Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Скачать 126 Kb.
|
Исторические формы диалектики и ее современные разновидностиДиалектика– учение о наиболее общих законах природы, общества и познания, и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы:
Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективность диалектики мышления заключается главным образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в формах человеческого мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Необходимость и случайность. В этом плане можно сказать, что наличие случайности в мире необходимо. Возможность и действительность. С одной стороны, действительность содержит в себе самые разнообразные возможности развития того или иного процесса. С другой стороны, сама действительность есть результат реализации одной из возможностей. Свобода и необходимости. Свобода как внутренняя необходимость(Спиноза). Сущность и явление. Сущность проявляется своими отдельными явлениями, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущности как таковой. Форма и содержание. Как форма не может существовать без содержания; так и содержание — без формы. Предмет диалектики как науки — всеобщие, объективные принципы и законы развития материального мира. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы и категории являются одновременно законами и категориями как бытия, так и познания. Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга. Ум человека не должен принимать эти противоположности как мертвые, застывшие, а должен рассматривать их как живые, подвижные, превращающиеся одна в другую. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Признание принципа развития — это важнейшая особенность диалектического материализма. Отражая развитие материального мира, изменяются и сознание людей, их идеи, теории, взгляды, желания. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач материалистической диалектики. Процесс развития рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям т.е. во внутренних противоречиях. Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. К принципам диалектики относится еще и принцип детерминизма, т.е. всеобщей причинной обусловленности явлений. |