Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Периодизация и типология истории философии.

  • 10. Характерные черты, основные этапы и школы античной философии.

  • Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

  • 2. Пифагор и его школа

  • 6. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

  • 11. Общая характеристика средневековой философии.

  • Характерные черты и направления философии Нового времени.

  • 13. Общая характеристика немецкой классической философии.

  • 14. Классическая и неклассическая философия: сравнительная характеристика.

  • Философия, ее предмет и функции


    Скачать 148.11 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции
    Дата01.04.2018
    Размер148.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #40072
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Философские категории – это такие понятия, которые отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего, категории материи, сознания, движения, пространства и времени.

    Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия -- это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения -- все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя -- это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, духДвижение -- это способ существования сущего. Быть -- значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения.

    Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

    Пространство и время -- это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они -- формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно -- направление от прошлого через настоящее к будущему.Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.


    9. Периодизация и типология истории философии.


    Традиционно первым таким периодом называют античность, т.е время с конца 7 – начала 6 вв. до н.э. и до 4 в. н.э. Античная философия, в свою очередь, делится на три значительных этапа: натурфилософию, античную классику и эллинизм.






    Натурфилософия развивается в 6 – 4 вв. до н.э., само ее название («философия природы») говорит о тех проблемах, которые она ставила перед собой. Основным вопросом в это время является вопрос о субстанции. Представителями натурфилософии были Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит и др.

    В конце 5 – начале 4 вв. до н.э. в Греции появляется течение софистов, которые, утверждая относительность знания, от вопроса «Что есть мир?» перешли к вопросу «Что есть истина?». Это время получило название «поворот к человеку», который завершил Сократ. Ученик Сократа Платон, а также Аристотель представляют период, который принято считать расцветом античной философии – античную классику (4 в. до н.э.).

    Период эллинистических школ продолжался с 3 в. до н.э. по 6 в н.э. включительно, проблематика этого времени заключена, как правило, в попытках объединить те или иные натурфилософские представления о мире с методологией, разработанной Платоном и Аристотелем. Сюда относятся такие философские школы, как стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм и др. Наиболее поздние школы, в частности, неоплатонизм, сосуществовали с христианской средневековой философией, с которой оказывали значительное взаимовлияние.

    Вторым крупным периодом является философия средневековья (2 – 14 вв. н.э.). Следует отметить, что в исторической летописи наступление Средних Веков обычно связывают с падением Западной Римской империи и относят к концу 4 века. Это противоречие (средневековая философия возникает раньше, чем наступает эпоха Средних Веков), однако, является лишь кажущимся. Дело в том, что вся средневековая философия представляет собой попытку философского осмысления христианской доктрины, поэтому ее возникновение напрямую обусловлено возникновением и распространением христианства. Поэтому начало этой философии относится во времена заката античности и развивается параллельно с позднейшими эллинистическими школами.

    Философия Средних Веков, как и античная, делится на три этапа – апологетику, патристику и схоластику.

    Апологетика (от греческого «апология» - письмо в защиту чего-либо) появляется на заре развития христианства, когда его последователи жестоко преследуются верховной римской властью. Этот этап охватывает 1 – 2 вв.н.э.

    Патристика (от латинского патер – отец) – творения «отцов церкви» - теологов и религиозных философов, разрабатывавших ключевые проблемы раннего христианства, например, проблему тринитарности (троицы), веры и знания и др. Чаще всего указывается, что патристика развивается во 2 – 5 вв, хотя к этой проблематике относятся и работы некоторых ранних христианских философов. Патристику формируют такие философы, как Ориген, Тертуллиан, Августин Аврелий и др.

    Схоластика (от латинского схола – школа) – позднейший период средневековой философии, охватывающий 6 – 13 вв. В это время предпринимаются попытки «рационализировать нерационализируемое», например, создать рациональные доказательства бытия Бога. Рассмотрение вопроса о создании мира приводит к появлению двух основных течений этого времени – номинализма (Росцеллин) и реализма (Фома Аквинский).

    Философия Нового Времени, складывающаяся в 17 – 18 вв., представлена в первую очередь именами Ф. Бэкона и Р. Декарта, которые считаются основателями двух направлений новоевропейской философии – эмпиризма и рационализма.


    10. Характерные черты, основные этапы и школы античной философии.
    Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н. э. и просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Античная философия, таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных периода:

    I. VII-V вв. до н. э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

    II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н. э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

    III. Конец IV-II вв. до н. э. — эллинистический период (Эпикур и др.),

    IV. I в. до н. э. — VI в. н. э. — римская философия.

    Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.
    1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего. В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего. Вопрос о первоначале. Особое внимание уделял изучению природы.2. Пифагор и его школа 1)Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе. 3) учение об образе жизни. 3. Эфесская школа. Всё существующее постоянно переходит из одного состояние в другое. Всё течет, всё изменяется 4. Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон Вопросы бытия, мышления.Рационалистический, логический методы в философии. Способ доказательства от противного.

    5. Афинская школа Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства. Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика.Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

    6. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании. 9. Кинизм Поиск наилучшей жизни. И другие школы.

                                                                                    
    11. Общая характеристика средневековой философии.

    В общем, философия была в Средние века просто инструментом религиозной деятельности. Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души и оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику.

    «Творческий метод средневекового философа, как и метод художника той эпохи, можно назвать иконографическим. Его задача – передать современникам и потомству образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя… Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными»[1].

    Средоточием философского мышления, каким в античности была идея Космоса, становится теперь идея Бога.

    Самым известным и влиятельным из отцов церкви был Аврелий Августин (354-430), прозванный “Святым” (Sanctus, в русской богословской традиции его прозвище – «Блаженный»). Среди множества написанным им книг выделяется «Исповедь» – автобиографическое сочинение, в котором Августин описывает, как он пришёл к принятию христианства, – и книга «О граде божьем», посвящённая основам христианской этики.

    Схоластика (от греч. scholasticos – школьный, ученый) возникает и существует в XI-XIV вв. в тесной связи с преподаванием богословия и семи “свободных искусств”: грамматики и риторики, логики (ее в то время чаще звали “диалектикой”), арифметики и геометрии, музыки и астрономии, – в школах и в первых, только что появившихся университетах Болоньи, Парижа и Оксфорда.

    В отличие от первых христианских отцов церкви, схоластики в большинстве своем отдают предпочтение Аристотелю перед Платоном.

    Всех средневековых мыслителей, равным образом и отцов церкви и схоластиков, объединяет одна общая сверхпроблема: все они стремятся так или иначе определить соотношение разума и веры, религиозного откровения и философской истины – примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа или, напротив, провести меж ними непереходимую черту.

    12. Характерные черты и направления философии Нового времени.

    В философии Нового времени появляются понятия «субъект» и «объект». «Я» становится основой мира, т.е. безусловным, и это закрепляет положение человека как венца природы, в которое его поставила эпоха Возрождения. Субъектом стали называть все активное и индивидуальное, понимая его как основу сущего.

    Главной задачей философии становится разработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления. В процессе решения этих задач образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

    Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Различают идеалистический эмпиризм (Д. Юм. Д. Беркли), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения и представления), и материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и др.), полагающий источником чувственного опыта объективно существующий мир. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах; чувства и опыт – источник знания, разум лишь систематизирует чувственные данные, ничего не добавляя к их содержанию. Опытным знаниям соответствует индуктивный метод, в основе которого – наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

    Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление гносеологии, в отличие от эмпиризма (сенсуализма) признающее главным источником знания мысли и понятия. Исторически первой формой рационализма была античная натурфилософия. Основоположником рационализма Нового времени является Р. Декарт. Чтобы отыскать истину мышление должно руководствоваться дедуктивным методом, который опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

    Рационализм можно рассматривать как систему ценностей и как определенный тип мышления, признаками которого являются: а) возвеличивание человека как разумного существа, и в этом отношении уникального; б) вера в безграничные познавательные возможности человека; в) опора на научное познание, противопоставление чувственного и рационального мышления, при этом основную роль играет разум, а не опыт; г) социальный утопизм.

       Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля

    ·        Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы.

    ·        Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека

    ·        В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно

    ·        Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др..

    ·        Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.
    13. Общая характеристика немецкой классической философии.

    Общая характеристика немецкой классической философии в наши дни изучается особо детально, ведь это - уникальное явление в мировой культуре. Именно классическая немецкая философия является основой философии современной. За столетие своего существования ей удалось не только детально исследовать те проблемы, которые мучили человечество на протяжении многих веков, но и объединить в себе практически все существовавшие на тот момент течения, начиная с субъективного идеализма и заканчивая иррационализмом и вульгарным материализмом. Общая характеристика немецкой классической философии опирается на такие известные на весь мир имена, как Кант, Маркс, Гегель, Фихте, Ницше, Шопенгауэр, Энгельс и другие

    И. Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии. Он предложил революционное объяснение происхождения Солнечной системы, опирающееся на ньютоновские законы (из разряженных частиц материи, вращающихся в виде туманности). Кроме того, ему принадлежит теория о существовании пределов познавательной способности, а также о неготовности человека постичь внутреннюю сущность явлений и вещей. Также Кант выдвинул учение о категориях и сформулировал моральный закон. Помимо прочего, именно он впервые высказал предположение о «вечном мире» в будущем, который будет основан на экономической нецелесообразности войн и их правовом запрете. Иммануил Кант – это имя, без которого общая характеристика немецкой классической философии была бы невозможной

    Другой философ – Георг Гегель – помог обосновать концепцию объективного идеализма, которая была чрезвычайно распространена в ряде западных государств. Это удалось ему благодаря учениям об абсолютной идее (первопричине всего сущего, нашего материального мира, находящейся вне зависимости от сознания). Гегель был тем, кто впервые отожествил мышление и бытие. Однако настоящим венцом его деятельности стала разработка диалектики – учения об основных принципах и законах всеобщего развития. Дополнил идеи Гегеля Иоганн Фихте (1762-1814). По его мнению, единственной и основной реальностью для человека есть сам он, его мысли и чувства. Идеи и теории этих трех философов впоследствии неоднократно дополнялись и совершенствовались другими людьми, менялась и общая характеристика немецкой классической философии. характеристика немецкой классической философии К примеру, Л. Фейербах (1804-1872), труды которого относились уже к более позднему периоду, критиковал идеализм и стремился обрисовать последовательную и целостную материалистическую картину мира. Фейербах был ярым атеистом, а потому стремился доказать искусственность Бога и перенесение на его образ нереализованных людских идеалов.

    14. Классическая и неклассическая философия: сравнительная характеристика.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта