Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуцианство

  • не делай другим того, чего не желаешь себе. Основные принципы учения

  • Качества, которыми должен обладать руководитель

  • Качества, которыми должен обладать подчинённый

  • Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания


    Скачать 126 Kb.
    НазваниеФилософия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
    Дата22.03.2018
    Размер126 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Otvety.docx
    ТипДокументы
    #39131
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Общие черты древнеиндийского мировидения



    1 Интровертивная направленность. Изучение не внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

    2 Религиозный характер: во-первых, основным источником философии выступает священный текст (Веды), чего в греческой философии не было, во-вторых, в качестве цели предлагается освобождение (мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни) от перерождений, т.е. сама цель ориентирует не на эту жизнь, а на освобождение от нее. Соответственно, у каждой школы философская теория сочетается с религиозной практикой, зато отсутствует связь с наукой.

    3 Специфическое утилитарное отношение к знанию: знание ценно не всякое, а только то, которое ведет к цели – освобождению (в качестве примера – благородное молчание Будды).

    4 Замкнутость, эзотерический характер знания, обусловленный варновым делением и в свою очередь обусловивший то, что, за исключением буддизма, ни одно древнеиндийское философское учение за пределы Индии не вышло.

    5 Эгоистическая направленность, связанная с тем, что философско-религиозные учения Индии направлены прежде всего на самосовершенствование личности, на освобождение от перерождений. Достичь его может и должен сам человек, никто другой за него этого не сделает, следовательно, и сам он никому помогать в этом не обязан. Дело в специфическом характере кармы (от санскр. глагола «кри» - делать) - причины перерождений. Карма – закон причинно-следственной связи между нашими желаниями, нашими действиями и обликом будущего перерождения. В отличие от греческого понимания судьбы как необходимости, карма создается самим человеком и его действиями. Чтобы улучшить свою карму, необходимо соблюдать дхарму – «долг, благой закон», регламентирующий жизнь человека в соответствии с его варной. Показателен также принцип ахимса (непричинения вреда живому существу). Культ бодхисаттв, достигших нирваны, но не ушедших в нее и оставшихся помогать людям, появился лишь в позднем буддизме и в принципе для индийской традиции не характерен. Кстати, раннему буддизму присущ идеал архата (достигший никому не помогает).

    6 Пессимистическое мироощущение (часто встречающаяся идея жизни как страдания). Оно связано не с признанием наличия какого-то злого начала в мире, а с идеей реинкарнации – переселения душ (колесо перерождений еще называют сансарой). Кроме того, пессимизм связан со специфическим ощущением времени. Время понимается как ряд длительных эпох - юг, циклически сменяющих друга: от «хорошего-хорошего» к «плохому-плохому» веку.

    7 Аскетизм: во всех учениях, кроме локаяты, проповедуется отказ от желаний в качестве пути к освобождению. Поскольку колесо сансары приводится в движение законом кармы, то для достижения освобождения (т.е. прекращения перерождений) необходимо разрушить причинно-следственную связь между нашими желаниями и нашими действиями. Для этого и используется аскеза – подавление желаний.


    1. Этико-социальная направленность древнекитайской философии (Лао-Цзы, Конфуций)



    Оно является одной из основных черт философии Древнего Китая. Этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.

    Пытаясь определить китайскую философскую традицию в целом, многие склонны характеризовать её как антропоморфно ориентированную. В центре её находится человек и его взаимодействие с окружающим миром. Человек — существо, обладающее пятью задатками: человеколюбие, справедливость, благопристойность, мудрость и искренность.

    Нетрудно заметить, что сущностная характеристика человека составлена практически из этических принципов, регулирующих взаимоотношения отдельного человека с другими членами сообщества. Для китайских философов человек предствлял интерес исключительно как существо социальное. Их особенно интересовали вопросы добра и зла, предопределении и свободе, судьбе и удаче.

    ОСН.ШКОЛЫ:

    Конфуцианство было основано Конфуцием (Кун-цзы – «учитель Кун») (551 – 479). Главный источник учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Конфуций был обожествлен, вплоть до начала 20 в. конфуцианство оставалось в Китае государственной религией. Даже современные китайские марксисты остаются конфуцианцами.

    Главная черта конфуцианства – антропоцентризм: религиозной цели человек может достичь собственными силами. Основная проблема – устройство человека в этом мире. К. рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Идеал человека, по Конфуцию, включает:

    • жэнь – человеколюбие;

    • сяо – сыновняя почтительность (государство – большая семья, император – отец подданных);

    • ли – этикетные нормы;

    • и – чувство долга. Эти нормы затем были канонизированы как образец для чиновников.

    Для конфуцианства характерно подавление индивидуального в рамках коллектива. Если человек выпадает из норм общества, он теряет лицо – гражданская смерть.

    Особенности

    Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. Представители данной школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненённым — как отца к сыновьям.

    Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

    Основные принципы учения

    * Жить в обществе и для общества;

    Уступать друг другу;

    * Слушаться старших по возрасту и по званию;

    * Подчиняться императору;

    * Сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей;

    * Быть человечным.

    Качества, которыми должен обладать руководитель

    * Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

    * Управлять на основе добродетели;

    * Обладать необходимыми знаниями;

    * Верно служить стране, быть патриотом;

    * Обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

    * Быть благородным;

    * Делать только добро государству и окружающим;

    * Предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

    * Заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом.

    Качества, которыми должен обладать подчинённый

    * Быть лояльным по отношению к руководителю;

    * Проявлять старание в работе;

    * Постоянно учиться и самосовершенствоваться.

    Основателем даосизма был Лао-цзы («старый ребенок»). Неизвестно, является ли он реальным историческим лицом, но считается старшим современником Конфуция. Основа учения изложена в трактате Дао де цзин («Канон о пути и добродетели»). Основные понятия и идеи даосизма:

    • Дао – «путь» - высший принцип, творец и сущность всех вещей, он невыразим. Иероглиф дао означает «голова + идти» - «путь мудреца». Смысл дао – добровольное следование всеобщему закону. В даосизме термин «дао» таже приобретает не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни.

    • Дэ – добродетель. В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную "благодать".

    • У-вэй – недеяние, подчинение всеобщему космическому закону, отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным существующим порядком; созерцательная пассивность. Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Подобное миробытие характерно только для людей просветленных, ум которых мягок, дисциплинирован и полностью подчинен глубинной природе человека. Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

    Основной практический интерес даосов занимали вопросы долголетия и бессмертия, что и привлекало к ним внимание императоров. В рамках даосизма также практиковалась геомантия (фэн-шуй) – гадание в связи с земледельческой практикой. В рамках даосской алхимии был случайно изобретен порох, развивалась медицина, астрология, изобретен компас. Поэтому даосизм прочно вошел в китайскую практику, наряду с конфуцианством, в среде даосов появилось монашество.

    В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта