к власти глупого или жестокого человека, и монархия легко может выродиться в тиранию. 1.3.Личная жизнь О характере ученого можно судить по некоторым воспоминаниям его современников. По словам преданных последователей Платона, Аристотель не сдерживал эмоций, когда дело касалось философских споров. Однажды мыслитель даже повздорил с наставником так сильно, что Платон стал избегать случайной встречи с учеником. Как отмечают современники, Аристотель был очень эмоциональным и вспыльчивым, когда дело касалось вопросов философии. В те времена были популярны философские диспуты, в которых Аристотель с удовольствием принимал участие. Мыслитель не боялся даже вступать в споры со своим наставником Платоном. По воспоминаниям других учеников Платона, однажды Аристотель так сильно повздорил с основателем академии, что Платон старался не встречаться со своим учеником на улице. О личной жизни великого философа сохранилось мало информации. Аристотель был женат дважды. Первую супругу мыслителя звали Пифиада, мужчина женился на ней, когда ему было 37 лет. Пифиада была приемной дочери ближайшего друга Аристотеля, Гермия. Гермий – тиран Асосса в Троаде. От первого брака у Аристотеля была дочь, которая носила имя своей матери. Спустя время первая супруга Аристотеля умерла, и он стал жить со служанкой по имени Герпеллида. Женщина родила гражданскому мужу мальчика по имени Никомах. 2. Философия Аристотеля Аристотель разработал свою философию на основе наблюдения за миром и анализа проблем, которые возникали в философских дебатах того времени. Вот основные принципы и идеи, на которых основывается философия Аристотеля: - Онтология. Мудрец рассматривал бытие как совокупность конкретных вещей, а не абстрактных идеальных форм. Он считал, что все сущее состоит из материи и формы. - Теория познания. Аристотель говорил: «Познание себя — начало всякой мудрости». Философ утверждал, что познание начинается с опыта, а затем человек обобщает опыт и создает универсальные понятия, которые позволяют понимать мир в целом. Он различал разные виды познания, включая чувственное восприятие, память, индукцию и дедукцию. - Политическая философия. Философ разработал теорию государства и общества, предложил различные формы правления, включая монархию, аристократию и демократию. Мудрец делил науки на три группы: - теоретические (физика, математика, первая философия); - практические (политика, этика); - поэтические (творчество). Что изобрел Аристотель? Мыслитель не был изобретателем в привычном смысле этого слова, поскольку его заслуги преимущественно связаны с развитием философии и науки. Однако Аристотель внес значительный вклад в различные области. Среди важнейших достижений ученого можно назвать следующие: - Систематизация знаний и создание науки как самостоятельной дисциплины. - Развитие логики и создание силлогизма как метода доказательства. - Классификация животных и растений. - Разработка концепции этики и политической философии. Аристотель не отрицал существование идей, но, в значительной степени инакомыслящий со своим учителем Платоном, считал, что они живут в отдельных вещах как принцип и метод, как закон их становления, как энергия, форма, цель. При таком понимании слово "идея" позже стало называться латинским словом "форма". В отличие от Демокрита, Платон говорил о бесформенности материи, а Аристотель, который синтезировал эти идеи, рассматривал идею как формообразующую пассивную материю. Материя - это то, от чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово "мать". В русском языке слово "материя" также имеет бытовое значение: материя как вещество. Другое однородное слово, используемое в том же значении, является материальным. "По материи я понимаю, например, медь; по форме я понимаю контур - образ; по тому, что состоит из того и другого - скульптура в целом" Аристотеля. Форма и материя - это простые эссенции, из которых рождаются все вещи. Один и тот же объект чувственного мира можно рассматривать и как материю, и как форму. Медь является веществом по отношению к сфере, отлитой из нее, но она имеет такую же форму по отношению к этим элементам, в результате сочетания которых появляется вещество меди. Форма - это реальность того, что имеет значение. Аристотелевское деление на форму и материю можно проиллюстрировать на примере генетики. Наследственный аппарат действует как форма, а материя тем самым преодолевается. Определяя материю как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие философы приблизились к этому выводу, заявив, что "все вместе было в возможности, но не в реальности". 2.1. Основы философии Аристотеля Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию. Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни. Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон». Учение философа делится на 4 части: 1. теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений; 2. практику — модель государственного устройства и деятельность людей; 3. поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе; 4. логику — науку об истинном представлении окружающей действительности. В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах. В хорошо устроенном государстве обязанности граждан меняются в разное время жизни: в молодости они несут военную службу, в зрелом возрасте — занимаются делами государственного управления. Физический же (земледелие, ремесла) и неквалифицированный труд должен оставаться, по Аристотелю, уделом рабов, этнических варваров, не-греков. Он был уверен, что рабство существует «от природы» и для варвара лучше стать рабом у грека, потому что сам он не будет знать, что делать со своей жизнью из-за особого устройства души, неразвитой умственно. Греки же должны быть свободны от повседневных забот для того, чтобы иметь время для упражнений в добродетели и развитии своих интеллектуальных способностей. Философская система Аристотеля столь обширна, что мы, конечно, не можем в учебнике рассказать вам обо всех ее разделах. У Аристотеля было свое экономическое учение; он создал оригинальную эстетику, предложил теорию происхождения государства и т. д. Подобно Платону, Аристотель очень сильно повлиял на европейскую культуру. Доказательств этого факта можно привести много, но мы лишь напомним, что в честь Аристотеля была даже названа планета! В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмены частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться. Зачем мне работать до седьмого пота, если все — общее и все получают поровну? Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. История знает мудрых монархов, много сделавших для своих подданных. Но есть и тираны, которых народ проклинает. То же относится и к другим принципам государственного устройства. 2.2. Философское учение Аристотеля. 1.Понятие метафизики. Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе. Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества. Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира. 2. Аристотель о физике. По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни. Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля. Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх, а вода и земля — вниз. Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира. 3. Что такое душа? Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого. Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно. Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения. 4. Философ о природе. Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого. Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке. 5. Аристотель об этике. Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков. Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой. Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой. 6. Аристотель о политике. Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой. Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина. Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни. В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ). 7. "Поэтика" Аристотеля. Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве. Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение. В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»). Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве. 3. Влияние Аристотеля на науку Подводя итог развития философии своего времени, Аристотель впервые систематизирует философские категории, 10 из которых провозглашает основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котором обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве, наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне этих категорий ничего по-гречески сказать невозможно. Правда, в сочинениях Аристотеля встречаются и другие философские категории, (форма и содержание, сущность и другие), но они не считались категориями, да категориями основными и необходимыми. Категории Аристотеля - великое завоевание в истории развития философской мысли. На протяжении двух тысячелетий они служили развитию, четкому выражению и анализу философской мысли. На основе своих категорий Аристотель создает науку - Логику, без которой нельзя себе представить ни науку, ни философию, ни европейскую культуру вообще. Логика в свою очередь разрешила Аристотелю обобщить предшествующие ему достижения и заложить основы ряду конкретных наук. Значительные личные заслуги Аристотеля в создании физики, математики, астрономии, медицины, педагогики (Аристотель был воспитателем Александра Македонского), политологии. Он был родоначальником юриспруденции, собрав и проанализировав правовые законы Греции, сравнил их с законами окружающих Грецию государств. На протяжении веков никто не допускал себе такой крамольной мысли, что Аристотель мог в чем-либо ошибиться. Аристотелем создана наука зоология, в которой им лично произведена классификация всего животного мира и описано свыше 500 видов насекомых, птиц и животных. Вплоть до середины 18 столетия Аристотель оставался непоколебимым авторитетом со всех научных проблем зоологии. Взгляды и учения Аристотеля ценились не только во время его жизни, но и столетия после. Его уважали арабские философы последующих веков, к нему трепетно относились схоласты христианского Средневековья, а гуманисты, отвергавшие схоластическое учение, еще больше ценили его труды. Аристотель считается крестным отцом физики, его трактат «Физика» положил начало истории этой науки, хотя большая часть его содержания относится к философии. Тем не менее, он правильно определил задачи физики – исследовать причины, начала и элементы природы (то есть, основные законы, принципы и основополагающие частицы). Аристотель заложил основы для развития химии, с его учений о четырех первоначалах – земли, воздуха, воды и огня – начался предалхимический период истории этой науки. Древнегреческий философ предположил, что каждое начало представляет собой состояние первоматерии, но имеет определенный набор качеств. Эта идея стала впоследствии развиваться в средние века. Аристотель оказал огромное влияние на логику: он занимался изучением дедуктивных заключений, описал логические законы противоречия, тождества и исключенного третьего. Особенно большой вклад этот ученый внес в философскую науку, определив взгляды средневековья и нового времени. Он также повлиял на развитие психологии, экономики, политики, риторики, эстетики и других областей научного знания. Его труды переводились на латинский, арабский, французский, иврит, английский и другие языки. 3.1. Вклад в культуру и науку Вклад Аристотеля в культуру и науку они были очень выдающимися и принимаемыми веками. Фактически, его работа повлияла на великих ученых, которые жили позже, включая Галилея и Ньютона. Арисотелес - одно из самых признанных имен среди ученых и философов Древней Греции, будучи учеником Платона и учителем Александра Великого. Он родился в 384 году. C. в городе Эстаджира, в Древней Греции. С самого раннего возраста он проявил интерес к культуре и науке, приняв решение переехать в Афины, чтобы получить высшее образование в Академии Платона. Он провел почти двадцать лет, учась под опекой Платона. Примерно через пять лет после ухода из Академии тогдашний король Македонии Филипп II пригласил Аристотеля стать наставником своего сына Александра, позже известного как Александр Великий. По прибытии Аристотель был назначен директором Королевской академии Македонии. Вернувшись в Афины восемь лет спустя, Аристотель основал собственную школу, известную как Лицей, названную в честь греческого бога Аполлона Ликийского. За это время Аристотель сформировал библиотеку, в которой содержались как его труды, так и исследования его учеников, в дополнение к философским историческим текстам. Хотя со временем многие из текстов этой библиотеки были утеряны, тексты, которые сохранились до сегодняшнего дня, были переведены и широко распространены при рассмотрении драгоценностей древней западной философии. Этимология имени Аристотель означает «лучшая цель», и за 62 года жизни Аристотель оправдал свое название, не только изучая и изучая проблемы культуры и науки, доступные в его время, но и предлагая большой вклад, который продолжает оказывать влияние сегодня. Прежде всего, Аристотель критиковал теорию идей Платона. Он считал, что последний совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать, не может. Несмотря на критику платонизма, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону. Задачу философии Аристотель видел в постижении всеобщего в самом мире. Предметом её, по мнению мыслителя, являются первые начала и причины бытия. Аристотель ранее всех античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую и вторую философии. Объект исследования первой философии, исторически получившей название «метафизика», – не природа, а то, что существует над ней – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Физика, или учение о природе, в понимании Аристотеля, тоже была философией, но второй. Аристотель подходит к проблеме движения не только и не столько естественнонаучно, как философски. Логика рассуждений Аристотеля следующая: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо вещь, то мы обязательно придём к бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, её способность воплотиться в материи. Ни бытие вещи, ни её движение не возможны без четвёртой причины – целевой. Все процессы, по Аристотелю, обладают внутренней направленностью и определённостью через цель. Всякая потенция (возможность) желает реализовать себя, стать полномерной, а посему цель – это стремление к благу. Завершает аристотелевскую концепцию четырёх первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность». Смысл и цель жизни, по мнению Аристотеля, определяется душой. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремлённостью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, объективно наблюдаемого поведения. Душа – энтелехия тела. Аристотель определяет энтелехию следующим образом: это целеустремлённая энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщённому представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания к разумной воле. Душа различает и познаёт сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». Специальный трактат Аристотеля «О душе» – это гениальный кладезь мудрости, сохраняющий величайшую ценность до сих пор. 3.2. Исследование по биологии и греческой медицине Область медицины также была очень интересна для Аристотеля. Хотя он известен своими исследованиями в области биологии, он также считается отцом сравнительной физиологии и анатомии. Считается, что он пришел, чтобы сравнить более 50 видов живых существ в ходе своих исследований. Аристотель был ограничен ресурсами своего времени, и поэтому многие его исследования внутренней структуры человеческого тела и функций организма были ошибочными. Однако это не помешало ему изучать анатомию животных, особенно тех видов, которые он мог сравнить с анатомией человека. Среди его наблюдений - его эмбриологические исследования с использованием куриного эмбриона для описания ранних стадий развития, роста сердца и различий между артериями и венами в кровеносной системе. Его учение о четырех основных качествах считается наиболее важным вкладом в теорию древнегреческой медицины, учение, которое использовалось многими врачами и философами на протяжении веков, хотя оно было окончательно заменено во время Ренессанса. Согласно Аристотелю, четырьмя основными качествами были тепло, холод, влажность и сухость. В течение многих лет — это учение формировало исследования и учения многих греческих философов. Аристотель внес значительный вклад в медико-биологическую лексику. К его сочинениям восходят, например, такие наименования, как алопеция, аорта, глаукома, диафрагма, лейкома, нистагм, трахея, фаланга, экзофтальм и др. Аристотель в сочинении «О частях животных» писал, что мозг – орган холодный, недвижимый, нечувствительный, служит лишь для того, чтобы охладить кровь, происходящую из сердца – органа горячего, вместилища чувств, страстей, ума, произвольных движений. Он отрицал участие головного мозга в оформлении ощущений. Доказательством этого положения, по его мнению, является то, что прикосновение к мозгу не ощущается животными, а следовательно, мозг не имеет связей с органами чувств. Аристотель ошибочно предполагал, что вены, идущие в мозг, не пронизывают его оболочек, отчего мозг холодный. Аристотель и Проксагор из Коса полагали, что артерии оканчиваются нервами и содержат воздух. В труде "Анатомия" он подробно описал твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, и особенно его желудочки (четвертый из которых он считал местом пребывания души), проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, которой он впервые дал это название, и др. По его мнению, четырем важнейшим органам – печени, кишечнику, сердцу и легким – соответствуют четыре силы: питающая, согревающая, мыслящая и чувствующая. Многие из этих положений в последующем получили развитие в трудах Галена, который несколько столетий спустя также работал в Александрии. 3.3. Понимание человеческой памяти Процесс обучения по ассоциации, который стал очень популярным сегодня, обязан многим своим ключевым аспектам изучению памяти, выполненному Аристотелем более 2000 лет назад. Аристотель писал, что память основана на трех принципах: - смежность Этот принцип памяти относится к запоминанию идеи, пережитой одновременно с другими. - сходство Относится к легкости запоминания одной идеи, более сходной с другой, например, свидетельство восхода солнца может вспомнить другой день, когда был рассмотрен подобный рассвет.. - контрастировать Это означает, что вы помните противоположное тому, что переживаете в данный момент, например, вспоминаете очень холодный день, когда переживает очень жаркий день.. В терминологии Аристотеля, память присуща и человеку, и животным, воспоминание же — только человеку, оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бывает только у тех, кто способен размышлять», ибо «тот, кто вспоминает, делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком же роде». Также Аристотель утверждает, что помнить может лишь тот, кто знал и испытывал «что-нибудь» с самого начала, а припоминает тот, кто только возвращается к знанию, которым он обладал раньше в своей памяти. Воспоминание же происходит по следующему принципу: человек использует собственные умозаключения и прослеживает порядок движений (=действий), которые связаны между собой и словно следуют друг за другом. Для припоминания последовательности действий человеку легче прийти в самое начало движения, в ином случае процесс припоминания труден и не упорядочен. В процессе припоминания «середина» тоже вполне может стать условным началом. Аристотель сравнивает последовательность вспоминаемых событий с буквами алфавита, в котором из одного и того же «начала» (например, отправной точки — буквы «H») можно двигаться в двух противоположных направлениях, и чем чаще мы будем проходить по этим путям, тем привычнее нам это будет казаться. Этот процесс сравнивается с природой, так как в ней есть определённый порядок и всё следует одно за другим; так же и мы можем быстро что-нибудь вспомнить, стоит лишь начать процесс вспоминания. Заключение Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Аристотель разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта. Имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли. Благодаря арабским ученым взгляды Аристотеля проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции середины XVI в., которая поставила их под сомнение. Огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки - очевиден, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным. Философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях", выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал собственную картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе. Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества. Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления. Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии. Гений Аристотеля проявил себя во всех сферах духовной жизни античности. У него было много скрытых врагов среди философов и политических деятелей. Но никто не портил нервы Философу, и он мог свободно проявлять свои таланты и отдавать все свои силы вдохновенному и плодотворному труду. Решающим фактором во всем этом было непоколебимое покровительство сначала Филиппа Македонского, а потом и особенно его великого и всемогущего воспитанника - Александра Македонского. После внезапной и таинственной смерти Владетеля всемирной греческой империи началась травля ставшего беззащитным Аристотеля. Великий Философ не мог снести унижений и в расцвете физических и духовных сил на 63 году жизни покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Литература 1. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008. 896 с. 2. Платонов В.В. Западная философия образования на рубеже ХХ-XXI веков В.В. Платонов // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №1. - С. 115-126. 3. Солопова М. Древнегреческая философия. Аристотель С.111-115 4. Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений. Т.1. - М.: 1976 С.101-104 5. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М.: 2010. 6. Анышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: 1999. С.239-241 7. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. - М., 1975. С.134 8. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., Мысль, 1993. С.165-169 |