Главная страница

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


Скачать 126 Kb.
НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Дата22.03.2018
Размер126 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
ТипДокументы
#39131
страница14 из 27
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27

Особенности русской классической философии XIX-XX вв. (Н.Федеров В.Соловьев, Н.Бердяев)



Период XIX-XX вв в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом или иначе Серебряным веком русской культуры. В целом он характеризуется как время обновления культуры, утверждения приоритета культуры над экономикой и политикой, реабилитации религиозных ценностей после засилья атеизма и нигилизма, подъема художественного и интеллектуального творчества. Началом его послужила философия В. С. Соловьева. Начал Соловьев с критики западной философии, придя затем к идее всеединства – тождества части и целого. Посредницей между божественным абсолютом и миром выступает София – премудрость Божья, мировая душа, олицетворяющая церковь. Гносеологический аспект всеединства – цельное знание, создающееся в первую очередь сердцем, любовью – особым свойством человеческой души. В обществе всеединство раскрывает себя как вселенская церковь, определяющая цель человечества – преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства Божьего» - Богочеловечества. Темы всеединства и софиологии были продолжены другими представителями русского Ренессанса – братьями Трубецкими, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым и др. С. Н. Булгаков (1871 – 1944) в своей творческой биографии проделал путь от марксизма к религиозной философии, был выслан за границу вместе с большой группой других русских мыслителей (знаменитый «философский пароход» 1922 г.). Кстати, именно за счет этой депортации многие представители русского Ренессанса стали известны за границей: Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин и др. (философия русского зарубежья).

Особо выделяется в русской философии такое специфическое направление, как русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский) – религиозно-философское направление, основанное на творчестве в науке, идее активной эволюции (регуляции природы), для осуществления которой необходимо осознание связи человека с космосом.

Выделим ряд характерных для русского стиля мышления, русской культуры и философии особенностей:

  1. Бинарность (даже биполярность), двойственность: противопоставление новизны и старины, своего и чужого, русского и западного, нет опосредующего звена, нейтрализующего начала.

  2. Сильное влияние православия как на русскую культуру и на уклад жизни в целом, так и на русскую философию. Заметное влияние патристики и неоплатонизма. Тема Бога, Церкви и т.д. очень важны для русских философов, многие из которых были священниками. При этом православие существует в разных вариантах, постоянно возникают расколы. Отношения между православной церковью и русскими философами были непростыми, некоторые философы были отлучены от церкви, богоискательство В. Соловьева церковь воспринимала как «чертоискательство».

  1. Сакрализация власти (единство православия и самодержавия), проникновение государства во все сферы общественной и духовной жизни, наделение его признаками сверхъестественного существа с одной стороны («царь – помазанник Божий») и отеческим началом («царь-батюшка», государство как большая семья, «отец народа») с другой. Для Европы такое отношение к власти не характерно.

  2. Утопизм, предпочтение должного сущему (настоящее всегда ругается и критикуется, в качестве идеала-образца предлагается либо прошлое, либо будущее).

  3. Этическая направленность (ориентация на нравственно-должное), мессианизм (идея России – спасительницы мира).

  4. Соборность, общинность (растворенность личности в коллективе, «общественное выше личного», свобода личности – в единстве со всеми).

  5. Иррационализм на различных уровнях – от «непредсказуемости русской души» до критики западного рационализма и идеи цельного знания (В. Соловьев), в котором антиномия веры и знания преодолевается Сердцем, Любовью. В гносеологии русские философы предпочтение отдают не разуму, а интуиции, мистическому опыту, вере, любви.

  6. Тесная связь философии с действительностью, «злободневностью». Отсутствует стремление к абстрактной систематизации взглядов, философия развивается не в форме трактата, как западная, а в связи с художественной литературой (Ф. Достоевский, Л. Толстой) и публицистикой (спор западников и славянофилов).
  1. Советская философия середины 20 века. Проблемы и тенденции



Условно можно разделить этот период на три этапа:

1922 – 1930 гг. – время, когда идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и поэтому оставалось место для дискуссий и споров. В марте 1922 г. как раз вышла в свет ленинская работа «О значении воинствующего материализма», призывающая разоблачать и преследовать идеалистов, руководствуясь воинствующим атеизмом. В принципе, сложилась основная парадигма – диалектический материализм, отклонение от которой, мягко говоря, не приветствовалось. Поэтому обычно споры в догматических системах ведутся между догматиками о том, как правильно эти догмы понимать. В данном случае, дискуссии велись относительно марксистских категорий базиса и надстройки, относительно роли диалектики в марксизме и т.д. Из наиболее выдающихся философов (кстати, не вписывающихся в парадигму) 20х гг. можно назвать М. М. Бахтина (филолога, занимающегося проблемами диалога, коммуникации), А. Ф. Лосева (интерпретатора античной и средневековой философии, историка русской философии и вполне оригинального философа («Философия имени»)), Г. Г. Шпета (феноменолога) и Л. С. Выготского (создателя культурно-исторической теории развития психики и одного из «мастодонтов» отечественной психологии).

Сталинский период – 1937 – 1953 гг. – время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма. В 1938 г. вышел сталинский труд «Краткий курс истории ВКП (б)», в котором содержался философский раздел, объявленный «вершиной марксистского философского мышления» и ставший каноном для всех философов и методологов науки. Философия, по сути, свелась к цитированию классиков марксизма-ленинизма. Однако и тогда создавались выдающиеся труды, увидевшие свет уже позднее: «Размышления натуралиста» Вернадского, где развивается идея ноосферы, «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтина и др. На базе МГУ И ЛГУ появились философские факультеты, с 1947 г. начал выходить журнал «Вопросы философии».

1953 - … (далее хронология не определена). С «хрущевской оттепели» 60х гг. начинаются бурные дискуссии по поводу нового прочтения классиков, например, Маркса. С 1956 г. философия преподается как отдельный предмет в гуманитарных и технических вузах. В 1958 г. возникает еще один ныне здравствующий журнал «Философские науки», с конца 50х гг. советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах. Возникает отечественная методология науки (В. С. Степин, В. С. Швырев, А. И. Ракитов и др.). Активно рассматриваются проблемы сознания и познания (П. В. Копнин, А. Г. Спиркин, Э. В. Ильенков, В. В. Налимов и др.). Дискутируются также теория ценностей, культура и ее формы, самоопределение философии и т.д. Развиваются отечественные феноменология, герменевтика, постструктурализм и мн. др., словом, происходят процессы интеграции отечественной философской мысли в мировую.

1991 - … - постсоветский период


  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   27


написать администратору сайта