шпаргалка. Философия и Мифология. Философия это такая область человеческого знания, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии
Скачать 41.4 Kb.
|
Философия — это такая область человеческого знания, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология (все проявления жизни), геология (изучает состав, строение и закономерности развития Земли, её поверхности). Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории. Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй. Следует заметить, что в ходе исторического развития этап существования мифа в сознании людей не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф (например, миф о космическом разуме, существовании инопланетных организмов. Современные мифы выступают в форме теоретических, научных представлений о каком-либо идеальном социуме, несуществующем руководстве. Также это заблуждения, причинами которых стали неверные представления впервые появившиеся в каких-либо книгах или фильмах), это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем. Мифология Миф (греч. mythos - слово; сказание; предсказание) - сказание, передающее верование древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях. Собрание мифов и наука о них называется мифологией. Мифология как собрание мифов - это специфическое миросозерцание, возникшее в древнейшие времена у разных народов. Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения. Первые попытки объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал через олицетворение сил природы, уподобление их живым существам породили мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Предпосылками мифологического мировоззрения служили настоятельная духовная потребность объяснить мир и разобраться в явлениях природы, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и целостность мифологического мышления и эмоционально-чувственной сферы. В мифологии прослеживаются представления древних людей о явлениях природы и общества, зачатки научных знаний, религиозные и нравственные представления, художественно-эстетические чувства. В мифе переплетаются вымысел и вера, знание и предрассудки, он не сводится ни к одному из названных элементов. Это сплетение создает одну из важнейших характеристик мифологического мышления - синкретизм, то есть слитность различных представлений о мире, в котором живут люди и о тех силах, которые этим миром управляют. Миф является и особым видением явлений природы и общества, особой формой мироощущения. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и природу: в мифологических представлениях все может быть всем. Существует и еще один оттенок смысла в термине "синкретичность". Неразделенность формы сосуществования начала объективного знания о мире, зачатков религиозных верований, первоначальных основ искусства. Затем в ходе развития культуры эти формы эмансипировались от мифа и обрели собственные четкие очертания. Второй отличительная чертой мифа является отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что "все во всем". Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. Таким образом, в мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы). В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Различают явный и неявный антропоморфизм. При явном - свойства и облик человека приписываются предметам природы, при неявном - свойства, действия человека, его мотивы приписываются природным явлениям, а облик при этом дается нечеловеческий (зверь, чудовище). Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Это закономерно возникающие связи между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели. Мифологическому мировоззрению присущ и социоморфизм, т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе. Четвертое важное свойство мифологического сознания - символичность. Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце - это бог Гелиос, время - это Хронос, страх - это Фобос и т. д. Еще одна важная черта мифа - коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф. И последнее, что можно отметить, -- такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать его. Миф нельзя назвать сказкой, потому что сказка - продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик, и слушатель понимают сказочную выдумку и ее условность. Миф ничего не придумывает и вполне реален, как сама жизнь. Он не знает преднамеренности и возникает в стихии самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекают функции мифа. Основная и самая значимая - социально-практическое освоение мира. Оно возможно только в коллективе. Миф - порождение коллективного сознания, поэтому в нем преобладают коллективные чувства и представления. Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, и другой реальности для древнего человека не существовало. Вся его жизнь подчинялась ритму коллективной деятельности и коллективному образу жизни и мышления. Индивид растворялся в общине и ее интересах. Миф культивировал естественные и доступные пониманию индивида родственные отношения, которыми он был накрепко связан со своим родом. Он внушал индивиду необходимость поддерживать целостность коллективной организации как необходимое условие полноценного индивидуального существования. И вполне понятно, что и природную жизнь древний человек воспринимал по аналогии с общественной, с теми же родственными связями, благодаря которым мир представал как единая большая космическая семья. Мифологическое мировоззрение также выполняло следующие функции: * обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях; * объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания; * моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения; * регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения. Философия и ее связь с мифологией Возникновение философии относят к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия (греч. philosophia, philo - люблю + Sophia - мудрость) – область человеческого знания, вечно сомневающаяся и вечно стремящаяся к истине, допускающая предельно универсальные суждения о мире, не стремящаяся к эмпирическим проверкам своих выводов, дорожащая пониманием больше, чем объяснением, и поддерживающая разнообразные взгляды на мир. Философская мысль зарождалась внутри мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Философия возникает из мифологии тогда, когда практические смыслы мифа вытесняются смыслами теоретическими, когда в человеке появляется страсть и возможность к познанию и объяснению мира, свободному от всякого практического интереса. Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Рождение философии - рождение нового типа мышления, который и был частью мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиции разума, им придается новое смысловое, рациональное истолковании. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, и на смену мифологического мировоззрения пришло философское. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям. Миф - это знаковая система, основанная на развитии абстрактных форм, метафоричности и чувственности. Но философия и мифология связаны конкретно с этими понятиями, так как такое восприятие людского и мирового бытия не может пропасть в итоге исторического развития. Философия базирована на мировоззрении, что берет начало в преданиях. Она приводит в поддержку собственных теорий не веру, а подтверждения. Так, философия и мифология работают неразрывно и синхронно. Мифология несет в себе то, что нужно просто принять. А философия - то, после чего начнется время знания и поиска доказательств для какого-либо понятия. 3. Сходства и различия между философией и мифологией Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления. Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения. Главное сходство мифологии и философии - это создание модели мира и поведения. Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем. 1. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств. 2. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений. 3. Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. 4. Философское сознание, в отличие от мифологии, не синкретично. 5. Философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо. 6. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. 7. В философии все главные структурные единицы неразрывно связаны и представляют собой единую систему. 8. Для философии чуждо все сакральное и священное. При этом философию и мифологию связывает также общее предназначение – быть системой смысложизненных ориентаций человека, и общий мировоззренческий аффект – удивление. Миф помогает человеку жить. Философия понимает, объясняет и толкует жизнь. Но, как говорил Аристотель, те, кто любит мудрость, равно как и те, кто любит мифы, одинаково начинают с удивления. Это удивление от открытия в мире чего-то важного, существенного, от ощущения чудесности, значительности и святости мира. Но если мифологическое удивление самодостаточно, то философское является толчком для дальнейшего понимания, познания, рассуждения. Философия оказывается рационализированной мифологией. И необходимость этой рационализации заложена уже в самом мифологическом сознании. Безудержное мифотворчество благодаря этому становится продуктивным. Философия очищает мифотворчество от предрассудочности, запальчивости, суеверности, неадекватности и т. п. и дает возможность понять и удержать его неустранимые из культуры аспекты. Заключение Философия и мифология неразрывно связаны между собой, так как одна форма мировоззрения породила другую, но с рациональными понятиями. Миф - это особая форма мировоззрения, многогранное содержание которого не нуждается в научном и религиозном толковании, от которого человечество перешло к более сложным и совершенным формам мышления. |