Главная страница

Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


Скачать 126 Kb.
НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Дата22.03.2018
Размер126 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
ТипДокументы
#39131
страница9 из 27
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27

Пантеизм Н.Кузанского и Д.Бруно



Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи.

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной.

Кузанский. Человек, по сути, оказывается в центре этого мира, т. е. там, где, согласно ортодоксальной христианской теологии, должен помещаться только Богу. В этом проявились общие гуманистические настроения эпохи. Кузанский различает познание обыденное, касающееся конечных вещей, и познание, обращенное к Абсолюту, Божеству, где мы имеем дело с бесконечным. Ведь Бог, согласно христианскому вероучению, есть природа несотворенная, следовательно, не имеющая ни начала, ни конца, т. е. бесконечная. Разум, постигающий божественное, оказывается диалектическим разумом, так как он способен мыслить совпадение противоположностей. Например, у бесконечной сферы нет центра, или центр находится всюду, в любой точке. В своем учении Кузанский исходит из того, что Бог есть Единое, а его творение - многое. Но если другие философы единое и многое противопоставляли, то Кузанский заявляет об их совпадении. Иначе говоря, Бог - это потенциальный мир, а мир - это актуально представленный Бог. Бог, согласно его учению, бесконечен. Но и мир не может быть конечным. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми может быть заключен. Итак, в пантеистической картине мира Кузанского нет места для центра мироздания. Но своеобразным центром мира у Кузанского является Человек. Человека Кузанский характеризует как существо "конечно-бесконечное": он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное. Единство человека с Богом заключается в том, что если Бог есть творец реальных вещей и естественных форм, то человек - творец логического бытия и искусственных форм. Таким образом получается, что человек в своем мышлении повторяет божественное творение мира. Кузанский указывает на то, что мышление разрешает противоречия в качестве разума, а впадает в противоречия в качестве рассудка. Рассудок все время усматривает в вещах или единство, или множество, или бесконечность, или конечность. Разум же видит единство в множестве и множество в единстве, конечное в бесконечном и бесконечное в конечном, т. е. разум схватывает единство противоположностей. Если в традиционной христианской картине человек был существом земным в противоположность Богу, который обитал "на небе", то теперь получается, что неба, собственно, нет, или оно всюду. А потому нет и дистанции между Богом и Человеком. Человек таким образом наиболее полно воплощает в себе божественную сущность, или, что в данном случае одно и то же, сущность мира.

Бруно. Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Бруно неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей . Согласно Бруно, элементарные фрагменты сущего, одновременно относятся к материальному и психическому; свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Бруно распространяет на природу в целом. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Мировая же душа у Бруно — носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум". Понятие Бога в результате замещается Бруно понятием "мировая душа". Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию "Универсума" в понятие "Вселенная" — вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе. Лучшая процедура служения Богу— познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. — постижение "Бога в вещах"). Вера, по Б., "требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы", в то время как философские изыскания по поводу "истины относительно природы и превосходства творца ее" предназначены лишь тем, кто "способен понять наши рассуждения".

Бруно допускал, что душа может свободно перемещаться из одного мира в другой. Такое предположение радикально противоречило христианской догматике, отводившей для души особое, внемировое пространство "того света", но зато оно было необходимо Бруно для установления принципиально возможной связи с иными мирами, отделенными, по Бруно, от нашего только пространственным барьером.

Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии Бруно. На этом базируется его космологическое представление. Бруно доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания потому, что он находится повсюду и - нигде. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятие «вверх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному. Идеи Джордано Бруно и Николая Кузанского заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   27


написать администратору сайта