Главная страница

Вопросы к зачету философия. Философия, ее пред мет и функции Философия


Скачать 75.07 Kb.
НазваниеФилософия, ее пред мет и функции Философия
Дата21.10.2021
Размер75.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы к зачету философия.docx
ТипДокументы
#252781
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Соотношение философии и науки Философия и наука взаимно питают и обогащают друг друга, но при этом выполняют различные функции. Философия - это самостоятельная форма мировоззрения, т.е. обобщенные взгляды на мир и человека в этом мире. Наука составляет важнейшую часть духовной жизни человека и обогащает философию новым знанием и помогает так или иначе фактически обосновать ту или иную теорию. Вопрос о соотношении и взаимосвязи философии и науки имеет два аспекта: определение сходства и различия между философией и наукой, и определение научной ценности философии. Оба этих аспекта вызывают споры. С одной стороны, философия, в отличие от науки, изучает не конкретные объекты, включая человека, но то, как эти объекты осознаются человеком и складываются в его бытие. Философия пытается ответить на мировоззренческие вопросы, т.е. самые общие вопросы бытия и возможности его познания, ценности бытия для человека. Наука же всегда конкретна и имеет четко определенный объект исследования, будь то физика, химия, психология или социология. Философия не имеет математического аппарата, не ставит опыты и эксперименты. Философские проблемы не имеют однозначного и окончательного решения. Споры по ним продолжаются столетия. А сами ответы на философские вопросы формулируются не однозначно утвердительно, а только гипотетично, через предположение. Аксиом и доказанных теорем в философии нет. Наконец, для любой науки обязательным требованием при исследовании является объективность, понимаемая в том смысле, что на процесс исследования не должны влиять переживания, личные убеждения ученого, представление о ценности результата для человека. Наоборот, философия всегда озабочена аксиологическими вопросами, т.е. вопросами о значимости (ценности) достигнутого знания для человека. Философия и наука всегда взаимно дополняли друг друга. Многие открытия, подтвержденные в последствие точными науками, первоначально являлись именно философскими озарениями. Самый известный пример этого – атомы Демокрита, реальность которых была подтверждена только через 2,5 тысячи лет, уже в 20 веке. Нельзя также не упомянуть о том, что представители точных наук с неизбежностью приходят к необходимости философских обощений достигнутых ими результатов. Исключительно философично учение Дарвина, широко известны философские работы физиков Ньютона, Эйнштейна, Луи де Бройля, Нильса Бора. Философию и науку роднит наличие у них познавательных функций. Однако, философия пытается познать «познаваем ли мир» и «каков он в целом», а наука изучает конкретные объекты и явления живой и неживой природы. Подобно научным дисциплинам, философия имеет свой язык, понятий аппарат. Ядром философии, как и теоретических (фундаментальных) наук, является теоретизирование, т.е. выстраивание умозаключений на заданную тему с целью достижения истинного утверждения (вывода). Наличие собственного понятийного аппарата, предмета исследования и логического теоретизирования как основы исследовательского процесса, являются теми основными признаками, которые позволяют называть философию наукой или, точнее, особой областью научного знания, специфической научной дисциплиной.



30. Проблема обоснования научного знания Проблема обоснования научного знания – это основная проблема теоретического познания мира человеком. Первое в истории определение истинности было дано Аристотелем (оно же является классическим): истина есть соответствие мысли действительности.
31. Основные формы научного знания Эмпирич.познание использует 2 осн.формы изучений – наблюдение и эксперимент. Осн.единицей эмпирич.знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания. Наблюдение– это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.


32. Научные революции и смена типов рациональности. Научная революция — это перестройка оснований науки. Возможна благодаря: 1. Результат внутридисциплинарного развития 2. Междисциплинарное взаимодействие. Перестройка оснований приводит к смене типов рациональности. Философские основания науки.
33. Методология научного познания. Методы научного познания — средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем со­знании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъек­том познания методы научного познания — это такая пос­ледовательность операций в познавательной деятельнос­ти, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. Чем более общим является закон, лежащий в основе метода, тем более общим является и сам метод. Методология— философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делит­ся на две части: во-первых, это — учение об исходных ос­новах (принципах) познания и, во-вторых, это — учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В учении об исходных основах познания анализи­руются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.

34. Понятие и основные концепции истины. Истина - категория философии, обозначающая идеал знания и способ его достижения. Критерий истины — способ, с помощью которого устанавливается истинность знания и отличается истина от заблуждения.

Концепции истины в философии:

Классическая: истина – это соответствие теории и действительности

Когерентная: истина – это согласованность, последовательность знаний

Прагматическая: истина – это практически полезное знание

Конвенциональная: истина – это высшая точка соглашения
35. Проблема сознания в философии. Проблема сознанияПроблема сознания – одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией.
36. Общественное сознание и его структура. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются три уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология(совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса).
37. Социальная философия, ее предмет и метод Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.

 предметом социальной философии является общество как целостная саморазвивающаяся и самовоспроизводящая социальная система, во взаимодействии всех ее элементов и законов функционирования. Социальная философия изучает: во-первых, общество как целостную социальную систему. Основные методы познания:

а) включенное наблюдение – наблюдатель внедряется (как правило, инкогнито) в интересующий его социальный коллектив, ничем не отличаясь от других его членов, осуществляя процесс наблюдения изнутри. Оно носит созерцательный и поверхностный характер. С помощью наблюдения невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его столько, насколько потребуется для завершенности наблюдения. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте;

б) социальный эксперимент – вид деятельности, предпринимаемой в целях открытия объективных закономерностей функционирования элементов, составляющих социум и состоящий из активного воздействия на изучаемый объект (процесс), посредством специальных инструментов и приборов.
38. Соотношение биологического и социального в человеке. Биологическое - это анатомия и физиология человека, т. е. строение его тела и функционирование органов. Социальное - то, что формируется в результате взаимодействия между людьми: мышление, членораздельная речь, способность к труду. Соотношение социального и биологического начал в человекеСоциальное и биологическое начала объединены в человеке. Он рождается биосоциальным индивидуумом. При рождении человек обладает недоразвитой анатомической системой, которая формируется в полноценную уже под влиянием социума, но уже изначально все это заложено в человеке.

39. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность. Человек - это субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового истор. и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и соц. особенностям. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития являются качества социально значимые. Для личности х-ны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Проблема личности в философии - это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и соц. ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

40. Проблема цели и смысла жизни. Суть проблемы состоит в том, что разные философские течения вкладывают свое содержание в смысл и цель жизни. Материалисты полагают, что смысл жизни в творческой, созидательной, активной жизненной позиции. Идеалисты — обращают взоры к Мировому разуму, Духу, идеям, Богу. Смысл жизни в том, чтобы достойно подготовиться к смерти и бессмертию. Существуют три подхода к решению и понимаю этой проблемы: во-первых, смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; во-вторых, смысл жизни осознается и создается самим субъектом; в-третьих, смысл жизни за пределами жизни. Естественный конец всего живого — смерть. Поэтому и для человека отношение к ней — существенный момент его мировоззрения. Для древних египтян земное существование человека — это подготовка к загробному бытию (отсюда пирамиды, искусство бальзамирования). Смерть — это тоже жизнь, но в другом мире. У Платона смерть есть отделение души от смертного тела. Такой подход смягчает трагизм смерти. Стоики (Эпикур) считали, что смерти бояться нечего, так как человек со смертью не встречается. Она для него реально не существует. В ветхозаветной литературе смерть воспринимается как кара за грехи Адама, то есть как нечто бессмысленное. Стремление преодолеть эту бессмысленность породило веру в приход мессии. А уже в христианстве главным мотивом становится вера в спасение. Отсюда и чудо воскресения Христа. Смыслом жизни христианина становится служение Богу для будущего спасения. Русский философ Н.Ф. Федоров (1828-1903) считал безнравственной идею личного спасения. Считал возможным всеобщее воскрешение всех умерших. Сделать это возможным — долг детей перед родителями. +Атеистический экзистенциализм рассматривает смерть как избавление от бессмысленного существования. Религиозный экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Ясперс) понимает смерть как таинство соединения божественного и человеческого. Смерть бессмысленна, но не от бессмысленности бытия, а от скрытости его смысла для человека. Марксизм рассматривает смерть как диалектический момент существования человечества. По Марксу, смерть — это победа рода над индивидом. Истина индивидуального бытия в бытии рода. Трагизм смерти снимается тем, что индивид остается жить в роде. Смысл жизни в данном случае в служении роду, в обеспечении его счастливого будущего.
41. Свобода воли и социальная ответственность личности. Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека.
42. Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности. Иерархия ценностей: — человек и общество; — свобода; — защищенность; — справедливость; — труд; — коллективизм; — равенство. Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Система ценностей профессиональной социальной работы приходит во взаимодействие с ценностными системами др видов деятельности Ценностная система социальной работы представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, вступая во взаимодействие, и оказывая влияние, как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом. В социальной работе могут быть выделены и пранализированны различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых типологий. В ней имеются как материально- вещные, так и духовно-материальные; как реальные, так и потенциальные; и т д. Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа невозможна без признания и реализации ценностей различных видов и групп. Они могут быть субъектом и объектом воздействия ,поскольку в её процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида. В то же время ценности в социальной работе играют роль мотивов, средств, инструментов, и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы. Ценности являются неотъемлемой характеристикой процесса, который составляет сущность любой деятельности. Социальная работа организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является главной социально значимой ценностью. Деятельность осуществляется также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности. Ценность человека и общества, а точнее необходимость реализации этих ценностей становится смыслообразующим основанием социальной работы.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта