философия истории. Философия истории
Скачать 48.51 Kb.
|
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ СЛАЙД 1. Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в самостоятельное направление исследований. Философия истории имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук. Она рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и назначения, цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического развития. Философия истории рассматривает также такие проблемы, как: направленность и смысл истории, методологические подходы к типологизации общества, критерии периодизации истории, критерии прогресса исторического процесса. Философия истории без опоры на историческую науку вырождается в схоластическую спекуляцию, а исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: • те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); • те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов. СЛАЙД 2 ЧИТАТЬ С ЭКРАНА СЛАЙД 3. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход. Имеются также и иные подходы. СЛАЙД 4. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. СЛАЙД 5. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства". Проблема соотношения линейности и цикличности Концепция цикличности исторического развития: «Исторический круговорот»: общество в целом, либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и т.п.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. (Древний мир –Аристотель; XVIII в.- Д.Вико, Ш.Фурье) Существование локальных, обособленных «культурно-исторических типов», которые, подобно живым организмам, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели; ход истории представляет собой, таким образом, смену вытесняющих друг друга цивилизаций.(XIX- XX вв.- Николай Данилевский) ЕЩЕ ОДИН СЛАЙД Движение истории – это фазы развития (юность, расцвет, упадок) замкнутых культурных образований. Каждая культура проходит примерно тысячелетний цикл развития и, умирая, перерождается в цивилизацию, где стираются все уникальные, неповторимые черты и все общества приобретают сходные признаки. (XIX- XX вв. – О. Шпенглер «Закат Европы» ) Последователи циклической концепции исторического развития, настаивая на уникальности и неповторимости каждой общности, выдвинули принцип исторического релятивизма, с точки зрения которого в истории нет общих, одинаковых для всех народов закономерностей, и, следовательно, не имеет смысла говорить о единой истории человечества. Концепция линейности исторического процесса Некая линейная последовательность событий в направлении от прошлого к будущему. В глубокой древности, в античном мире история, зачастую, рассматривалась как регрессивный процесс, идущий по нисходящей линии от «Золотого века», который остался в прошлом. «Библейске мифы» представление о человеческой истории: «прошлое» - творение мира и человека, изгнание его из Рая «настоящее» - рождение Иисуса Христа «будущее» - второе пришествие Спасителя, «конец света», «страшный суд» Сторонники линейности исторического развития считают, что человечество внутренне едино в своих истоках и сущности, поэтому история человечества – единый процесс. СЛАЙД 6. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые др. цивилизации. СЛАЙД 7. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. СЛАЙД 8. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская. СЛАЙД 9. Достоинства и недостатки Главные достоинства: формационный подход мобилизует исследования на анализ, изучение логики истории, общих объективных законов развития общества. Он органически связан с общественным прогрессом; цивилизационный подход нацеливает исследователя на анализ субъективного аспекта в истории, рассмотрение любой эпохи, через призму человеческих измерений, достижений культуры (прежде всего духовной) на изучение особенностей, специфики исторической эволюции различных регионов. Основные недостатки: формационный подход акцентирует внимание исследователя на изучение «вертикальных» связей, т.е. связей во времени между различными стадиями развития внутри одних и тех же социальных организмов. Остаются в тени «горизонтальные» связи между социальными, т.е. связи в пространстве. А единство, целостность истории существует и во времени, и в пространстве. Кроме того, такой подход нередко подталкивает историков к догматизму, стремлению подогнать непохожие общества под одну схему; цивилизационный подход, наоборот отвлекает внимание исследователей от изучения вертикальных связей, познания логики единого исторического процесса, объективных законов развития человеческого общества. Он страдает субъективизмом, подталкивает к плюрализму, описательности. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход. СЛАЙД 10. Источники и движущие силы развития общества. Общество представляет собой сложную самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему, в которой тесно взаимосвязаны все его элементы и взаимодействия, находящиеся в непрерывном изменении. Внутренним источником развития общества является разрешение противоречий, возникающих в процессе изменений в обществе. Если противоречия не будем разрешать, они будут накапливаться, обостряться, что может привести к застою, затем и разрушению общественной системы. Исторический процесс не осуществляется автоматически, он творится людьми в процессе создания материальных и духовных условий существования общества, разрешения противоречий как внутри самого общества, так и между обществом и природой. Главной движущей силой развития общества является сама многообразная деятельность всех членов общества, участников исторического процесса. К движущим силам истории относятся побудительные силы деятельности: тщеславие и альтруизм, страсть к обогащению, тяга к познанию, склонность к праздности и т.д. Первоосновой всех этих сил являются человеческие потребности. Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности человека. Потребности человека разнообразны. Согласно А.Маслоу, можно выделить наличие следующих пяти основных уровней человеческих потребностей: СЛАЙД 11. 1) физиологические потребности (потребность человека в пище, воде, сне, жилище, мускульной активности, сексуальном удовлетворении); 2) потребности в безопасности (избегать болезней, травм, сохранять здоровье и работоспособность, быть уверенным в завтрашнем дне); 3) потребность в общении; 4) потребность в уважении и самоуважении; 5) потребность в самореализации. СЛАЙД 12. Субъективным выражением потребностей является интерес. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Интерес есть в сущности устойчиво направленный внутренний побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностными отношениями. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Побудительными силами деятельности людей являются также вера, любовь, ненависть и т.д. Человек — существо сознательное, он преобразует мир в соответствии со своими потребностями, руководствуясь в своей деятельности определенными целями. В социальной философии марксизма под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Личность тоже играет роль в истории, но при условии, что она выражает интересы народа. Индивидуальные качества личности могут ускорить или замедлить ход истории. Для их различия используются понятия — великая личность и историческая. Основоположники марксизма неоднократно заявляли о том, что они против культа личности. Но практическая реализация их идей привела к тому, что культ личности вождя стал закономерностью в политической жизни всех стран и партий марксистского типа. А интересы конкретной личности, составляющей народ, были принесены в жертву интересам теории. Развитие общества есть естественноисторический процесс, совершающийся по объективным законам. Объективность этих законов отнюдь не означает отрицания роли и значения человеческой деятельности. Так, в каждый момент исторического времени в обществе имеется определенный уровень материальной и духовной культуры. Это и определенная степень развития материального производства, его материально-технической вооруженности, это и реальная система экономических отношений собственности, это и определенный характер и структура институтов общественности управления, это и огромный массив достижений духовной жизни, и многое, многое другое. Все это достигнуто усилиями всех предшествующих поколений, и все это достается в наследство каждому новому поколению. И это поколение изменяет современный мир, опираясь на те возможности, которые уже имеются, на те тенденции изменения, которые в нем прочерчены. Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Иначе говоря, в обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах его развития как бы воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа. |