Главная страница
Навигация по странице:

  • 79. Сущность, структура, особенности и противоречия современного гражданского общества.

  • 80. Социализация и индивидуализация как взаимосвязанные процессы развития общества.

  • 81. Философская культура в деятельности общества и личности.

  • 82. Философская культура юриста

  • 83. Роль философии в повышении правовой культуры.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Анкорlecture
    Дата29.07.2021
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #225718
    страница12 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    78. Роль правосознания в российском государстве.

    Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью. Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминология должны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан. В разработке важнейших правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа
    79. Сущность, структура, особенности и противоречия современного гражданского общества.

    Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.

    Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

    Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

    Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

    Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).

    Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

    Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорф называл гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

    1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

    2) инструментальную (коллективное целедостижение);

    3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

    4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

    5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

    6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

    Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества – плюрализм мнений.

    Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

    Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

    В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

    Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

    Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

    Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

    Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

    Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.

    80. Социализация и индивидуализация как взаимосвязанные процессы развития общества.

    Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

    Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.

    Социализация и индивидуализация, заключенные в диалектическое единство в рамках образования, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку «долженствование» как норма социализации наталкивается порой на «независимость» — норму индивидуализации.

    Социализация (от лат. «общественный») — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

    Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

    Индивидуализация (от лат. «неделимое») — процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.

    Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосуществление собственной биографии).

    В рассмотренном ранее примере мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, оказался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуться с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нормального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезориентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самоопределения у него нет, она не развита.

    81. Философская культура в деятельности общества и личности.

    Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

    Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.
    82. Философская культура юриста

    Понятие философской культуры юриста.

    (к у л ь т у р -ф и л о с о ф и я) – понятие, употребляемое в зап. философии в смысле осознания сущности и значения культуры. Термин "Ф. к." (Kulturphilosophie) введен нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами историч. эволюции, так и от социологии культуры, к-рая рассматривает культуру с т. зр. ее функционирования в эмпирически данной системе обществ. отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему.

    Проблематика Ф. к. впервые осознается софистами, зафиксировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурным); так, согласно Гиппию, человеч. установления (обычаи, законы) "...насилуют нас часто вопреки природе" (цит. по кн.: Гомперц Т., Греч, мыслители, т. 1, СП Б, 1913, с. 346). Киники, гл. обр. Антисфен и Диоген Синопский, развили это противопоставление до логич. вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеч. состояния и, т.о., выступили в качестве первых на европ. континенте критиков культуры. Кинич. критика искусственности и испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, входила неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в к-рой развивалась раннехрист. обществ. мысль. В лоне христианства Ф. к. превращается в "теологию культуры", в рамках к-рой выдвигается новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет права быть критерием оценки культуры, разрушается натуралистич. фундамент языч. Ф. к. Эпоха Возрождения создает предпосылки для реставрации культурфилос. проблематики древних, но расцветает она в новое время – у Вико и Руссо, воспроизводившего определ. элементы кинич. критики культуры. Нек-рые мотивы этой критики, хотя и без руссоистского "робеспьеризма", характерны также для Монтескье, Вольтера и Гельвеция. Новый этап Ф. к. связан с нем. культурфилос. мыслью – Винкельманом и Г. Лессингом и в особенности Гердером, Шиллером и Гёте. Шиллер своим учением о различии "наивной" и "сентиментальной" поэзии создал теоретич. прецедент для филос. размышлений о различных фазах в истории европ. культуры. Гердеру принадлежит идея качеств. различия нац. культур, развитая иенскими романтиками (см. Романтизм) до вывода о взаимной непроницаемости культур. От неизбежного на этом пути релятивизма нем. романтики избавились, перейдя от языч. эстетизма к религ. мировоззрению, – путь, приводивший к "теологии культуры", к-рую развивал Шеллинг. Именно романтикам и Шеллингу принадлежит постановка проблемы о соотношении отдельных нац. культур и общечеловеч. культуры как надысторич. целого. В сфере той же проблематики формировались культурфилос. воззрения ранних славянофилов в России, в особенности Хомякова. Шопенгауэр и Ницше, напротив, направляют Ф. к. в русло нового языч. натурализма, ориентированного на принцип космич. "воли к жизни", У Ницше критика культуры осуществляется не с т. зр. "гармонич." природы (как у Руссо), а с позиций "трагич." "воли к жизни" ("воли к власти"). Причем вслед за Буркхардтом Ницше также возрождает определ. аспекты антич. традиции (ср. Калликла – персонаж из диалога "Горгий" Платона, Соч., т. 1, М., 1968, с. 307–08).

    От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в узком смысле – в качестве филос. осмысления различных фаз (или стадий) эволюции человеч. культуры.

    83. Роль философии в повышении правовой культуры.

    Формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, Могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской философии права. Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавших в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки. Русская культура – через православие и Византию – прямая наследница культуры античной. В русской философии права (речь, однако, вовсе не идет о всех ее представителях) мы находим действующими ее основные принципы, которые уже прошли через горнило последующих философских школ и традиций и преображены в свете исторического опыта христианства.

    В Новое время нравственный смысл естественного права легко подменялся механистической концепцией общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк) или натуралистическими концепциями Просвещения (Ж.-Ж. Руссо). И в том, и в другом случае в основе права лежала предпосылка, исключавшая духовное начало бытия. Теория естественного права была поднята до истинно научного уровня лишь благодаря усилиям -классиков немецкой философии – И. Канта, И. Г. Фихте и особенно Г. В. Ф. Гегеля. Основа права стала определяться ими не как некий всеобщий закон бытия (естественный закон), отчужденный от человека и внешний ему, а как духовно постигнутое бытие, как дух,

    Думаем, что в трудах классиков немецкой философии русских юристов прежде всего привлекало сочетание строгой научности изложения с непременной ориентацией на идею свободы, которая занимала центральное место в философско-правовых системах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Гегель, определяя предмет философии права, утверждал, что этим предметом является понятие о природе свободы вне зависимости от того, что признано, от представления данного времени.Разумеется, далеко не все из идейного наследия немецких классиков было воспринято у нас (как, впрочем, и в других странах). Зачастую Фихте или Гегеля понимали поверхностно или даже прямо неверно.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта