Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Скачать 126 Kb.
|
Основные этапы развития античной философииПод античной философией принято понимать философию Древней Греции и Рима. Условные хронологические границы: 6 в. до н.э. (первая философская школа в г. Милете) – 5 в. н.э. (падение западной Римской империи. Или 529 г. – закрытие последней неоплатонической школы). Этапы развития античной философии 1. Натурфилософский/Досократический период (6-5 вв. до н. э.): основными проблемами являлись объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего, а методом философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму; Сюда входят: Милетская школа, Элейская школа, Гераклит Эфесский, атомисты, Пифагор. В целом этот период еще называют архаическим. Наиболее известные школы: * Милетская школа (Фалес [вода], Анаксимандр [апейрон], Анаксимен [воздух]): Философы выступали с материалистических позиций; Занимались не только философией, но и другими науками (точными и естественными); Пытались объяснить законы природы; Искали первоначало — субстанцию, из которой возник мир; * Школа пифагорейцев: Первопричиной всего сущего считали число; Выступали за познание мира через число; Считали единицу мельчайшей частицей всего; Пытались выделить протокатегории, которые показывали диалектическое единство мира (чётное-нечётное, светлое-тёмное и проч.); * Школа Гераклита Эфесского: Первоначала всего сущего — огонь; Вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики; Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; Признавал относительность окружающего мира;Всеобъемлющим божеством считал Логос — Мировой разум; Выступал за материальность человеческой и мировой души; Был сторонником чувственного познания окружающей действительности; Движущей силой всех процессов считал борьбу; * Элейская школа (Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самойский): Изучали проблемы познания; Жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; Были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из первоначала; Считали всё сущее материальным выражением идей; * Атомисты (Демокрит, Левкипп): Весь материальный мир состоит из атомов; Атом — мельчайшая частица всего сущего; Атом неделим; Атомы имеют разную величину и форму; Между атомами существует пространство, заполненное пустотой; Атомы находятся в вечном движении; Существует круговорот атомов; Атомы невозможно «увидеть» путём чувственного познания. Общие особенности: * Ярко выраженный космоцентризм; * Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; * Поиск первоначала, породившего всё сущее; * Гилозоизм (одушевление неживой природы); * Доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 2. Классический (сократический) период (середина 5 — конец 4 века до н. э.): время расцвета древнегреческой философии (совпавшее со временем расцвета древнегреческого полиса); к нему относят учения Сократа, Платона и Аристотеля. Иногда его предваряют гуманистическим периодом в лице софистов и Сократа. 3. Эллинистический период (конец 4 — 2 вв. до н. э.): период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками; В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры. 4. Римский период (1 в. до н. э. - 5 в. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит, Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). 5. В 3-4 века. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. В сферу философских проблем добавляется проблема религии; Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию. Н. – идеалистическое направление античной философии, соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений; – учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством). |