Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Скачать 126 Kb.
|
Основной вопрос философии. Структура и функции философииОсновным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем: - Онтология – учение о бытие (проблемы устройства мира, соотношение идеального и материального, определение бытия, материи, движения, пространства, времени, существования и т.п.) - Гносеология – теория познания (вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и лжи, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, способы и методы познания). Эпистемология – тоже теория познания, но рассматривает строго научное познание - Аксиология – теория ценностей (вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.) - Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему (развитие общества, взаимоотношения общества и личности, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества и т.д.) - Антропология – учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.) - История философии, где рассматривается изменение философии во времени - Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. - Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и т.д. Функции философии: Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Содействует приросту научного знания, координирует применение методов в процессе научного исследования и т.д. Познавательная: вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания. Учит предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. |