Главная страница

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


Скачать 126 Kb.
НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Дата22.03.2018
Размер126 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
ТипДокументы
#39131
страница13 из 27
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

Философские открытия К. Маркса



Карл Маркс– философ, в учении которого отчетливо заметны неклассические тенденции. В классической философии сознание воспринимается как первичное, «чистое», т.е. ничем не обусловленное, при этом само обусловливающее все. Маркс же вошел в философию со знаменитым слоганом: «Бытие определяет сознание». Или: «Сознание никогда не может быть чем-то иным, чем осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их деятельности». Так в философии появляется практика как реальное наполнение сознания и как критерий истины. В развитии общества определяющим фактором являются производительные силы, а производственные отношения формируют все остальные общественные отношения, тем самым детерминируя общественное сознание.

Он называл себя материалистом, но не в духе XVIII века. Свой материализм он, под влиянием Гегеля, назвал "диалектическим"; этот материализм существенно отличается от традиционного и гораздо ближе тому, что сейчас называют инструментализмом. Старый материализм, говорил он, ошибочно полагал ощущение пассивным и таким образом приписывал активность главным образом объекту. С точки зрения Маркса, ощущения или восприятия есть взаимодействие субъекта и объекта; чистый объект, вне активности воспринимающего, является сырым материалом, который преобразуется в процессе познавания. Знание в старом смысле пассивного созерцания есть нереальная абстракция. На самом деле при этом происходит процесс взаимодействия с вещами. процесс, называемый философами преследованием знания, не является, как думали раньше, процессом, в котором объект остается постоянным, а приспособление осуществляется познающим. Наоборот, субъект и объект, познающий и познаваемая вещь находятся в непрерывном процессе взаимного приспособления. Он называет этот процесс "диалектическим", потому что этот процесс никогда не завершается полностью.

Подобно Гегелю, он полагает, что мир развивается согласно диалектической формуле, но совершенно расходится с Гегелем относительно движущей силы этого развития. Гегель верил в мистическую сущность, называемую "Духом", которая направляет человеческую историю по пути развития, стадиями которого являются категории из "Логики" Гегеля. По Марксу, движущей силой является не дух, а материя. Но материя в весьма своеобразном смысле этого слова, совсем не похожая на полностью лишенную человеческого участия материю атомистов. Это означает, что, для Маркса, движущей силой на самом деле является отношение человека к материи, наиболее важная часть которого - способ производства. Политика, религия, философия и искусство любой эпохи человеческой истории являются, согласно Марксу, продуктами способа производства, присущего времени, и в меньшей степени, распределения. Сама доктрина называется "материалистическим пониманием истории". Это очень важный тезис; в частности, для историка философии.

Маркс подогнал свою философию истории к образцу гегелевской диалектики, но на самом деле для него важна только одна из триад: феодализм, представленный помещиком; капитализм, представленный промышленником; и социализм, представленный наемным работником. Гегель рассматривал нации как носителей диалектического движения, Маркс же поставил на их место классы.

  1. Философские открытия Ф.Энгельса



Кризис ньютоновской физики показал принципиальную относительность конкретно-научных представлений о мире, опиравшихся на очень сильные допущения в интерпретации мира. Оказалось, что принцип распространения наших знаний о части Вселенной на весь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро- и мегамира могут в значительной степени отличаться друг от друга.

Для решения новых мировоззренческих и методологических проблем в науке была разработана концепция диалектического материализма. Огромную роль здесь сыграли работы по философии природы Ф. Энгельса. Был произведен синтез материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля, в чем и заключалась радикальная новизна.

Диалектический материализм рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Поскольку в основе мира и его научного познания лежит материальное субстратное начало, то Энгельс начинает с поисков этого начала в качестве основы классификации наук. Изначально он в качестве такового выделяет энергию, и, соответственно, классификация изображается следующей схемой, в которой усложнение вида энергии приводит к усложнению и области исследований в науке: механическая - физическая - химическая.

Получается довольно целостное описание природы, в котором низшие формы движения материи являются предпосылками возникновения высших.

В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание – это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию. Отсюда делался вывод о связи онтологии и гносеологии, в частности о том, что научное познание есть, прежде всего, активное отражение конкретных форм проявления материи. (Сознание - свойство высокоорганизованной материи).

Т.о. у Энгельса намечено новое понимание материи как центральной категории онтологии через отказ от ее представления как некоторого вещества или совокупности веществ (влияние материализма), и движение к более абстрактному пониманию с элементами диалектики (влияние Гегеля). Так, Энгельс, исследуя понятие материи, высказывал идеи о том, что материя – это некоторая предельная абстракция, т.е. чистое создание мысли, которая никогда не дана нам чувственно, а всегда представлена теми или иными конкретными формами движения материи.

Были выделены следующие принципы движения:

- всеобщность (в движении не только материальные тела, но и духовные);

- материальность движения;

- абсолютность движения (несотворимо, неуничтожимо, возможен только переход от одной формы движения к другой);

- многоформенность движения (Критерий выделения форм движения – связь с определенными материальными носителями. Механическое движение, физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация, химическое движение, биологическое движение, социальное движение (с которым связано и мышление)).

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


написать администратору сайта