Главная страница
Навигация по странице:

  • Западный эзотеризм 1.0

  • Западный эзотеризм 2.0

  • Ханеграаф. Философия и методология исследований эзотеризма и мистицизма


    Скачать 4.64 Mb.
    НазваниеФилософия и методология исследований эзотеризма и мистицизма
    АнкорХанеграаф.pdf
    Дата19.03.2019
    Размер4.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХанеграаф.pdf
    ТипДокументы
    #26064
    страница1 из 2
      1   2

    ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
    ИССЛЕДОВАНИЙ ЭЗОТЕРИЗМА И МИСТИЦИЗМА
    В. Я. Ханеграаф
    ЗАПАДНЫЙ ЭЗОТЕРИЗМ: СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
    1
    В настоящей статье мне хотелось бы представить некоторые свои мысли о нынешнем состоянии исследований «западного эзотеризма» и вы- двинуть некоторые предложения в отношении их будущего развития. На- звание статьи в первую очередь шутливо намекает на вторую часть попу- лярного научно-фантастического телесериала «Звездный путь», в котором капитан Жан-Люк Пикард и его экипаж продолжают дело, начатое ко- мандой капитана Кирка. Знаменитый девиз сериала «Звездный путь: следу- ющее поколение» – «Смело иди туда, где раньше никто не бывал» – впол- не годится для нашей дисциплины: ведь мы действительно пытаемся науч- ными методами изучать предметы и традиции, зачастую полностью игно- рировавшиеся предыдущими поколениями ученых, которые вели себя так, будто этих предметов и традиций не существовало вовсе. Поэтому идея смелого исследования неизвестного отлично подходит для описания нашей деятельности. Но если говорить серьезнее, название моей работы также на- мекает на понятие технической и концептуальной инновации и прогресса.
    Работая с компьютерным программным обеспечением, мы ясно видим, что его качество регулярно, из поколения в поколение, повышается (апгрейд).
    Я думаю, что в своей области мы сейчас видим два поколения – «западный эзотеризм 1.0» и «западный эзотеризм 2.0», и настало время для следую- щей версии – «западного эзотеризма 3.0».
    В 2012 г. мы могли бы отметить двадцатилетнюю годовщину «запад- ного эзотеризма 2.0», который, как я разъясню позже, повел свой отсчет с
    1992 г. Mне посчастливилось участвовать в развитии такого «программ- ного обеспечения» с самого начала, поэтому я бы счел уместным обратить- ся к истокам этих исследований, с тем чтобы суммировать основные линии их развития.
    Западный эзотеризм 1.0
    Начну с воспоминаний. В 1992 г. итальянский Центр изучения новых религиозных движений (ЦИНРД)
    2
    организовал в Лионе (Франция)
    1
    ©
    Hanegraaff W. J. Western Esotericism: the Next Generation (пер. с англ. С. В. Пахомова).
    Автор статьи и переводчик благодарят за сотрудничество Ю. Нинкблок и А. Беляеву (Нидерланды), предложивших ценные идеи по улучшению перевода текста.
    2
    Centro Studi sulle Nuove Religioni (CESNUR).
    7
    большую конференцию
    1
    о магии, в которой приняло участие большинство крупнейших исследователей эзотеризма. В то время я только приступал к работе над своей докторской диссертацией, и эта научная конференция была одной из моих первых. Там, в Лионе я был взволнован от мысли встретить столько специалистов, изучающих эзотеризм; одни были уже из- вестны мне по своим работам, о других я никогда прежде не слышал. Сре- ди них были такие имена, как Джоселин Годвин, Массимо Интровинье,
    Ханс Томас Хакль, Жан-Пьер Лоран и, конечно, Антуан Февр. Никогда не забуду обстоятельств (это было в каком-то ресторанчике во время обеда), при которых я познакомился с Февром, в то время бесспорным знатоком западного эзотеризма; он станет моим близким другом, с которым мы бу- дем тесно и плодотворно сотрудничать в последующие годы и десятиле- тия. В том году (1992) Февр как раз опубликовал короткое введение в ис- следования западного эзотеризма; книга вышла в известной французской серии карманных книг «Что я знаю?» («Que sais-je?»)
    2
    . Выход в свет этой книжки теперь следует считать вехой, обозначающей конец первого и в то же время начало второго цикла научного исследования западного эзотериз- ма; иными словами, она представляла собой переход от «западного эзоте- ризма 1.0» к «западному эзотеризму 2.0».
    Итак, что же такое «западный эзотеризм 1.0»? Хорошо известно, что научная кафедра истории христианского эзотеризма была учреждена в
    Практической школе высших исследований (Сорбонна)
    3
    уже в 1964 г. Но не столь известно, что это произошло почти случайно, и, разумеется, не как результат намеренных стараний оформить новую область исследова- ний
    4
    . Случилось так, что ушел из жизни великий ученый Александр Койре, прославившийися своими классическими работами о Якобе Беме и копер- никанском перевороте
    5
    , и должность, которую он занимал, оказалась ва- кантной. Совет ПШВИ счел, что наилучшим кандидатом на эту должность является Франсуа Секре, знаменитый историк христианской каббалы. Од- нако для того, чтобы утвердить Секре в должности, пришлось изменить на- звание кафедры, подгоняя его под специализацию Секре. Один из членов
    Совета, известный исследователь исламского мистицизма Анри Корбен, предложил назвать кафедру «История христианского эзотеризма». Это предложение было сделано в конце утомительного заседания факультета.
    Все уже устали и хотели домой, и поэтому его коллеги сказали: «Ну, хоро- шо, почему бы и нет?»
    1
    Martin J.-B., Laplantine F. Le défi magique. Esotérisme, occultisme, spiritisme. En 2 tomes. Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 1994.
    2
    Faivre A. L’ésoterisme. Paris: Presses Universitaires de France, 1992.
    3
    École Pratique des Hautes Études (Sorbonne).
    4
    О том, что последовало дальше, см.: Faivre A. From Paris to Amsterdam and Be- yond: Origins and Development of a Collaboration. P. 123–124, и Hanegraaff W. J. Esoteri- cism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. P. 348–349.
    5
    Koyré A. La philosophie de Jacob Boehme. Paris: Vrin, 1929; Koyré A. From the
    Closed World to the Infinite Universe. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1957.
    8

    Впрочем, Секре, получив в следующем году это назначение, не слиш- ком обрадовался: термин «эзотеризм» смущал его, и поэтому он не попы- тался превратить его изучение в научную дисциплину. Так что не совсем правильно говорить, будто изучение западного эзотеризма как научного объекта началось в 1960-х гг. После ухода Секре на пенсию в 1979 г. назва- ние кафедры было изменено на «Историю эзотерических и мистических течений в современной Европе»
    1
    , что привело к соперничеству между спе- циалистом по мистицизму Мишелем де Серто и Антуаном Февром, чье имя ассоциировалось с эзотеризмом. Главой кафедры был избран Февр, приступивший в 1980-х гг. к концептуализации эзотеризма, как объекта научного исследования.
    Итак, чтобы понять, что подразумевалось под «эзотеризмом» в тот период, следует принять во внимание два фактора. Первым из них было влияние, оказанное на французскую науку книгой Огюста Виатта «Ок- культные источники романтизма»
    2
    , опубликованной в 1928 г. Эта книга была и остается классикой. Основываясь на скрупулезных архивных иссле- дованиях, Виатт продемонстрировал, что XVIII век, так называемый «век
    Просвещения», был также и веком мистического или эзотерического «ил- люминизма» (illuminism). Идея о том, что во Франции и в Германии в деся- тилетия, предшествовавшие Французской революции, расцвела иллюмини- стская (суб)культура (причем не только параллельно с рационалистически- ми направлениями, но и переплетаясь с ними во многих отношениях), по- трясла весь научный мир
    3
    . Следствием стал бум изучения иллюминизма во французской науке. Молодой Антуан Февр со своими диссертациями об
    Эккартсгаузене и Кирхбергере, опубликованными в шестидесятые годы
    4
    , был ярким представителем этого феномена. Возможно, он провел бы оста- ток своей карьеры как историк, специализирующийся в германистике, в частности, в немецком иллюминизме, если бы не второй важный фактор: влияние на его умозрение того, что сейчас называется подходом «Эраноса» к религии. Именно благодаря этому второму фактору Февр стал исследова- телем «западного эзотеризма», который нам известен ныне. Что же пред- ставлял собой «Эранос»?
    «Эранос» – это название ежегодной летней конференции, проводив- шейся в швейцарской Асконе с 1933 г.
    5
    До Второй мировой войны главной
    1
    History of Esoteric and Mystical Currents in Modern and Contemporary Europe.
    2
    Viatte A. Les sources occultes du Romantisme: Illuminisme, Théosophie 1770–1820.
    En 2 tomes. Paris: Honoré Champion, 1928 (repr. 1979).
    3
    Eliade M. Occultism and Freemasonry in Eighteenth-Century Europe. P. 89.
    4
    Faivre A. Kirchberger et l’Illuminisme du dix-huitième siècle. The Hague: Martinus
    Nijhoff, 1966; Faivre A. Eckartshausen et la théosophie chrétienne. Paris: Klincksieck, 1969.
    5
    В целом об «Эраносе» см.: Hakl H. T. Der verborgene Geist von Eranos. Unbekan- nte Begegnungen von Wissenschaft und Esoterik. Eine alternative Geistesgeschichte des 20.
    Jahrhunderts. Bretten: Scientia Nova, 2001; Wasserstrom S. M. Religion after Religion. Ger- shom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos. Princeton University Press, 1999;
    Hanegraaff W. J. Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. P.
    277–314. О развитии взглядов Февра, включая его увлеченность «Эраносом», см.:
    9
    фигурой на этих конференциях был психолог Карл Густав Юнг. Однако после войны на них уже доминировали иные знаменитые специалисты, изучавшие мифологию и религию, в том числе такие высококлассные уче- ные, как Гершом Шолем, Анри Корбен и Мирча Элиаде. Идя против преобладавшей тенденции секуляризации и расколдовывания, «Эранос» подчеркивал значение мифа и символики как жизненно важных измерений человеческой культуры и обращал огромное внимание на «нерациональ- ные» факторы в истории западных религиозных традиций. Как я уже по- дробно писал в другом месте, сущность подхода «Эраноса» к религии со- стояла в так называемом «религионизме»
    1
    . Религионизм можно определить как программу «исследования исторических источников в поисках вечного и универсального». Этот проект был исключительно парадоксален, по- скольку по существу он означал, что при изучении истории и изменений ищут то, что стоит выше истории и не изменяется. Глубинной сущностью религионизма «Эраноса» являлось преодоление «ужаса историчности» и поиск доступа к подлинным сферам «сакрального», которые не подверже- ны переменам и времени.
    Антуан Февр участвовал в конференциях «Эраноса» с конца 1960-х до середины 1970-х гг., и религионистские воззрения наложили глубокий от- печаток на его мышление. Кроме того, вместе с Анри Корбеном и горсткой единомышленников – ученых и других интеллектуалов – он стоял у исто- ков радикального французского ответвления «Эраноса» – паранаучной авантюры, имевшей форму ежегодной конференции, известной под назва- нием «Университет св. Иоанна Иерусалимского»(Université Saint Jean de
    Jérusalem)
    2
    . Нет сомнений, что группа интеллектуалов, вовлеченных в этот
    «Университет», интересовалась далеко не только научными исследования- ми. По словам основателя, Анри Корбена, они серьезно занимались защи- той «уникальной суверенности духа» против «всеобщего хаоса в умах, сердцах и душах, возникшего в результате бедственного состояния секу- лярных учреждений Запада»
    3
    . Корбен, Жильбер Дюран, Февр и их коллеги совершенно открыто представляли «эзотеризм» как «внутренний» мир ис- тинной духовности, и их «Университет св. Иоанна Иерусалимского» мыс- лился как зримая манифестация «внутренней церкви» Духа. Таков был их способ говорить об универсальном, «священном» измерении, и он имел большое значение в контексте «Эраноса». Эта сильная приверженность ду- ховному сопровождалась глубоким личным вовлечением в современные эзотерические ритуалы и организации масонского толка. Февр, Корбен, их друзья и коллеги – все они были посвящены в так называемый «Исправ- ленный шотландский обряд», рыцарскую христианскую систему, создан- ную Жан-Батистом Виллермозом в 1778 г., а также в его «внутренний ор-
    Hanegraaff W. J. Esotericism and the Academy. P. 334–355.
    1
    Hanegraaff W. J. Op. cit. P. 126–127, 149, 276–277, 295–296, 311–312.
    2
    Hanegraaff W. J. Op. cit. P. 341–343.
    3
    Corbin H. L’Université Saint-Jean de Jérusalem. Centre International de Recherche
    Spirituelle Comparée. P. 8–9.
    10
    ден» «Милосердных рыцарей Святого Града» («Chevaliers Bienfaisants de la
    Cité Sainte»)
    1
    . Короче говоря, они были не только учеными, но и практику- ющими эзотериками.
    Когда Февр в 1979 г. был избран на должность главы кафедры эзоте- рических и мистических движений в современной Европе, он сперва вос- принял этот факт целиком в духе религионистских настроений, вдохнов- ленных «Эраносом» и «Университетом св. Иоанна Иерусалимского». Рабо- тая как ученый, специализировавшийся на изучении теософии и иллю- минизма XVIII и начала XIX вв., он был также известен как ярый апологет
    «эзотеризма» в смысле «внутреннего» мира истинной духовности, который современный человек должен был вновь открыть для себя. Религионист- ское понимание «эзотеризма» по-прежнему доминировало в его основных публикациях 1980-х гг., особенно в его публикации «Введение в западный эзотеризм» («Accès de l’ésotérisme occidental», 1986), позже переведенном на английский. Но взгляды Февра начали меняться в течение 1980-х гг. – большей частью как результат интернационализации науки
    2
    . Он проводил немало времени в качестве приглашенного профессора в Университете
    Беркли; участвовал в международных конференциях, посвященных таким темам, как герметизм и алхимия, причем на этих конференциях тон зада- вали строгие историки, слабо или вовсе не интересовавшиеся религионист- ским подходом; кроме того, он стал регулярно посещать ежегодные собра- ния Американской академии религии
    3
    (ААР). Интересы Февра расшири- лись и углубились: так, он заинтересовался эзотерическими «новыми рели- гиозными движениями» XIX и XX вв. Но, кроме того (и это, вероятно, самое важное), его растущее раздражение догматическим антимодерниз- мом и нетерпимым отношением «перенниалистов» (или «традиционали- стов»), выступавших на ААР, по всей видимости, заставили его заново оценить достоинства научного нейтралитета и секулярной историографии, которыми отличалась его родная Практическая школа высших исследова- ний.
    Западный эзотеризм 2.0
    В результате всех этих модификаций в конце 1980-х гг. Февр сменил религионистские взгляды на исторический, «нейтральный» подход. Этот переход заметен в его небольшой книжке «Эзотеризм» («L’ésotérisme»,
    1992), которая знаменует собой завершение религионистского периода ученой карьеры Февра. Подытожим: «западный эзотеризм 1.0» представ- ляет собой раннюю, религионистскую фазу, которую целиком составляло творчество единственного ученого – Антуана Февра. Вторая фаза, «запад-
    1
    Hanegraaff W. J. Esotericism and the Academy. P. 340–341.
    2
    Ibid. P. 351–352.
    3
    American Academy of Religion (AAR).
    11
    ный эзотеризм 2.0», началась в 1992 г. Вслед за своей французской книж- кой в том же году Февр в качестве редактора (вместе с Джейкобом Нидл- меном) выпустил крупный коллективный труд на английском языке
    1
    . В обеих публикациях содержалось его знаменитое определение западного эзотеризма как «формы мысли», состоящей из четырех неотъемлемых компонентов: соответствий, одушевленной природы, воображения / опо- средования и трансмутации
    2
    . Это определение с четырьмя признаками было впоследствии многократно повторено в многочисленных публикаци- ях и переводах на английский язык. Кроме того, 1992-й год стал также на- чалом все расширяющегося международного сотрудничества исследова- телей эзотеризма. Ключевыми вехами на этом пути стали конференции
    Международной ассоциации истории религии
    3
    : в 1995 г. организаторы
    МАИР впервые включили сессии по эзотеризму
    4
    и продолжали их вклю- чать во все свои следующие конференции – в Дурбане (2000), Токио
    (2005), Торонто (2010).
    То, что научный мир начал признавать западный эзотеризм как закон- ную область исследований, было связано с двумя причинами. Во-первых, дефиниция Февра оказалась очень удобным инструментом для определе- ния самой этой области и ее границ. И во-вторых, исследования в русле
    «западного эзотеризма 2.0» явно отошли от религионистских воззрений к
    «эмпирическому» и строго историческому подходу. Этот «эмпирический поворот» был очень важен, потому что он убедил широкие круги ученых в том, что эзотеризм является законным научным объектом, как и любой другой, а не средством выражения скрытых эзотерических взглядов самого исследователя. Сочетание исторического эмпиризма и удобного в обраще- нии определения привели к возникновению так называемой «парадигмы
    Февра» в исследованиях эзотеризма. Нет необходимости описывать в дета- лях дальнейшее развитие «западного эзотеризма» как научной дисциплины
    5
    . Назову только самые важные вехи:
    1) в 1999 г. была создана вторая научная кафедра и полная образова- тельная программа в Амстердамском университете, которыми я имею честь руководить;
    1
    Modern Esoteric Spirituality / Ed. by A. Faivre, J.Needleman. New York: Crossroad, 1992.
    2
    Faivre A. L’ésoterisme. Р. 14–21; Modern Esoteric Spirituality. Р. xv–xx.
    3
    International Association for the History of Religion (IAHR).
    4
    Western Esotericism and the Science of Religion. Selected Papers presented at the 17
    th
    Congress of the International Association for the History of Religions, Mexico City 1995 /
    Ed. by A. Faivre, W. J. Hanegraaff. Louvain: Peeters, 1998.
    5
    Обзор раннего этапа этого периода см. в работе: Hanegraaff W. J. The Study of
    Western Esotericism. New Approaches to Christian and Secular Culture // New Approaches to the Study of Religion. Vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches / Ed. by P.
    Antes, A. W. Geertz, R. R. Warne. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2004. P. 489–519.
    См. также: Hermes in the Academy. Ten Years’ Study of Western Esotericism at the
    University of Amsterdam / Ed. by W. J. Hanegraaff, J. Pijnenburg. Amsterdam University
    Press, 2009; Hanegraaff W. J. Esotericism and Academy. P. 355–361.
    12

    2) в 2001 г. впервые был выпущен экспертно-обзорный журнал «Ари- ес»(«Aries») в издательстве «Бриль» («Brill»), за которым последовало из- дание серии тематически связанных монографий, известных как «Книжная серия Ариес» («Aries Book Series»);
    3) в 2005 г. вышел в свет «Словарь гнозиса и западного эзотеризма»
    («Dictionary of Gnosis and Western Esotericism»)
    1
    ;
    4) в том же году были созданы третья кафедра и учебная программа в
    Университете Эксетер;
    5) в том же 2005 г. было учреждено Европейское общество по иссле- дованию западного эзотеризма (European Society for the Study of Western
    Esotericism, ESSWE)
    2
    , которое уже организовало три конференции с перио- дичностью раз в два года – в Тюбингене (Германия)
    3
    , Страсбурге (Фран- ция) и в Сегеде (Венгрия). Следующая конференция будет проходить в Го- тенбурге (Швеция) в 2013 г.
    Все эти события породили большой ажиотаж у нового поколения уче- ных, так что исследования западного эзотеризма все больше воспринима- ются как естественный раздел религиоведения. Примечателен тот факт, что Американская академия религии (ААР) не так давно стала покрови- тельствовать этой научной дисциплине, и теперь каждый год она организу- ет сессии, проходящие с большим успехом. Особенно приятно видеть, как много молодых и перспективных ученых приступают к изучению западно- го эзотеризма – ведь именно они поведут эту область дальше, когда «осно- ватели» сойдут со сцены. Наконец, вслед за появлением ESSWE и его аме- риканского аналога, Ассоциации исследования эзотеризма (АSE)
    4
    , мы ви- дим возникновение региональных или национальных организаций, связан- ных с этой темой, например, в Скандинавии (SNASWE
    5
    ), Израиле
    (INASWE
    6
    ) и, конечно, в России (АИЭМ)
    7
    . Можно предполагать, что такое развитие продолжится и в дальнейшем.
    Все это, вероятно, выглядит как история успеха, и во многом так оно и есть. Ведь в 1992 г. существовала лишь небольшая и локальная религио- нистская программа – «западный эзотеризм 1.0», которую в той или иной степени вел один-единственный ученый. За прошедшие двадцать лет была создана новая улучшенная версия этой программы , которая стала по-на- стоящему живой и динамичной международной областью научной дея- тельности – «западный эзотеризм 2.0». Есть веские основания считать, что
    1
    Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff, in collaboration with A. Faivre, R. van den Broek, and J.-P. Brach. Leiden, Boston: Brill, 2005.
    2
    См. вебсайт: www.esswe.org.
    3
    См. книгу, написанную по итогам конференции: Kilcher A. Constructing Tradi- tion. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism. Leiden, Boston: Brill, 2010.
    4
    Association for the Study of Esotericism (ASE).
    5
    Scandinavian Network for the Academic Study of Western Esotericism –
    Скандинавская сеть академического исследования западного эзотеризма.
    6
    Israeli Network for the Academic Study of Western Esotericism – Израильская сеть академического исследования западного эзотеризма.
    7
    Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма.
    13
    он будет развиваться и расширяться дальше. Тем не менее, хотя многое и сделано, было бы ошибкой полагать, что цель достигнута. Если провести систематический обзор существующих учебников и введений в изучение западного эзотеризма, то можно увидеть, что нам предстоит еще немало сделать, прежде чем эта научная область обретет полную зрелость. Книжка
    Февра, вышедшая в 1992 г., была уникальна для того времени; но сегодня мы можем уже выбирать между целым рядом учебных пособий по изуче- нию западного эзотеризма написанных такими авторами, как Коку фон
    Штукрад, Артур Верслуис и Николас Гудрик-Кларк
    1
    . Да и сам Февр недав- но обновил свое введение
    2
    . При прочтении этих книг обнаруживаются вещи, которые дают пищу для размышлений. Конечно, «западный эзоте- ризм 2.0» – намного более эффективная программа, чем ее предшественни- ца, но, на мой взгляд, она все еще содержит какое-то количество ошибок и системных огрехов. Для того, чтобы успешно действовать на развиваю- щемся рынке, необходимо ее обновить. В чем же состоят основные проблемы?
    1) Очень важная проблема – продолжающееся сильное влияние уста-
    ревших (outdated) парадигм. В частности, я имею в виду установки так на- зываемой варбургской школы и таких ее основных представителей, как
    Фрэнсис Йейтс и Д. П. Уокер. Уокер в свое время был крупным новато- ром; его перу принадлежат революционные труды – «Духовная и демони- ческая магия от Фичино до Кампанеллы»и«Древняя теология»
    3
    . Фрэнсис
    Йейтс получила известность благодаря своей книге «Джордано Бруно и герметическая традиция», а также ряду исследований розенкрейцерства, оккультной философии елизаветинской эпохи и т. д. Изучение западного эзотеризма во многом обязано этим первооткрывателям, и мы действитель- но можем быть им благодарны за их вклад, однако нам следует посмотреть правде в глаза: их работы написаны полстолетия назад, и многие их исход- ные предпосылки были опровергнуты последующими исследованиями.
    Например, концепцию Ф. Йейтс о великой «герметической традиции», раз- вивавшейся на заре Нового времени, принять невозможно: конечно, во вре- мена Ренессанса имелся серьезный интерес к герметическим сочинениям, но этот интерес был частью более широкого направления, которое можно назвать «платоновским ориентализмом», и в этом направлении другие древние авторы, например, Зороастр, пользовались не меньшей популярно- стью, чем Гермес. Бóльшую часть ведущих деятелей, о которых писала
    1
    Stuckrad K. von. Western Esotericism. A Brief History of Secret Knowledge. London,
    Oakville: Equinox, 2005; Versluis A. Magic and Mysticism. An Introduction to Western Eso- tericism. Lanham etc.: Rowman & Littlefield, 2007; Goodrick-Clarke N. The Western Esoter- ic Traditions. Oxford University Press, 2008.
    2
    Faivre A. Western Esotericism: а Concise History. Albany: State University of New
    York Press, 2010.
    3
    Walker D. P. Spiritual and Demonic Magic from Ficino to Campanella. London: The
    Warburg Institute, 1958; Walker D. P. The Ancient Theology. Ithaca: Cornell University
    Press, 1972.
    14

    Йейтс – Фичино, Пико, Бруно и т. д. – в сущности, нельзя описывать как
    «герметистов», а вот некоторые настоящие «герметисты», вроде Лодовико
    Лаццарелли, занимают в ее изложении весьма скромное место. Кроме того, неверно считать, вслед за Фрэнсис Йейтс, что герметизм был главным об- разом «магической» традицией. Такой взгляд имеет далеко идущие послед- ствия, потому что он подрывает ее же идею о том, что научная революция коренится в «герметическом возрождении». Я мог бы перечислить еще много вопросов, имеющих отношение к проблеме «парадигмы Йейтс», но для нас достаточно и того, что сказано
    1
    . Дело в том, что когда нынешние ученые приступают к истории эзотеризма в эпоху Ренессанса, они в большинстве своем по-прежнему опираются на знаменитые книги Йейтс,
    Уокера и труды аналогичных авторов, на которых повлияла варбургская школа. Тем самым они соглашаются с идеей масштабной, полуавтономной
    «эзотерической традиции», идеей, которая, как мне кажется, неприемлема в связи с современными исследованиями.
    2) Вторая проблема состоит в том, что слишком много ученых, по-ви- димому, либо неспособны, либо не склонны проводить четкую границу между личными и научными интересами. Нет большой беды в том, что ка- кой-нибудь специалист, наряду со своими исследованиями, лично увлечен теми или иными формами эзотеризма. Но важно не смешивать эти две об- ласти: невозможно и не стоит пробовать носить одновременно и эзотериче- скую, и научную шляпы. Однако слишком часто видно, что научный ана- лиз испытывает влияние личного эзотерического мировоззрения. Очевид- но, что развитие научных исследований «западного эзотеризма» дает мно- гим ученым счастливый шанс говорить на их любимые эзотерические темы в академическом ключе. При этом, на мой взгляд, слишком мало уче- ных признают тот факт, что эзотеризм имеет огромный, даже революцион- ный научный потенциал для улучшения, пересмотра и переворота в господствующих академических взглядов на историю религии и культуры
    Запада. Иначе говоря, вместо того, чтобы воспользоваться шансом произ- вести революцию в главной традиции научных исследований (как это дела- ла Йейтс в 1960-е гг.), многие исследователи эзотеризма, похоже, озабоче- ны только своими эзотерическими интересами и пристрастиями.
    3) Третья проблема – продолжающееся влияние религионизма на ис- следования эзотеризма. Этот пункт связан с предыдущим, но не совпадает с ним. Как я постарался объяснить выше, религионизм по существу являет- ся попыткой говорить об абсолютной, универсальной, неизменной духов- ной истине, не покидая пределов исторического исследования. Сложность такой позиции состоит в том, что она неизбежно ведет к одержимости идеей непрерывности (continuity) и универсальности в ущерб историческо- му разнообразию, новизне и изменениям. Иначе говоря, ученые-религио- нисты склонны преувеличивать сходство, которое они улавливают между
    1
    Обсуждение всех этих моментов см. в книге: Hanegraaff W. J. Esotericism and
    Academy. P. 322–334.
    15
    различными эзотерическими движениями, действовавшими в разные исто- рические периоды, и недооценивать различия между ними. Поэтому они не стремятся развить у себя интерес к таким вещам, как историческая прерыв- ность (discontinuity), творческая новизна, новые идеи, новые исходные по- зиции, и новаторство, многообразие и ясность в мелочах. Они склонны охватывать главным образом «великие линии непрерывности» и пренебре- гают спецификой и уникальностью исторических течений и личностей. В конечном счете, они упускают многое из того, что делает эти течения и личности столь завораживающими: ведь бесконечное повторение одних и тех же, якобы «универсальных» воззрений или идей со временем становит- ся скучным и предсказуемым, мешая оценить индивидуальность и творче- ские cпособности многих лиц, связанных с эзотеризмом.
    4) Четвертой проблемой является тот факт, что для многих ученых остается неясным, чем же на самом деле является эзотеризм как область
    исследований. Некоторые специалисты хранят верность старым варбург- ским представлениям о герметической традиции и ее более позднему раз- витию; другие продолжают мыслить явно религионистски и понимают эзо- терику как «внутренние традиции»; третьи применяют февровское опреде- ление эзотеризма как «формы мысли», хотя обычно не подозревают о ее подлинной основе в христианской теософии, иллюминизме и натурфило-
    софии (см. выше); четвертые пытаются отойти от этих прежних моделей, например, используя «дискурсивный» подход, как Коку фон Штукрад
    1
    ; пя- тые (в их число вхожу и я) критически относятся к не подтвержденным историей выводам, которые являются результатом исключительного фоку- сирования на дискурсивном методе, желая применять его лишь в более широком контексте – исследовании истории идей; шестые же главным об- разом интересуются «оккультизмом» в современной и массовой культуре и мало заботятся или совсем не заботятся о более широком применении ис- торического подхода. Наверное, этот список можно и расширить. Конечно, нам не нужно соглашаться во всем; но нам нужно развивать приемлемую, обновленную, научную исследовательскую парадигму, которая уже не ба- зируется ни на устаревших принципах, ни на эзотерических или религио- нистских пристрастиях. Нам необходима такая парадигма, которая сможет объединить результаты новейших исследований всех дисциплин, которые затрагивают нашу область.
    5) Это подводит меня к пятой проблеме. Существует явная тенденция полагать, будто наша область связана с историей «эзотерических тради- ций» как более-менее автономного феномена, не признавая факт ее ради- кальной междисциплинарности. Недостаточно осознается, что западный эзотеризм как предмет научного изучения не входит ни в одну из традици- онных научных дисциплин, но принадлежит им всем: религиоведению, фи-
    1
    Но отметим, что в своей последней работе фон Штукрад отвергает понятие
    «западного эзотеризма» как исторический концепт: Stuckrad K. von. Locations of Knowl- edge in Medieval and Early Modern Europe. Esoteric Discourse and Western Identities. Lei- den, Boston: Brill, 2010; Hanegraaff W. J. Esotericism and Academy. P. 362–367.
    16
    лософии, истории науки, литературоведению, искусствоведению, музыко- ведению и общественным наукам. Если мы представляем исследования
    «западных эзотерических традиций» как автономную область
    1
    , то тогда мы оказываем ей плохую услугу, потому что в этом случае у специалистов других областей гуманитарного знания окажется мало (или вовсе не ока- жется) причин интересоваться ею. Вместо этого нам следует признать, что, например, историки искусства имеют право рассматривать эзотеризм как недооцениваемое измерение своей собственной области. То же можно ска- зать про историков философии, историков науки и т. д. Проиллюстрирую это еще одним примером, из истории науки: если мы будем настаивать на устаревшей идее, что алхимия является только «эзотерической дисципли- ной», и придерживаться (против очевидности) мнения, что по этой причи- не ее адепты не занимались научными изысканиями, результатом станет то, что нас никогда не примут всерьез историки науки. Напротив, если мы признаем, что все измерения алхимии (от строгой науки до религиозных интерпретаций) относятся к нашей тематике, тогда двери для плодотворно- го сотрудничества будут открыты. Короче говоря: нам нельзя предостав- лять своей научной дисциплине вариться в собственном соку, со своим на- бором излюбленных авторов и т.д.: подобный провинциализм неуместен для наших исследований. Мы должны распахнуть двери для всех гумани- тарных и общественных наук.
    6)
    Наконец, уровень научного исследования в нашей области следует повысить. Мы должны строже подходить к поддержанию высокого каче- ства научных исследований, а также стремиться к наивысшему уровню критических исследований и интеллектуальных дискуссий. Недостаточно удовлетворяться тем фактом, что мы достигли какой-то ступени признания в научном мире; я убежден, что наша цель – играть в этом мире важную роль, поскольку, как я утверждал выше (и подробно разъяснял в своей не- давно вышедшей книге
    2
    ), наша область содержит огромные возможности для переворота в основополагающих взглядах гуманитарных наук на исто- рию западной культуры. До сих пор эти возможности почти не признава- лись; и они никогда не смогут осуществиться, если мы максимально не по- высим свой научный уровень и не будем настаивать на том, чтобы наш го- лос услышали не только в наших «собственных» кругах, но и в других научных областях.
    1
    См., например: Goodrick Clarke N. The Western Esoteric Traditions. Oxford Uni- versity Press, 2008.
    2
    Hanegraaff W. J. Esotericism and Academy: Rejected Knowledge in Western Culture.
    Cambridge University Press, 2012.
    17

      1   2


    написать администратору сайта