Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Понятие и структурные уровни организации материи.

  • Движение, пространство и время как характеристики бытия.

  • 24. Проблема познаваемости мира.

  • 25. Чувственное и рациональное познание, их формы.

  • 27. Проблема обоснования научного знания.

  • 28. Основные формы научного знания.

  • 29. Научные революции и смена типов рациональности.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Дата01.04.2018
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #40072
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    21. Диалектика природного и социального бытия.


    Проблема соотношения биологического и социального в человеке привлекала исследователей на всех этапах человеческого развития. И сейчас она находится в центре внимания философии и других наук. Особый интерес к ней вызван величайшими открытиями в области генной инженерии.

    Управление генетической наследственностью по-новому ставит проблему соотношения биологического и социального в человеке и раскрывает для нас иные ракурсы ее рассмотрения.

    Вместе с тем в осмыслении данного вопроса сложилась определенная традиция, которая в основаниях своих укоренена в понимании того, как взаимосвязаны между собой в целом природное и социальное бытие.

    Здесь важно подчеркнуть, что биологическое в человеке предстает не как параллельный и абсолютно автономный по отношению к социальному бытию мир, а располагается в самой сфере социального как исток и фундаментальная основа. Природа выступает в качестве начального уровня иерархическою бытия человека, который заключает в себе необходимые естественные свойства, являющиеся одновременно и частью природы и ее высшим продуктом. Человек создает свой культурный и социальный мир на определенных природных основаниях, которые выступают своеобразным строительным материалом для создания человеком материальных и духовных ценностей, опредмечивания его знаний, взглядов и идей.

    Взаимодействие биологического и социального в человеке никогда не может считаться законченным и выступать в завершенной форме. Их единство состоит в бесконечном наполнении биологического социальным содержанием, в опосредовании И преобразовании природного общественными факторами, поскольку человеческие предметы не являются природными в том виде, как они непосредственно даны в природе. Биологические структуры и функции под воздействием социальных факторов (в частности, трудовой деятельности) модифицировались и достигли более высокого уровня развития, нежели у представителей животного мира.

    Рассматривая диалектику соотношения биологического и социального, важно установить, что в человеке предопределяет его естественные, генетические предпосылки, и какова роль и значение для его становления и развития социальной среды.

    Здесь важно отметить, что человек является частью природы, т.е. естественным телесным существом. Он рождается, испытывает потребности в пище, продолжает жизнь в потомстве
    и в конечном итоге умирает.

    К биологическим факторам становления человека относятся свойства нервных процессов, когда тот или иной тип нервной системы определяет индивидуальные качества человека.

    22. Понятие и структурные уровни организации материи.

    В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:
    На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.

    Второй этап носит название механистического, метафизического материализма. Он был характерен для философии Нового времени. Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики coдействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. На этом этапе завершается построение механистической картины мира. Следует отметить, что для первого и второго этапов характерно представление о материи как о субстрате, т.е. как о строительном материале, из которого состоит все в мире. Кроме того, эти этапы были тесно связаны с уровнем развития научного знания своего времени. В XIX веке совершается ряд научных открытий:
    - физика проникает в микромир;
    - наряду с веществом вводится понятие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл);
    - открывается явление радиоактивности;
    - атом перестает быть конечным пределом делимости материи;
    - А. Эйнштейн создает теорию относительности.

    Третий этап - это этап возникновения диалектического материализма. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философские подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В.И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от сознания человека. Материя - это Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Понятие материя - это абстракция. Не существует материя как таковая вообще, как и человек вообще, стол вообще, т.е. как нечто чувственно воспринимаемое, как нечто положенное рядом с вещами. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и форма вещей, процессов, явлений, состояний. Ни один из этих видов, форм и состояний не может быть отождествлен с материей, но все и многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляю материальную действительность.

    В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системно-структурной организации. Материя - это не сплошное однородное целое. Она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. К тому же структура материи не является одноуровневой. Она представляет собой многообразие качественно своеобразных материальных форм различной степени-сложности.


    23. Движение, пространство и время как характеристики бытия.

    Движение с философской точки зрения – это изменение вообще, которое является способом существования материи. Именно потому, что между элементами системы существует определённый тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые. Любая материальная система сохраняет специфический тип внутренних взаимодействий, благодаря которому объект является таким, какой он есть: молекула, организм, человек, биосфера.

    Движение неотделимо от материи, оно ей внутренне присуще. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Движение противоречиво, оно есть единство изменчивости и покоя. Покой - это не отсутствие изменений, а гармония, уравновешенность процессов изменчивости. Покой представлен состояниями целостности, самотождественности, определённости, устойчивости процессов и явлений. Движение носит абсолютный характер, покой - относительный. Это противоположности, не взаимоисключающие, а обуславливающие друг друга. Движение проявляется не иначе как через состояния покоя, а покой снимается всеобщностью движения. Движение проявляется через развитие, как особый тип изменений.

    В философии принято деление движения на ряд основных форм. Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействия объектов и специфическими законами.

    Механическая форма движения - это пространственное перемещение объектов.

    Биологическая форма движения реализуется через обмен веществ, который лежит в основе жизни, определяет особенность биосферы как целостной системы. Социальная форма движения материи - это процесс и результат деятельности людей, осознанный и целенаправленный.

    Наряду с формами движения выделяют ещё типы движения: физический, биологический и социальный соответственно принятому делению материи на три сферы (неживую, живую и социально организованную).

    В философии исторически сложились три основных подхода к рассмотрению природы пространства и времени: концептуальный (Кант), перцептуальный (Мах), объективный (Ньютон). Кант истолковывал пространство и время как врождённые человеку, независимые от опыта формы познавательной деятельности. Мах считал пространство и время порождаемыми человеческим восприятием, ощущениями. Эти взгляды являлись ограниченными, так как не выявляли связи понятий и ощущений времени их объективной основой - объективным пространством и объективным временем. В истолковании объективного пространства и времени существовало две концепции: субстанциальная и реляционная, в основе которых лежит различное понимание связи пространства и времени с материей.

    Субстанциальная концепция считает пространство и время не зависящими от материи и существующими наряду с ней субстанциями мира. Наряду с реальным пространством и временем как характеристиками материальных явлений Ньютон допускал абсолютное пространство и время, никак не связанные с материей.

    Реляционная концепция понимает природу пространства и времени в качестве всеобщих, объективных форм материи. Они не самостоятельные сущности, а универсальные структуры явлений и процессов. Пространство выражает рядо-положенность явлений, их структуру, объём и т. д. Время - форма бытия материи, выражающая скорость изменений, смену событий, последовательность процессов и их длительность. Как две разные формы бытия, пространство и время имеют следующие свойства:

    24. Проблема познаваемости мира.

     С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Действительно, если бы познание, а на его основе преобразование мира было невозможным, человечество вообще вряд ли вышло бы из состояния дикости. Даже на овладение основами знаний современному школьнику нужно не менее десяти лет.
          Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл. Ведь для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле, человеку надо выйти за пределы своего сознания, что невозможно. Поэтому, утверждают ряд философов, о том, как соотносятся внешний мир и наши представления о нем, мы ничего сказать не можем. Следовательно, реальность для человека в принципе непознаваема. Философов, разделяющих этот вывод, назвали агностиками (от греч. — непознаваемый).
          Большинство же философов признают познаваемость мира. Однако в вопросе о характере соотношения предметного мира и наших представлений о нем их позиции расходятся. Некоторые считают, что наши органы чувств с «фотографической точностью» воспроизводят действительность. Другие исходят из того, что наше знание всегда несет на себе неустранимый отпечаток субъективной деятельности человека: на наши представления о мире неизбежно влияют накопленный поколениями культурно-исторический опыт, собственные мировоззренческие приоритеты, априорные (доопытные) идеи и т. п. Поэтому уместно говорить о «субъективном образе объективного мира».
          Ряд философов пытались разделить качества, принадлежащие самим внешним предметам (первичные) и возникающие только в сознании человека при воздействии предметов на его органы чувств (вторичные). К первичным качествам были отнесены тяжесть, форма и др., к вторичным — вкус, цвет, запах и др.
          Еще одна гносеологическая проблема, которую активно обсуждают философы, — это вопрос о месте и роли познающего субъекта. Раскрыть ее суть нам поможет рассмотрение познания как специфического вида человеческой деятельности.

    25. Чувственное и рациональное познание, их формы.

    Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

    К формам чувственного познания относят:

    Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

    Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

    Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

    Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

    К формам рационального познания относят:

    Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

    26. Философия и наука.

    История вопроса:

    1) В Древней Греции - философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук».  Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.

    2) Затем науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом, соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также осуществляла прогнозирующие функции.

    3) В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу о соотношении философии и науки породили формулировки 2-х крайних позиций по этому вопросу.

    а) с одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим  произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук

    б) на другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма.

    Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии.

    1) Научность философии выражается в том, что, во-первых, можно указать предмет философии - внешний мир и человек. По отношению к своему предмету философия оперирует анализом логически-понятийного типа  это приближает философию к науке. Даже иррациональная философия строится с помощью логических средств.

    Философия использует категории в своем анализе  включает в себя научное содержание.

    2) Как и наука, философия дает объективное знание, то есть позволяет изучать объект в его истиной сущности.

    3) Философия, как и наука, есть деятельность - исследовательская. И хотя философия не пользуется экспериментом, но пользуется наблюдением, воображением, интуицией. И при этом является абстрактной логической деятельностью.

    4) Философия может выступать в той функции, которая подобна науке - методологической функции. Она выступает как инструмент научного познания философия выполняет методологическую роль по отношению к науке.

    5) Философия содержит логику, что тоже сближает ее с наукой.

    Вывод:

    1) Философия выполняет по отношению к науке функцию мировоззренческой интерпретации, а так же функцию методологии познания.2) Философия выполняет важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки (так же, как математика, логика, кибернетика и информатика).3) Философия выполняет функции прогноза общих принципов и тенденций развития.4) Философия систематизирует и осмысливает познавательные приемы.

    5) Философия помогает обосновывать убеждения, подталкивает к переосмыслению отдельных позиций и помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более тщательно продуманное, обоснованное миропонимание.


    27. Проблема обоснования научного знания.


    Во все времена знанием считалось то, что доказательно обосновано, но в том, что это можно проделать, мыслители сомневались уже две тысячи лет назад [3]. Наиболее глубоко и подробно проблема обоснования знания стала разрабатываться с появлением естественных наук, поскольку заявленной целью деятельности ученых изначально был поиск объективной истины об окружающем мире.

    Проблема включает в себя два аспекта: определение источника знаний и определение истинности знаний. И с тем, и с другим все не так просто.

    Все попытки определить источник человеческих знаний можно разделить на два направления. Первое можно обозначить, как подход “изнутри”, поскольку предполагается, что все исходные предпосылки истинного знания находятся внутри человека

    Второе направление поисков источника знания – “внешнее”. Познание человеком реальности идет исключительно через чувства, переживания. С появлением естественных наук такой подход получает новое звучание В развитие этих взглядов в Англии формируется концепция эмпиризма, важность которой для развития научного знания не возможно переоценить. Фактически, эмпирический подход лежит в основании всей научной практики. Его основа хорошо сформулирована Френсисом Бэконом: знание получается путем постепенного восхождения от фактов к закону, путем индукции. Для классического эмпиризма характерно отношение к разуму ученого как к tabula rasa, чистой доске, свободной от предрассудков и ожиданий. Первой серьезной попыткой учесть внешнее, эмпирическое и внутреннее, рациональное начало является философская система Канта [3]. Пытаясь разрешить поднятые Юмом, Кант предполагает, что чувственный опыт упорядочивается с помощью априорных форм познания, не врожденных, но формирующихся под действием культуры, среды. Без этих исходных механизмов никакое познание просто не возможно. Кант выделяет две составляющие мыслительной деятельности: рассудок, как способность составлять суждения на основании чувственного опыта, и разум, всегда направленный на понятия рассудка. Поскольку разум не связан с чувствами непосредственно, он способен оперировать с отвлеченными понятиями, идеями. Чувственный опыт рассматривается как граница возможного знания, выходя за которую разум обречен впадать в противоречия. Мы приходим к выводу, что человеческое знание имеет источниками одновременно работу разума и показания чувств. В массиве знания неизбежно каким-то образом смешаны элементы того и другого.

    Всеобъемлющей концепции обоснования истинности знаний пока не существует. Ясно, что такая концепция, если она появится, должна рассматривать как объективную реальность не только окружающий нас мир вещей, но и наши убеждения. А вот вопрос о том, можно ли обосновать истинность мировоззрения, приходится оставить открытым.

    28. Основные формы научного знания.

    Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

    Гипотеза (греч - предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения. 1 этап - выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

    Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

    Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.


    29. Научные революции и смена типов рациональности.


    Наиболее общие виды научных революций в истории науки:

     1) Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования.

     2) Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется иначе. Теперь каждая наука обладает самостоятельной картиной мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие происходит при анализе общих черт и признаков прежних теорий и концепций.

     3) Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта