Вопросы к зачету философия. Философия, ее пред мет и функции Философия
Скачать 75.07 Kb.
|
43. Общество как саморазвивающаяся система. Что такое общество как саморазвивающаяся система. Общество - это система отношений между людьми, которая складывается в процессе производства, поддержания и воспроизводства их жизни. Общество представляет собой единый целостный организм, саморазвивающуюся систему. Общество - это не только люди, живущие в нем сейчас, но и все прошлые и все будущие поколения, вся история и перспектива человечества 44. Общественные отношения и их структура. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий — эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни. Структура общественных отношений включает материальный, идеологический, социально-психологический аспекты. Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия. Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности. 45. Формационное и цивилизационное представления об обществе. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Основоположниками формационного подхода являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основным понятием этого подхода является понятие общественной экономической формации. Общественно-экономической формация – это исторически определённый тип общества, возникший на основе определенного способа производства материальных благ. Основные положения формационного подхода: 1. Представление об истории как о закономерном, прогрессивно-поступательном, внутри-обусловленном всемирно-историческом процессе; 2. Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3. Необходимость соответствия производственных отношений производственным силам; 4. Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Существуют 5 общественно политических формаций: Первобытно-общинная; Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая (не социалистическая!!). Общественно-экономической формация – это исторически определённый тип общества, возникший на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяют базис и надстройку Цивилизационный подход. В широком смысле: Цивилизация – это ступень развития мировой культуры, следующий за варварством. В узком смысле: Цивилизация – это своеобразие, специфика, уникальность общественных порядков (культуры) той или иной группы стран или того или иного общества или народа. Различные цивилизации конкретным образом отличаются друг от друга, т. к. основаны не на схожей технике и технологии, как общество одной формации, а на несовместимых системах ценностей, способах жизни, мироощущения. Различают 2 типа цивилизационных теорий: 1) Линейно-стадиальные теории. Авторы этого направления подставляют развитие человечества как постепенное приобщение варварских народов к западноевропейской системе ценностей, и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. 2) Теории локальных (местных) цивилизаций.Авторы этого направления представляют мировое развитие как совокупность отдельных цивилизаций, которые имеют замкнутый, индивидуальный характер, и утверждают, что всемирной истории не существует. 46. Основные концепции философии истории. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: +• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): 1 • формационный подход; 2 • цивилизационный подход; 3 • культурологический подход. 4 • иные подходы. 1. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. Основные общественно-экономические формации: 1. Первобытнообщинный строй - низкий уровень эк. развития, не производится прибавочный продукт, нет классового разделения. 2. Азиатский способ производства (гос-общинный строй) - прибавочный продукт создаётся, новый класс управленцев, в их руках материал, блага и привилегии. Начало частной cобственности, неравенства и рабовладения. 3. Рабовладение (класс рабов и рабовладелец, рабы не имеют собственности на средства производства, рабовладельцы организуют производство) 4. Феодализм (класс феодалов и зависимых крестьян)Производство –с/х ведётся трудом зависимых крестьян. Полит. Надстройка - монархический тип правления. Сословная соц. структура. 5. Капитализм (капиталисты + рабочие)- всеобщее право частной cобственности на средства производства. Капиталисты организуют производство, чтобы присваивать прибавочный продукт. Рабочие «существуют» на з/п. Форма правления: различные вариации демократии. Механизм побуждения к труду: эк. принуждение, рабочий ни чем не может обеспечить жизнь, кроме з/п. 6. Коммунизм - скачок человечества из царства необходимости в царство свободы. Теоретическая формация, которая должна прийти на смену капитализму. Все средства производства в общественной собственности, труд - всеобщий характер, нет классового разделения. Человек трудится сознательно, с пользой обществу. Общество даёт любые блага. Упраздняются товарно-денежные отношения. 2. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская; • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая); • китайская; • индусская; • исламская; • христианская; • некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются: • вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); • ответ цивилизации в целом на вызов; • деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: • творческого меньшинства (ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации); • инертного большинства (склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой). Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. 3. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: • индийская; китайская; вавилонская; • египетская; • античная; • арабская; • русская; • западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в. 4. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход. Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил внем три этапа: • восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы; • античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее; • германский — осознают себя и свободны все. Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества: • традиционную; • доиндустриальную; • индустриальную. На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии: • традиционного; • доиндустриального (аграрного); • индустриального; • постиндустриального общества. 47. Гражданское общество, нация и государство. Общество — это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: — производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; — политические отношения; — духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне; общество — это человек в его общественных отношениях. Государством называется структура господства, постоянно возобновляющаяся в результате совместных действий людей, действий, которые совершаются благодаря представительству, и упорядочивающая общественные действия в той или иной области. Государство — результат исторического развития общества, его закономерного выделения различных социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и образованием института собственности. Основные признаки государства: — особая система органов и учреждений, осуществляющих функции власти; — определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориальное деление населения, приспособленное для удобства управления; — право, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; — суверенитет, т. е. независимость и верховенство государственной власти внутри и вовне страны. +Нация (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Подлинно научная теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. 48. Культура и цивилизация. Культура-это совокупность ценностей, созданных человеком.Это определенный уровень развития общества, а также творческих способностей и сил человека, которые воплощаются в исторических формах и типах организации жизни и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура охватывает жизнь и деятельность индивида, систему общественного производства, общественные связи и отношения, формируя общество в целом. Культура, как заметил А. Флоренский, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой вырастает личность. Наряду с понятием культуры, в философии, начиная с ХVШ в., стал широко употребляться, известный уже в античности, термин «цивилизация»(лат. civilis - гражданский, государственный). Цивилизация - это определенный тип социальной организации общества, направленный на воспроизводство, приумножение общественного богатства и регламентацию гражданской жизни. +Понятие «цивилизация» возникло во Франции в XVΙΙΙ в., и обозначало оптимальное, базирующееся на рациональных основаниях, общественное устройство. Термин цивилизациявпервые ввел французский мыслитель В.Мирабо в работе «Друг людей или трактат о народонаселении» (1757г.). Французские философы-просветители стремись заменить понятие «культура» понятием «цивилизация», видя его смысл в совершенствовании естественных механизмов поведения людей, влияющих на историческое развитие общества. Так, П.Гольбах писал о происходящей в ходе истории «цивилизации народов», подразумевая под этим процесс совершенствования их образа жизни. 49. Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации. Глобальные проблемы человечества – это те ситуации, от решения которых напрямую зависит дальнейшее существование и развитие цивилизации. Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран. Термин "Глобальные проблемы современности" появился в конце 60-х годов XX века. В настоящее время существует специальная научная отрасль, которая занимается изучением и решением глобальных проблем человечества. Она носит название глобалистика. |