Главная страница

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


Скачать 126 Kb.
НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Дата22.03.2018
Размер126 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
ТипДокументы
#39131
страница19 из 27
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27

Современные представления о структуре и уровнях организации Вселенной. Движение. Классификация форм движения



Под движением обычно понимается изменение вообще, любое взаимодействие материальных объектов. В истории философской мысли движение трактовалось по-разному, в зависимости от позиции философа. Гераклит устранял из Вселенной покой и неподвижность, приписывая движение всем вещам: «Все течет, все изменяется». Элеаты (Парменид, Зенон), наоборот, отрицали движение полностью: Парменид доказывал это тем, что «бытие есть, а небытия нет», следовательно, нет никаких переходов от одного к другому. Зенон обосновывал отсутствие движения в своих апориях. Аристотель искал связь между движением вообще и видами движения (сколько видов сущего, столько и видов движения). При этом самодвижение, по Аристотелю, невозможно, поэтому материя приводится в движение Перводвигателем, который сам остается неподвижным. В Новое время все виды движения сводились только к механическому. Гегель отходит от такого понимания движения и формулирует следующие законы движения:

  1. переход количественных изменений в качественные;

  2. единство и борьба противоположностей;

  3. двойное отрицание (отрицание отрицания).

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  1. физическая;

  2. химическая;

  3. биологическая;

  4. социальная;

  5. механическая.

Формы движения переходят одна в другую, но никогда не сменяются абсолютным покоем. Соответственно, материя при возникновении и уничтожении вещей не возникает и не уничтожается, она лишь меняет форму своего движения.

Современная. наука открыла новые уровни органической материи и обнаружила новые формы движения Следовательно, энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, т.к. схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка обществ. процессов как социальной формы движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалект, материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как особый уровень организации материи.

5. Философские и научные представления о пространстве и времени



Философы исследуют время в соединении с пространством и много спорят о том, объективны ли эти понятия, другими словами, существуют ли они вообще независимо от восприятия человека, или они являются продуктом его воображения? Для Демокрита пространство было пустотой, в которой движутся атомы, а это движение может происходить только во времени. Аристотель представлял себе время как «число движения», для него время не могло существовать без души, так как лишь душа может считать. Для Галилея и Ньютона пространство было бесконечно и эвклидово (т.е. не кривое), а время текло равномерно и тоже бесконечно. Все изменения в мире распространялись бесконечно быстро во всей Вселенной. Для сегодняшних философов-материалистов проблема «пространство-время» решается очень просто. «В мире не существует ничего кроме движущейся материи, и эта движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени» (Ленин). Материя существует вечно, а движение является ее неотъемлемым свойством. Альберт Эйнштейн изобрел «четырехмерный пространственно-временной континуум» и утверждал, что время и масса тел зависят от их скорости. Когда тело достигает скорости света, его время останавливается, а масса становится бесконечно большой.

Существуют 2 основные концепции пространства и времени.

Субстанциальная концепция идёт от древних атомистов — Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное; понятие времени тогда было разработано крайне слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В новое время эту концепцию развил И. Ньютон. П. и в. суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе есть пустое «вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное, проницаемое — не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное; оно обладает 3 измерениями. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяжённость тел — их основное свойство, благодаря которому они занимают определённые места в абсолютном пространстве, совпадают с этими местами. Абсолютное пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к др. телам. Время в концепции Ньютона само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является пустым «вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять; ход событий не влияет на течение времени. Время одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково). П. и в. в концепции Ньютона независимы друг от друга.

Концепция П. и в., разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении 17—19 вв., т.к. она соответствовала науке того времени — евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения.

Существенным противоречием концепции Ньютона было то, что абсолютное П. и в. оставались в ней непознаваемыми путём опыта. Согласно принципу относительности классической механики, все инерциальные системы отсчёта равноправны и невозможно отличить, движется ли система по отношению к абсолютному П. и в. или покоится. Это противоречие служило доводом для сторонников противоположной (реляционной) концепции П. и в., исходные положения которой восходят ещё к Аристотелю; это представление о П. и в. было разработано Лейбницем, опиравшимся также на некоторые идеи Декарта. Особенность этой концепции П. и в. состоит в том, что в ней отвергается представление о П. и в. как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от неё. По Лейбницу, пространство — это порядок взаимного расположения множества тел, существующих вне друг друга, время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

В конце 19 — начале 20 вв. произошло глубокое изменение научных представлений о материи и, соответственно, радикальное изменение понятий П. и в. В физическую картину мира вошла концепция поля как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи.

Относительность пространственно-временных характеристик тел полностью подтверждена опытом. Теория относительности исключает представление о пустых П. и в., имеющих собственные размеры. Представление о пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой теории поля с его новым понятием вакуума. Дальнейшее развитие теории относительности показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс. При переходе к космическим масштабам геометрия П.-в. не является евклидовой.

Для философского осмысления трудным и интересным оказывается вопрос от соотношении времени и вечности. Касаясь этого вопроса, Н.А. Бердяев отмечал следующее. Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет. Настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое само по себе представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени. Это поедание одной части времени другой приводит к какому-то исчезновению всякой реальности и всякого бытия во времени.


  1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


написать администратору сайта