Главная страница

Вопросы к зачету философия. Философия, ее пред мет и функции Философия


Скачать 75.07 Kb.
НазваниеФилософия, ее пред мет и функции Философия
Дата21.10.2021
Размер75.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы к зачету философия.docx
ТипДокументы
#252781
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Глобальные проблемы современности.

 С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

  1. -Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

  2. -Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

  3. -Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

  4. -Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

  5. -Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

  6. -Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

  7. Кризис цивилизации абсолютно исключает возможность дальнейшего мирового развития по тем направлениям, по которым оно шло до настоящего времени, ибо то, что представлялось вполне естественным и закономерным еще недавно, в новых условиях обнаруживает перспективы общепланетарной катастрофы. Нужен поиск новых, альтернативных путей общественного прогресса мира в целом.

  8. Выбор таких путей решения глобальных противоречий современной цивилизации должен быть связан с:

  9. - ликвидацией оружия массового уничтожения и запрещения войн;

  10. - решением экологических проблем, направленных на сохранение Земли (ресурсосберегающие технологии, воспроизводство природных ресурсов (растительный и животный мир), экологическое образование, сознание;

  11. - созданием условий, гарантирующих развитие наций и их культуры (не военные в виде смены режимов и насаждения «демократии», а, прежде всего, экономические рычаги, вовлечение в мировую экономику);

  12. - обеспечением условий существования, достойных человека. (Делиться, чтобы выжить всем, иначе богатство личное становится бессмысленным).


50. Сущность философского подхода к правовым явлениям. Философский подход к праву представляет собой способ трактовки (правопонимания) сущности права как общественное явление необходимо для поддержания в обществе справедливости и формального равенства. Философский или нравственный подход к праву основан на теории естественного права, разработанной в рамках политико-правовых учений Нового времени.

51. Структура философии права. Структура философии права – это взаимосвязь правовых направлений онтологии, гносеологии, аксиологии и антропологии, объединенных достаточно тесно. Доминирующими мотивами философии права являются правовые направления, а также исследовательские ориентиры. К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

+3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной разделили философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.
52. Философия права в системе философских и юридических наук. Филосо́фия пра́ва (или правова́я филосо́фия) — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
53. Функции философии права.

Функции философии права

1. Мировоззренческая функция – способствует формированию правового мировоззрения отдельного человека и общества, а через них – правового сознания и правовой культуры.

2. Методологическая функция – формирование определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований.

3. Легитимирующая функция – проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как достойные и недостойные с точки зрения философских идей, принципов и представлений.

4. Аксиологическая функция – заключается в разработке представлений о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость), а также представлений о правовом идеале и интерпретации с его позиций правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

5. Воспитательная функция – формирование правосознания и правового мышления личности, социальных групп и общества, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

1. Метод критической рефлексии, предполагающий не только размышление об объекте, но и о самой процедуре мышления.

2. Метод рациональной дедукции – ориентируется на выведение представлений о праве из предельных оснований бытия и существования человека.

В современной западной литературе используются еще два метода:

3. Герменевтический метод – связан с осознанием того факта, что происхождение, функционирование и применение права связано с пониманием как между правовыми субъектами, так и самих юридических текстов.

4. Феноменологический метод – предполагает т.н. «феноменологическую редукцию» правовых явлений (т.е. освобождение его от существующих смыслов и оценок ради постижения истинной сути).
54. Юридический позитивизм в контексте философско-правового анализа.

Правовой позитивизмюридический позитивизм состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном обществе, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.
55.Сущность правового сознания

. Сущность правосознания заключается в объединении идей, взглядов, чувств, переживаний человека или социальны групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности в целом. Главной отличительной чертой правосознания от других видов общественного сознания является отношение общественности именно к юридической действительности, которое выражается через термины "права" и "обязанности".

56. Основные философско-правовые идеи и теории. Философско-правовой идеализм. Представители этой концепции считают, что правовая реальность есть порождение Духа, инобытие Идеи, понятий и т. п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, В.С. Соловьёв).

Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отраженного в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т. п. (Ш. Монтескьё, Т. Гоббс, К. Маркс).

Философско-правовой рационализм – обосновывает положение о том, что знания являются основополагающей составляющей правовой реальности и главным условием существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

Философско-правовой иррационализм – считает, что правовая реальность формируется и существует на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами: воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм).

Философско-правовой позитивизм – рассматривает правовую реальность как совокупность единичных фактов, «очищенных» от морали, политики, психологии, а право – как совокупность норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители 18-20 вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).
57. Общая характеристика категорий права.

право­сознание представляет собой результат отражения (мысленного воспроиз­ведения) права в сознании людей (общества, социальных групп, индивидов), воплощаемый в совокупности знаний и оценок как относительно самого права, так и опосредствующих его социальных институтов (госу­дарства, законности, правопорядка и др.). Фактором, оказывающим решающее воздействие на идеологическое содержание этих оценок и знаний, является социальный интерес (экономический, политический, этнический, религи­озный, регионально-территориальный) творцов и носителей правосозна­ния.
58. Мораль и право, их соотношение. Право и моральСоотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том, что: - они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа.

Мораль (от лат. «moralis» — нравственный; «mores» — нравы) – самый древний регулятор поведения людей. Мораль возникает тогда, когда появляется потребность согласовать поведение отдельного человека с интересами общества.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.

В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.
59. Роль права в решении проблем современности. Право по своему назначению и природе противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубочайший личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманистическими началами.
60. Социально-экономические отношения как условия формирования

права и его предмет. Основной признак права - быть регулятором общественных отношений. Этот признак является общим и для неправовых способов регулирования. Мораль, обычай, традиции, религиозные нормы, мифологические представления тоже выполняют функцию регулирования общественных отношений. Но правовое регулирование имеет свои специфические особенности, сформировавшиеся в развитом обществе с государственным типом общественной организации жизни. Признак регулирования следует отличать от обеспечения. Существуют такие виды права, которые регулируют отношения индивида и общества (или его части), но не обеспечивают его прав. Таковым является обычное право. Без права невозможно даже представить себе гражданское общество, следовательно, право есть социальное явление, возникающее на определенном этапе эволюционного развития человечества. Принято считать, что до гражданского общества и государства право в современном его понимании не существовало: такая точка зрения состоятельна, если иметь в виду, что, например, обычное право является источником современного права. Право, соответствующее развитому правовому государству, назовем цивилизованным правом. Тогда становится понятным, что именно оно имеет названные выше источники. Такое право должно отражать интересы не отдельного класса, сословий или групп, а обеспечивать общечеловеческую справедливость. Оно призвано также охранять индивидуальные интересы личности, если они, разумеется, не противоречат правомерным индивидуальным интересам других людей. С социальной сферой очень близко связана экономическая сфера. Таким образом, право закономерно возникает как ответ на возникшую в обществе потребность в соответствующем нормативном урегулировании все более усложняющихся социально-экономических отношений. Вывод 2. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, вне отношений с другими людьми. Эти отношения регулируют жизнедеятельность человека, а их совокупность составляет его мир, многогранный и многозначный. Он включает и материальное и духовное; и общечеловеческое и интимно-индивидуальное; состоит из ценностей и антиценностей, замыслов и результатов, объективных возможностей и субъективных желаний. Имеет этот мир и правовую составляющую. Центральным элементом, субъектом, созидателем мира человека является сам человек. В системах любого уровня общественные отношения возможны лишь как человеческие отношения, как отношения человека к другому человеку, коллективу, обществу. Существует и обратная связь: общество, социальные группы, другие люди также относятся к человеку. Эта взаимозависимость нуждается в организации, упорядоченности, гармонизации, согласовании, регулировании, в том числе и в правовом отношении
61. Философское осмысление правового государства. Правовое государство - это такая политическая ' организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.
62. Роль правосознания в российском государстве.  Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
63. Сущность, структура, особенности и противоречия современного

гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта