Философия, ее предмет и функции
Скачать 148.11 Kb.
|
Первая революция XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям механики. Вторая революция Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления. Третья революция Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ — развивающееся, относительно истинное знание Классическая рациональность С-Ср-(О) Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании отделить все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассическая научная рациональность С-(Ср-О) Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Постнеклассическая научная рациональность (С-Ср-О) Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью 30. Методология научного познания. В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов, обусловленных их теориями, а в конечном итоге – спецификой предметов их исследования. Но сначала об основных понятиях. Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.) 2) учение об этой системе, теория методам. Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности. Однако недопустимо впадать в крайности: а) недооценивать или вовсе отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм»); б) преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на следующие основные группы: 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Но философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу относятся также аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивистский, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. Предпринимаются попытки соединить разные философские методы.2. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как информация, модель, структура, функция, элемент, система, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и др. 3. Частнонаучные методы, т.е. совокупность способов принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.4. Дисциплинарные методы, т.е. система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке нayк. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс многих дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. 31. Специфика социогуманитарного знания и познания. Под социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений. Объектом социально-гуманитарного познания в широком смысле слова выступает совокупность социальных феноменов: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в памятниках материальной и духовной культуры, событиях, исторических фактах и др. Так же как и объекты других наук общество существует независимо от воли и сознания людей. В то же время имеется специфическое отличие объекта социально-гуманитарных наук: Если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, их поступки, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями (носят объективно-субъективный характер). Субъектом социально-гуманитарного познания выступает сообщество ученых (если имеет место коллективная научно-познавательная деятельность) или отдельный индивид. Научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают профессиональными знаниями и навыками использования характерного для социально-гуманитарных наук методологического инструментария. Особенности социально-гуманитарного познания: 1) Особый статус вненаучного интереса познающего субъекта и его влияние на результаты познания: 2) Социально-гуманитарное познание ориентировано, прежде всего, на исследование процессов, т.е. развития общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. 3) Акцент социально-гуманитарного познания на исследование единичных, индивидуальных, уникальных явлений на основе общего, закономерного. 4) Социально-гуманитарное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой действительности: 5) Важную роль в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания: 6) Отсутствие общепризнанных парадигм в социально-гуманитарном познании. 32. Особенности современного социального познания и его основные методы. Единство всех форм и методов познания предполагает и определенные (относительные чаще всего) различия между ними, отражающиеся в специфике каждой из них. Каковы же основные особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики? 1. В самом широком смысле предмет социального познания — сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.Эта сфера есть единство объективного (социальные законы) и субъективного (индивидуальные интересы, цели, намерения и т. п.). 2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут — динамика, а не статика социальных явлений 3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. Это и есть то, что Вебер называл культурно значимой индивидуальной действительностью. 4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Поэтому это не столько субъект-объектные, субъект-субъектные отношения (общение, коммуникации и т. п.). Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. 5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. 6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами 7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания — важнейшая характеристика данной формы познания. 8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа. 9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика (от греч. — знак, признак) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания Символ (от греч. — знак, опознавательная примета) — это: 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак; 2) в искусстве — характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания. 10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог (беседа, разговор), 11. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика. 12. Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. 13. Отсутствие общепризнанных парадигм. 33. Понятие и основные концепции истины. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Свойства истинности: 1.Объективность-независимость от познающего субъекта. 2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность. Концепции: Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности. Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс) Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель) 34. Проблема сознания в философии. История развития взглядов на сознание показывает, что на ранних ступенях развития философии не было строго расчленения сознания и неосознанного, идеального и материального в трактовке психических явлений. Впервые грань, между присущим человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, который акцентировал внимание на своеобразии актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, который противоположен миру природы и людей. Но уже Аристотель, ученик Платона рассматривал сознание как особую душу, о которой человек мало, что знаем. В античности содержание сознания представляло собой отпечаток воспоминания идеального. В Средние века сознание трактуется как надмировое начало, которое существует до природы и творит её из себя. Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является открытие самосознания, духовного опыта, и подробное изучение отношений души и духа. Материалистическим изучением сознания «грешили» Ибн Сина и Иоанн Дунс Скот (1266/1270 - 1308), которые выдвинули учение о материи, которая мыслит. В Новое время сознание рассматривали как мышление. «Я мыслю следовательно существую», так говорил Декарт. И этот взгляд на долго определил подход к изучению проблемы сознания. Важную роль в формировании взглядов на проблему сознания в философии, как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медицины. Они позволили отграничить сознание, как способность человека иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявления психического. Немецкая классическая философия показала активность сознания, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Так, Кант выделил в сознании доопытное знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель стал изучать социально-историческую природу сознания. Эти идеи были продолжены К. Марксом. Позитивное знание обогатилось благодаря нейрофизиологии (Учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, которое проявляется на определенном уровне её развития, либо духовной субстанцией, которая чужда материи. Первая позиция характерна для материалистов, вторая для идеалистов. При этом объективные идеалисты полагают, что сознание есть вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. В то же самое время субъективные идеалисты полагают, что вне реальности субъекта ничего не существует. Есть ощущения человека и ничего более. Признание существование двух субстанций – материи и духа характерно для дуализма. Что же такое сознание? Для теории отражения, которую мы рассматривали выше, сознание - продукт исторического развития материи, высшая свойственная общественному человеку функция мозга, которая состоит в адекватном, активно творческом отражении деятельности. Что же является носителем сознания? Организм человека и способ групповой организации жизнедеятельности в человеческой популяции. На онтогенетическом уровне сознательное существование продуцируется с помощью межполушарной асимметрии и путем устойчивой неравновесности используемых интеллектуальных и эмоциональных возможностей организма. Сознание формируется только в обществе. Телесная организация человека определяет возможности возможность сознания, но реализуется она в человеческом обществе, в котором наличествует множество разнообразных по характеру, по смыслу, по значению и т. д. социальных взаимодействий и отношений. 35. Общественное сознание и его структура. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие. Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие. Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах. Общественное сознание различается по уровням и формам. Первый уровень общественного сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность. Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека. С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключаете целенаправленное планомерное формирование. В отличие от общественной психологии, идеология в широком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной. Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука). Общественное сознание имеет различные функции, важнейшими из которых являются: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом. 36. Социальная философия, ее предмет и метод. Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах. Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т.е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор. Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами. Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной. жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания, онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую). К основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся, прежде всего, уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Гносеологическая (от греч. gnosis - знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем: каким образом осуществляется познание общественных явлений, каковы возможности их познания и каковы границы познания, роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта, роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. |