Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Сущность и специфика бытия человека.

  • 38. Соотношение биологического и социального в человеке.

  • 39. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

  • 40. Проблема цели и смысла жизни.

  • Индивидуальный компонент

  • 41. Социальные ценности и социализация личности.

  • 42. Роль личности в общественном развитии.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Дата01.04.2018
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #40072
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Назовем основные из них:

     Мировоззренческая  Теоретическая функция С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной

     Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества,
    37. Сущность и специфика бытия человека.
    «Бытие» это одно из тех понятий, которые многие мыслители Прошлого и современности считают не только одним из древнейших, но и важнейших для философии. С полным основанием можно сказать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение сущности бытия, основы всего существующего стало одной из первых проблем философии, которой начали заниматься античные философы. М. Хайдеггер — представитель философии экзистенциализма, утверждает, что проблема бытия предрешила судьбу западноевропейской философии, так как со времен античности и До настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований.

    Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину — онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Термин «онтология» впервые появился в философии Р. Гоклениуса (1613 г.), тогда как первые вопросы и проблемы относительности сути бытия, как было отмечено выше, волновалиумы философов уже со времен античности.

    В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Удивляться этому не стоит, так как сущность бытия выступает в форме явлений, которые по мере познания их человеком, раскрывают все новые свои качества. Интерпретация этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы.

    Обыденное мышление, воспринимает термины «быть», «существовать», как синонимы. Философия же долгое время использовала понятие бытия для обозначения не просто существования, т. е. того, что есть, а того, что гарантирует существование. И в этом смысле «бытие» оказывалось синонимом не внешних характеристик предмета, а его сущности, внутренних закономерностей. Именно в таком своем значении и появляется впервые категория бытия у древнегреческого философа Парменида. Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер и другие философы предложили свои оригинальные трактовки бытия, сосредоточившись на том или ином конкретно-историческом понимании бытия и его форм.

    Анализ различных мнений и концепций позволяет в настоящий момент выдёлить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные друг с другом основные формы бытия.

    В качестве первой формы выступает бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная и «вторая, очеловеченная» природа». Природа является исторически первичной предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности. Она существовала «до», существует «вне» и «независимо» от сознания человека.

    Вторая форма охватывает бытие человека.

    Третья форма — бытия духовного. Она включает индивидуализированное духовное человека (мир состояний его сознания) и объективированное духовное (книги, картины, статуи и прочие плоды духовной деятельности человека, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства).

    Четвертая форма — бытия социального — распадается на бытие отдельного человека в природе и истории и бытие общества.

    38. Соотношение биологического и социального в человеке.
    Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

    • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

    • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

    Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

    Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

    Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

    Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

    Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.


    39. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.
    Человек - индивид - личность - индивидуальность - субъект

    В психологии выделяются несколько важных понятий, которые характеризуют духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т.д.

    Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству.

    Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения.

    Выделяют два уровня в становлении индивидуальности:

    · первый уровень связан с особенностями строения и динамики работы нервной системы;

    · второй — сочетание разнообразных черт обеспечивает своеобразие поведения и познания человека, которое проявляется в индивидуальном стиле жизни человека.

    Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т.е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.

    Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств.

    наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.

    Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

    В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

    40. Проблема цели и смысла жизни.
    Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и любая деятельность человека.

    Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.

    Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение, поскольку упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и в наши дни умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.

       Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни       В истории философии традиционно можно выделить три основных точки зрения на вопрос о смысле жизни. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл есть нечто иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по образу и подобию своему и задача человека открыть в себе божественные основы. В основе второго подхода лежит светское истолкование жизни, которое в основе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему и есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Однако, в рамках данного подхода существует известная оговорка – если человечество поэтапно движется к какой-либо определенной цели в будущем, то прошлое и настоящее, поколения людей, жившие до этого превращаются всего лишь в источник, средство для достижения более высокого этапа. А это в свою очередь ставит вопрос о том, оправдывает ли такая цель подобные средства. Субъективный подход предполагает, что жизнь вообще не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира. Смысл жизни в самой жизни – т.е. в жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

           В понятии «смысл жизни» принято выделять 2 основных компонента: индивидуальный и социальный. Индивидуальный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в процессе жизни. Социальный компонент это значимость жизни личности для развития общества. Это то насколько человек способен участвовать в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.

           Проблема смысла жизни и смерти связана с проблемой бессмертия. Анализ культурных традиций позволяет выделить три основных типа представлений о бессмертии – научное (физическое бессмертие тела), религиозное (бессмертие души), философское (духовное бессмертие, сохраняемое через культурную память). Философское понимание бессмертия состоит не только в достижениях отдельных личностей, но и во вкладе каждого в общественное дело. Объективным критерием подобного бессмертия являются создаваемые и достигаемые личностью социальные ценности, разные блага, необходимые для развития общества.


    41. Социальные ценности и социализация личности.

    Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

    Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость»:Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других.

    Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.
    42. Роль личности в общественном развитии.

    Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичныйпредставитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта