Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Скачать 126 Kb.
|
Проблема материи в философии и наукеПонятие «материи», по-видимому, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. вполне естественно предположить, что и у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалее), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), а то и все эти стихии разом (Эмпедокл). Не менее значимы были и попытки приписать искомому первоначалу идеальный характер. Затем была атомистическая гипотеза Демокрита, основная идея которой входит и в современное мировоззрение. Чуть позже для обозначения предполагаемой изначальной общности всего существующего стали применять понятие «субстанции». Категория субстанции философии обозначает исходное внутреннее единство разнообразных вещей, процессов и явлений, их умопостигаемую сущность, конкретные вещи возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа — субстанция — несотворима и неуничтожима, она ничем другим, кроме самой себя, в принципе не может быть обусловлена. НО Когда в XIX в. обнаружилось существование невещественного вида объективной реальности (электромагнитного поля), стало ясно, что понятие материи нуждается в новом определении, учитывающем возможное множество различных видов материи. Наиболее удачное определение материи было в ту пору сформулировано В.И. Лениным. Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Своеобразие его заключается в том, что оно дается диалектически, то есть через противоположность. Ведь «объективный»-Существующий независимо от человека и его сознания. Значит, материя — это все то, что существует вне и независимо от нашего сознания. Фактически материей объявляется все то, что не является сознанием. Определение любого предмета дается через подведение понятия, которое нужно определить под понятие, большее по объему. Но определить таким образом понятие материи невозможно. Т.к. для понятия материи просто не существует понятия, большего по объему. Поэтому в данном случае определение дается через противопоставление, то есть через указание на то, чем материя не является. А не является она только своей противоположностью — сознанием => определении материи как объективной реальности. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). И поэтому, сколько бы ни было впредь открыто таких видов материи, ее общее определение не измениться. Мы можем обобщать различные предметы, но не до бесконечности. Нарастание степени обобщенности, абстрактности наших понятий имеет предел. Когда будут отброшены все конкретные признаки обобщаемых объектов и в получившемся понятии останется только один признак (без признаков вообще понятия нет), общий всем предметам — это и будет понятие «материи». Его единственный признак — быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от нашего сознания. конкретизация понятия материи: собственно материальные объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Какой предмет или явление в известном нам мире ни возьми, это обязательно будет либо вещь, либо ее свойство, либо отношение. Эти три параметра теснейшим образом взаимосвязаны. Ясно, что вещь становится самой собой только при наличии у нее определенных свойств, по которым ее можно отличить от других вещей. Вещи без единого свойства быть просто не может. Равно как и наоборот: не существует свойств вне вещей, самих по себе. При этом всякое свойство (а значит, и сам предмет) существует только в отношении к чему-то иному, т.е. другому свойству или вещи. Следующим шагом в конкретизации понятия «материи» является приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) • системность (упорядоченность, структурную определенность); • активность (движение, изменение, развитие); • самоорганизацию; • пространственно-временную форму бытия; • отражение; • информативность. Материя– философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В. И. Ленин). Сущее – категория, обозначающая все, что есть, т.е. совокупность всех вещей и процессов. Бытие принято отличать от сущего, т.к. бытие – это не конкретная вещь и не совокупность вещей, а то, почему (или в чем) эти вещи есть, т.е. бытие – не-сущее (отсюда традиция отождествления бытия и ничто в европейской философии). Существование можно отличить от бытия только по способу употребления в суждении. Бытие может употребляться в высказываниях либо как субъект, либо как предикат. Существование – это и есть бытие, используемое как предикат. Т.е. приписывая чему-либо существование, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. |