Главная страница
Навигация по странице:

  • Иммануила Канта

  • : «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».

  • Основным во все системе является понятие абсолютной идеи.

  • «Все действительное разумно, все разумное действительно. Вся философская система Гегеля состоит из трех частей (соответственно трем стадия развития Мировой идеи)

  • Логика, Философия идеи (развитие идеи в ее собственном лоне). Философия природы (раскрытие идеи в вещах и процессах)

  • В свою очередь каждая часть системы включает в себя по три раздела. Подлинный исток и тайна всей гегелевской философии, введение к ней содержится в работе «Феноменология духа» 1.

  • Логика.

  • Здесь же Гегель сформулировал и второй

  • Понятие содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абстрактного (простейшего) к конкретному (полному) знанию о предмете.

  • Природный процесс имеет три ступени: механика, физика и органическая физика.

  • Природный процесс имеет три ступени: механика, физика и органическая физика. Механика

  • Завершением развития всей природы Гегель считал возникновение духа, посредством которого природа узнает саму себя и познает собственную сущность. 3.Учение о Духе.

  • Оно непосредственно выходит на проблемы человека, общественной жизни и исторического процесса.

  • Высшим проявлениями («манифестациями») духа немецкий философ считал такие формы общественного сознания, как искусство, религия, философия.

  • В учении об объективном духе

  • В учении об абсолютном духе

  • гегель. 7.Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия Гегеля новая концепция логики, философия природы, философия духа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (17701831)


    Скачать 60 Kb.
    НазваниеФилософия Гегеля новая концепция логики, философия природы, философия духа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (17701831)
    Анкоргегель
    Дата14.01.2021
    Размер60 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла7.Георг Вильгельм Фридрих Гегель.doc
    ТипДокументы
    #168083

    Философия Гегеля: новая концепция логики, философия природы,

    философия духа.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

    немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770 года. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793 годах, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 годах Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 годах — во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 году сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

    После смерти отца в 1799 году Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы ("Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет"), а затем и саму диссертацию "Планетные орбиты" ("De orbitis planetarum") и в 1801 году получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 годах Гегель — приват-доцент, а в 1805-1807 годах экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, "Феноменологию духа" ("Phanomenologie des Geistes", 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

    Не дождавшись опубликования "Феноменологии", Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 году получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 году он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы — "Наука логики" ("Die Wissenschaft der Logik", 1812-1816).

    В 1816 году Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник "Энциклопедия философских наук" ("Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 году Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

    Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 года, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

    Последней опубликованной работой Гегеля была "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse"), вышедшая в свет в Берлине в 1820 году (на титуле — 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845 годах. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером.
    По мнению Гегеля, им был создан предельно рациональный объективный идеализм. Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории». В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания – диалектику, логику, гносеологию, историю и право, философию истории. Ф. Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития…». Главное в его творчестве диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) Философского мышления и познания объективной действительности.

    Основным во все системе является понятие абсолютной идеи. Это некий мировой разум, Этот разум есть исток всего сущего. Абсолютная идея в «свернутом» виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе саморазвития мировой разум проходит ряд ступеней: природа, общества, человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен. Поэтому «Все действительное разумно, все разумное действительно.

    Вся философская система Гегеля состоит из трех частей (соответственно трем стадия развития Мировой идеи):

    1. Логика, Философия идеи (развитие идеи в ее собственном лоне).

    2. Философия природы (раскрытие идеи в вещах и процессах)

    3. Философия Духа (развертывание идеи в истории, обществе и мышления человека).

    В свою очередь каждая часть системы включает в себя по три раздела. Подлинный исток и тайна всей гегелевской философии, введение к ней содержится в работе «Феноменология духа»
    1. Логика. Это - «наука о чистой идее». Об этом Гегель написал в работе «Наука логики». Когда идея развивается сама в себе. И тоже проходит три этапа.

    - Учение о бытии. На этой стадии «ничто» превращается в «нечто». Это бытие приобретает качество и количество, как характеристики явлений. Единство количества и качества есть мера. Если изменять количественные показатели в определенных пределах, то качество не меняется, но стоит только выйти за эти пределы, как происходит изменение качества предмета или явления (например, нагревать воду – изменять количество, со временем она превращается в пар – новое качество). Это происходит в виде скачка. Он может быть с ярко выраженной границей. Например, извержение вулкана; переход от здорового состояния в болезненное (накапливаются микробы, повышается температура - человек заболевает – т.е изменяются количественные показатели, и происходит переход в новое качество…(Другие примеры – действие лекарств). И с не ярко выраженной границей. Например – образование нефти.

    Эта связь представляет собой закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Это – первый закон диалектики. Он показывает внутренний механизм развития.

    Здесь же Гегель сформулировал и второй закон диалектики – закон отрицания отрицания. Отрицание – это преодоление старого новым. Со временем новое устаревает и заменяется новейшим – это отрицание отрицания. По Гегелю, отрицание происходит в форме триады: - тезис – антитезис – синтез. Закон отрицания отрицания фиксирует постоянный переход от низшего к высшему. Это закон раскрывает направление развития. Простейшим примером таких связей является, по Гегелю, развитие растений (ячмень, овес) из зерна. Сложные изменения происходят как бы по спирали, образ которого символизирует собой органическое единство круга («старое») и восхождение («новое»). Пример – любое развитие. Например, прогресс в способах лечения, в технических средствах: когда последующее поколение техники сохраняя принципы действия, меняется в соответствии со временем.

    - Учение о сущности. Второй раздел Науки логики включает учение о сущности и иных философских понятиях. В философии сущность - обозначение основы существования. Сущность формируется в процессе взаимодействия противоположностей. Все явления и предметы состоят из противоположностей: + и -; жизнь – смерть; запоминание – забывание… Не возможно одно без другого…Т.о закон единства и борьбы противоположностей – третий закон диалектики, раскрывает внутренний источник развития. Противоречие носит всеобщий характер и существует в разных формах. Этот закон является сутью, ядром диалектики.

    Здесь же Гегель раскрывает смысл других философских понятий – форма и содержание, необходимость и случайность, причина и следствие, взаимодействие, свобода и необходимость.

    - Учение о понятии. По Гегелю понятие содержит в себе все богатство бытия и сущности, оно кладет начало всякой жизни и всякой действительности. Немецкий философ-идеалист наделял понятие мистической силой. Понятие содержит в себе весь путь движения человеческой мысли от абстрактного (простейшего) к конкретному (полному) знанию о предмете. И в масштабах всего человечества и отдельной личности.

    Понятие – это отражение наиболее общих свойств или сторон предмета. Как происходит формирование понятий? Сознание выделяет наиболее общие признаки предмета, например, «стол – это поверхность на опоре». Не играет роли – сколько ножек, форма и материал столешницы. Понятия могут быть и абстрактный – патриотизм, любовь и т п. На ранних стадиях развития человечество люди мыслили конкретно, и лишь потом появилось абстрактное мышление. И у человека в детстве мышление конкретное, и только затем – абстрактное.
    2. Учение о природе. Эта часть гегелевской философской системы изложена в работе «Философия природы». Будучи идеалистом, Гегель сознательно принижал роль окружающей природы, видя в ней нечто бессознательное и несамодостаточное, всего лишь «инобытие» мирового духа, «бытие вне идеи». Гегель писал, что абсолютная идея свободно «отпустила» себя в качестве природы.

    Природный процесс имеет три ступени: механика, физика и органическая физика. По убеждению Гегеля, в природе нет саморазвития, а есть лишь выявление того содержания-замысла, который есть в «недрах» абсолютной идеи как духовной субстанции.

    Механика – это первая ступень. Она предполагает такие явления, как пространство и время, материя и движение, всемирное тяготение. Уделом природы считается не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве изначально присущего абсолютной идее разнообразия.

    Природный процесс имеет три ступени: механика, физика и органическая физика.

    Механика – это первая ступень обнаружения абсолютной идеи в природе. Она предполагает такие явления как пространство и время, материя и движение, всемирное тяготение, движение небесных тел. По мнению Гегеля, уделом природы является не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве изначально присущего абсолютной идее разнообразия.

    Физика – вторая ступень шествия абсолютной идеи в природном мире. Здесь речь идет о таких явлениях, как свет, земля, и вода, электричество. Они тоже рассматриваются Гегелем с позиций идеализма. Например, звук – это «жалоба идеального»…

    Органическая физика – это об истории земли, о растительном и животном мирах, человеческом организма. По мнению Гегеля, этот мир был порожден, образно говоря, ударом «молнии жизни» в материю, и лишь затем уже он подвергался эволюции и качественным изменениям. Развитие органического мира происходит под воздействием каких-то мистических внутренних «тайных» сил, которые «дремлют» в каждом зародыше.

    Завершением развития всей природы Гегель считал возникновение духа, посредством которого природа узнает саму себя и познает собственную сущность.
    3.Учение о Духе. Оно непосредственно выходит на проблемы человека, общественной жизни и исторического процесса.

    По мнению Гегеля, дух есть абсолютная идея на последней стадии ее шествия в мире, когда она, покинув природу, развивается уже в форме самосознания человеческого рода (общественного сознания). Это, как пишет философ, «идея возвращающаяся в самого себя из своего инобытия». Здесь идея осознает свою подлинную сущность, в качестве которой выступает свобода («субстанция духа есть свобода». Высшим проявлениями («манифестациями») духа немецкий философ считал такие формы общественного сознания, как искусство, религия, философия. Последняя из них символизирует собой завершение движения абсолютной идеи, итог этого творческого процесса.

    В учении о субъективном духе Гегель рассматривает такие вопросы, как физиология человека, соотношение души и тела, души и сознания, отличие человека от животного, его нравственные и личностные качества. Им подчеркивалось, что важнейшим свойством духа является свобода, состояние творчества.

    В учении об объективном духе немецкий философ дал анализ таким его социальным воплощениям, как семья, нравственность, право и государство, гражданское общество. Право – «царство реализованной свободы», внешняя форма разумности. Нравственность же – это внутренняя форма разумности, при которой человек способен самостоятельно различать добро и зло. Гегель характеризовал нравственность как высшую ступень индивидуального и общественного сознания. Самым естественным и непосредственным проявлением нравственности, он считал семью, как важнейший институт гражданского общества.

    Само гражданское общество Гегель рассматривал как взаимодействие частных интересов индивида. Если гражданское общество есть, по определению Гегеля, царство эгоизма, то государство - это сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сословий. Государство представляет собой, по выражению философа, «шествие бога в мире», воплощение его воли и разума.

    В учении об абсолютном духе Гегель рассмотрел искусство, религию и философию как важнейшие формы общественного сознания. Искусство он определял как воплощение идеи в чувственном образе, органическое единство формы и содержания. Он высоко оценивал роль таких видов искусства, как скульптура и живопись, музыка и поэзия. Религия – это образное представление о боге, не доходящее до понятий. Наиболее совершенной религией он считал христианство. Философию он определял ее как «очищенный» синтез религии и искусства, который дает в итоге рациональное знание. Задача философии состоит в том, что бы в понятийной форме вскрывать всеобщее в полученных знаниях о мире. Она представляет собой «мыслящее рассмотрение предметов» («знающий себя разум») которое опирается на духовный опыт человечества.
    "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно".






    написать администратору сайта