Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности.

  • 45. Ценности и смыслы правоохранительной деятельности.

  • 46. Правоохрана как специфический вид человеческой деятельности.

  • 47. Мировоззрение и правоохранительная деятельность.

  • 49. Общественные отношения и их структура.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Дата01.04.2018
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #40072
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    43. Свобода воли и социальная ответственность личности.

    Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность.

    Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека.
    44. Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности.

    Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Внешне ценности выступают как свойства предмета или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Человек, его разнообразные потребности, с одной стороны, и свойства предмета или явления, делающие возможным удовлетворение этих потребностей, с другой, порождают ценностное отношение, результатом которого становится присвоение рассматриваемому предмету или явлению статуса ценности. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты; через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к ним. Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

    В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей. Любая деятельность вообще предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Поэтому среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни.

    Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий[2] могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей:

    истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми;

    позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека и негативные, реализация которых принесет человеку вред;

    признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (интитуциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми;

    субъективные – представляющиеся (кажущиеся) ценностями в силу некоторых обстоятельств и объективные – объективно являющиеся ценностями;

    обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности;

    индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью или человечеством;

    действительные (актуальные) – являющиеся ценностями здесь и сейчас и потенциальные – могущие стать таковыми;

    высшие (возвышенные) – свидетельствующие о высоком уровне духовного развития личности и низменные, соответствующие низменным потребностям и инстинктам человека;

    простейшие (отвечающие физиологическим потребностям человека), интеракционистские (ценности деятельности), социализационные (ценности развития и становления личности) и смысложизненные, детерминирующие жизненный путь личности, смысл ее жизни и деятельности;

    материально-вещные (предметные), духовно-интеллектуальные (ценности сознания), этические (определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла), эстетические (определяемые ценностями с точки зрения красоты), религиозные (определяемые ценностями с точки зрения религии) и т.п.

    Здесь показаны не все известные типологии ценностей. Однако и приведенные типологии говорят о многообразии ценностей, а значит, с учетом двойственной природы ценностей, о разнообразии и богатстве ценностного отношения человека к миру.

    45. Ценности и смыслы правоохранительной деятельности.

    Исследованы личностные ценности и смыслы сотрудников правоохранительных органов в контексте их профессиональной деятельности, выявлены пути их развития. Показано, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком ценности, особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

    Постоянное пребывание в центре различных общественных интересов, воздействие разнообразных влияний налагают на работника правоохранительных органов особую ответственность. Каждое заметное уголовное дело, особенно при рекламе в средствах массовой информации, создает вокруг себя сложную общественно-политическую ситуацию, которая оказывает ощутимое влияние на ход расследования. Подчас внушению общественного мнения в отношении того или иного лица поддаются и лица, производящие расследование, укрепляя тем самым общую уверенность в правильности выдвинутых против этого человека обвинений. В этом свете истолковываются его поведение и высказывания. Поэтому с особой остротой встаёт проблема профессиональных мотивов, личностных ценностей смыслов,

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в структуре ценностей работников РОВД существуют следующие взаимосвязи:

    • направленность на себя коррелирует с познавательным мотивом;

    • направленность на общение и внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив и мотив смены деятельности (обратная связь);

    • направленность на общение прямо коррелирует со значимостью результатов и волевыми усилиями;

    • оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий, состязательный мотив, мотив смены деятельности с направленностью на дело имеет прямую корреляционную связь;

    • существует обратная зависимость между направленностью на дело и такими мотивами, как волевое усилие и значимость результатов;

    • существует значимая обратная связь между направленностью на дело и направленностью на общение (-0,75);

    • слабая обратная корреляционная связь между направленностью на себя и направленностью на общение (-0,54).

    Формирование личности профессионала характеризуется внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека - неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Деятельность работников ОВД характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применение разнообразных качеств, навыков и знаний. В связи с тем, что познание в качестве ведущей ценности у работников ОВД названо не было, мы наш формирующий эксперимент построили на работе именно с этой ценностью.
    46. Правоохрана как специфический вид человеческой деятельности.
    Под правоохранительной деятельностью следует понимать «государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» К существенным признакам правоохранительной деятельности относится

    : Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.

    Во-вторых, соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

    В-третьих, реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом.

    О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

    Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:конституционный контроль;правосудие;организационное обеспечение деятельности судов;прокурорский надзор;выявление и расследование преступлений;оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

    Целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

    Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.Правоохрана представляет одну из главных объективно обусловленных функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального управления.

    47. Мировоззрение и правоохранительная деятельность.

    48. Общество как саморазвивающаяся система.

    Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, су¬ществующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющих¬ся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

    Очевидно, что в реальном общественном саморазвитии нуж¬но учитывать все три источника. Приоритет каждого из них определяется в зависимости от конкретного этапа развития данного общества. Взаимодействие этих источников внутренне противоречиво, и, как давно было замечено, процесс разрешения этих противоречий подчинен определенной ритмике.

    Видный французский историк Ф. Бродель говорил, что исторические события — это пыль, а главное — циклы и тренды, т. е. длинные циклы продолжительностью 100 лет и более. Философский смысл ритмики истории связан с пониманием процесса развития в целом. Оно протекает или линейно (от со¬творения мира Богом до Страшного Суда), или циклично с воз¬вращением как бы к прошлому, но на ином уровне (спираль истории).

    Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого вида (типа) движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человечес¬кой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальнос¬ти, изменения которой выступают в качестве ведущего факто¬ра истории. Переход от культуры одного типа к культуре дру¬гого осуществляется через культуру промежуточного типа, имеющего последовательные стадии: кризис — крушение — очищение — переоценка ценностей — возрождение.

    В конце XX в. Ф. Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Другие исследователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и на¬ступает ситуация непредсказуемости. Современная историчес¬кая и философская мысль только нащупывает основные закономерности ритмики исторического развития, связанные с тя¬жестью глобальных проблем человечества.
    49. Общественные отношения и их структура.

    Общественная жизнь основывается на совместной деятельности людей. Человеческая деятельность - источник формирования, условие и способ существования этой жизни, движущая сила ее развития. О человеческой деятельности можно говорить с момента изготовления человекообразным существом первых орудий труда. Их создание есть процесс не только его выделения из естественно-животного мира, но и формирование им самого себя и мира своего бытия, обеспечение себя в нем жизненными средствами, поддержание функционирования собственного организма.

    Разумеется, жизнь человека не ограничивается биологическим существованием. Он живет также в социальном и духовном измерениях. Человек есть единство биологического, социального и духовного. Деятельность во всех трех измерениях предстает как процесс универсализации человеческого отношения к миру и одновременно как становление целостности самого человека - основы общества, субъекта и цели исторического развития.

    Общественные отношения - это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми, различными социальными группами, а также внутри них.

    Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные отношения.

    Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращенную (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаще всего - «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

    Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, - это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены:экономические; социальные; политические;
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта