Главная страница

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


Скачать 126 Kb.
НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Дата22.03.2018
Размер126 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
ТипДокументы
#39131
страница21 из 27
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27

Проблема развития в философском и научном знании



В условиях современного информационного общества положение философии весьма неопределенно. Философия — способ мышления узкого круга людей. Для большинства, получивших высшее образование, философия ограничивается рамками учебного предмета, которому трудно найти практическое применение. Начиная с древности мыслители характеризовали положение философа как «трагическое», имея в виду непонимание окружающих, неприятие его идей, обреченность на одиночество. В наше время положение философа не менее трагично, поскольку ему приходится сталкиваться не с непониманием, а, скорее, с игнорированием философии. Философу чаще приходится бороться не с противниками своих идей, а встречаться с полным равнодушием.

Утрата философией прежней роли «царственного ведения вещей» (Хайдеггер) объясняется не только влиянием социальных факторов, но также изменением философской проблематики. Пока философия занималась объяснением мира, она выступала передним фронтом рефлексии и выражением всеобщего. По мере развития науки и утверждения приоритетов научного познания понятийно-логический дискурс философии из инструмента превратился в предмет философствования. Философия под влиянием этих факторов стала обособляться в замкнутую и все более изолированную сферу культуры.

В ходе позитивистской критики выяснилось, во-первых, что философия оперирует не «чистыми» понятиями, а языковыми конструкциями, которые существуют по своим собственным законам и весьма неоднозначно соотносятся с текущим потоком реальности; во-вторых, оказалось, что имеются целые области бытия, принципиально невыразимые в понятиях, и, следовательно, не охватываемые мышлением (т. е. философией); в-третьих, философия замкнулась на себя. Философия более не есть понятийный план выражения всеобщего, она есть сфера автономизировавшегося мышления, где образ реальности из предмета превратился в инструментальный повод философствования. Таким образом, под влиянием целого ряда социокультурных факторов, а также в процессе преобразования философской проблематики, в ходе которого на первый план вышли антропологические и методологические аспекты, философия сформировалась в виде особой сферы современной культуры — философской культуры. В круг ее проблем, в первую очередь, согласно Ясперсу, входит: развертывание категорий и методов, структурирование нашего основного знания, что предполагает ориентацию в космосе наук, освоение истории философии, разработка онтологических проблем и т.д .

Философия — это, прежде всего, знания, которые необходимы для преобразования окружающего мира, для самопознания и самосовершенствования человека. Так, например, согласно Гоббсу, цель философии заключается в том, что благодаря ей мы можем использовать «предвидимые нами действия и на основании наших действий и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ». Философия может рассматриваться как часть культуры, предназначенная для интеллектуального, нравственного, эстетического совершенствования человека. Основой философской культуры является деятельность, обеспечивающая существование философии в качестве особой сферы духовной жизни. Философская деятельность характеризует процесс совершенствования человека, который осуществляется на основе философских знаний. По отношению к другим знаниям философию часто определяют как знание, которое выступает их фундаментом. Однако оно не ограничивается только этим предназначением, поскольку содержит в своей структуре вопрошание, которое не доступно никакой науке, например, оно ставит под вопрос само присутствие или задается проблемой Ничто. Философия представляется тем, что касается каждого. Это представление о философском знании часто путают с «доходчивостью», хотя на уровне здравого смысла существует множество общеизвестных истин, которые не имеют никакого отношения к философии. Философское знание нередко характеризуют как абсолютно достоверное, однако здесь приходится сталкиваться с парадоксом: в истории философии существует немало примеров опровержения философских систем. Но этот парадокс возникает лишь тогда, когда философское знание оценивают при помощи критериев математической науки — наиболее абстрактной и наименее связанной с существом человека. Философское знание, таким образом, является взвешенностью между достоверностью и недостоверностью, оно приобретается только в процессе философствования. Философская деятельность находит выражение в уровне освоения индивидом философских знаний, которые фиксируются в философских текстах. В условиях современного общества самостоятельное существование философии постоянно ставится под сомнение. Как отмечает К. Ясперс, конец философии провозгласил национал-социализм, который оказался неспособен вынести независимость философского мышления. Философию отвергает нигилизм, объявляя ее миром иллюзий, напрасных грез, самообмана самих людей. К тому же, распространенное общественное мнение считает философию в лучшем случае излишней, ибо полагает, что философия слепа по отношению к настоящему, к его силам и движениям.

  1. 1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27


написать администратору сайта