Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектико-материалистическая

  • Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


    Скачать 126 Kb.
    НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
    Дата22.03.2018
    Размер126 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
    ТипДокументы
    #39131
    страница27 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    16. Основные уровни и формы познавательного процесса. Соотношение чувственного и рационального в познании



    Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии.

    Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

    1. чувственное познание

    2. мышление

    3. эмпирическое познание

    4. теоретическое познание.

    Выделяют также различные формы познания:

    1. познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)

    2. познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

    Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

    Различают также такие типы познания как:

    1. обыденное

    2. художественное

    3. научное

    4. естественно-научное

    5. общественно-научное

    Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.

    Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

    Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием, если не актуально, то потенциально, связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

    Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей спецефической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

    17. Проблема истины и заблуждения. Основные концепции истины. Свойства и критерии истины



    Эпистемология - научное познание истины.

    Познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли.

    Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.

    Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.

    Основные концепции:

    • Аристотель (корреспондентная): истина - это соответствие знания объекту, действительности.

    • Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, которое вписывается в ту или иную систему знаний(когерентная), т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

    • Беркли рассматривал истину как результат совпадения восприятий большинства (конвенциональная), истинное знание результат конвенции, соглашения.

    • Позиция прагматизма (Маркс): истина состоит в полезности знания, его эффективности.

    • Диалектико-материалистическая: Истина - это соответствие субъективного образа объективной реальности. (Ленин, Лоренц, Фоллмер)

    Свойства истины:

    • Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    • Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.

    • Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины. Относительная истина содержит в себе часть истины абсолютной.

    Критерии истины:

    • ясность (Декарт и Спиноза). Но критерий этот субъективен: ясным может представляться и заблуждение.

    • общепризнанность: истинно то, что признается таковым большинством. Субъективный критерий.

    • полезность. Субъективный критерий , при подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, может считаться истиной.

    • договоренность ученых

    • Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.


    1. Основные формы и уровни научного познания



    Формы научного познания.

    К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, в научном познании принято выделять более сложные формы. К ним относятся проблема гипотеза, теория.

    Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

    Гипотеза – обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

    Теория – форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

    Многообразию форм современного теоритического знания соответсвует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные

    УРОВНИ

    Эмпирический: объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и эксперименту. Эмпирическое познание включает в себя не только чувственное знание, полученное опытным путем, но и опосредованное, рационально обработанное. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

    Теоретический (от лат. «рассмотрение»)- это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков, его содержанием являются научные категории, понятия, законы. Теоретический объект – это мысленная реконструкция эмпирического объекта, абстракция, логическая модель реального объекта.
    Билет 6

    1. Наука как социокультурный феномен. Критерии научности



    Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности.

    Во втором истолковании наука – сфера познавательной деятельности людей, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности с целью их последующего практического применения.То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина.

    Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

    В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

    Слово «наука» буквально означает знание. Однако, важно, что речь здесь идет не о знаниях вообще (например, инструкция - это тоже систематизированные знания), а о научных знаниях. Тогда необходимо выделить критерии научности:

    1. Верифицируемость – это проверяемость теории на истинность с помощью опыта (наблюдений, данных эксперимента и т.д.). Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают сведение к чувственному опыту и таким образом проверяемы с помощью опыта.

    2. Фальсифицируемость – принципиальная опровержимость научного знания в опыте. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках ее опровержения. Фальсифицируемость, таким образом, приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих положений теории выводятся следствия, которые могут быть напрямую соотнесены с опытом. Затем эти следствия подвергаются проверке. Опровержение одного из следствий теории фальсифицирует всю систему.

    3. Парадигмальность – признание научным сообществом какой-либо парадигмы в качестве ведущей, эталонной для всех ученых. Парадигма (греч. «образец») – это фундаментальная теория, которой в настоящее время придерживается большинство в научном сообществе. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, каждый мыслитель создает собственную философскую систему.

    4.Объективность –независимость полученного результата от личности получившего его ученого. Чтобы стать теорией, гипотеза должна пройти множество проверок и быть подтвержденной любыми другими учеными в других лабораториях.

    5. Системность. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

    1. Эволюция науки в XX веке: от классической к неклассической



    Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое.

    Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на трех основных постулатах:

    1. В мире все состоит из атомов, твердых неделимых частиц.

    2. В природе все происходит с необходимостью. Действуют жесткие причинно-следственные связи.

    3. Всем природным объектам присущи фундаментальные механические свойства: масса, плотность и протяженность. Т.е. всюду безотказно действуют ньютоновски законы механики.

    Период изменения картины мира – глобальная научная революция (кон. XIX — сер. XX вв.), которая знаменует собой становление нового, «неклассического естествознания». Это связано в первую очередь с цепной реакцией революционных перемен в различных областях знания:

    1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных неделимых частиц.

    2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть единственным и главным видом реальности. Электромагнитное поле стало новым видом существования материи.

    3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности показала в частности относительность основных механических свойств. Били связаны воедино масса и энергия (в классической физике вещество и энергия различались тем, что вещество имело массу, а энергия считалась невесомой), а также показана взаимосвязь материи, пространства, времени, скорости и тяготения.

    4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей.

    Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

    В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий «субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще.

    Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность договоренностей ученых, конвенций, действующих в течение определенного периода.

    Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической картиной мира.
    1. Глобальные проблемы современности (мировоззренческие и методологические способы их решения)



    Глобальные проблемы современности.

    • Экологическая проблема;

    • Проблема войны и сохранения мира (сюда можно включить и проблемы сырья, освоения космоса и Мирового океана, проблему преодоления отсталости);

    • Демографическая проблема (проблема народонаселения, продовольственная проблема).

    Особенности глобальных проблем:

    • Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

    • Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

    • Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

    • Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

    Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

    Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. философия гносеология познание диалектика

    В наше время глобальные проблемы:

    - с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

    - а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

    Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, неспособности человека рационально распоряжаться этой могучей силой.

    Далее либо образование, научно-технический прогресс, достижения мировой культуры будут служить всем людям. Либо человечество с неизбежностью начнет деградировать.

    Новое политическое мышление – это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей, утверждая в жизни идеалы равноправия всех народов и отражая их взаимозависимость в развитии цивилизации.

    Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.

    Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолевать усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.





    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта