|
Философия определение, ее суть и предназначение
Философия: определение, ее суть и предназначение
- наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие (природа и общество), так и мышление человека. Как наука она возникает из необходимости в потребности анализировать действительность.
- форма общественного сознания, мировоззрения;
- система идей, взглядов на мир, и места в нём человека. Исследует познавательное, социально-политическое, эстетическое и ценностное отношение человека к миру;
- древнейшая, но вечно развивающаяся форма мысли. Логически развитый и обоснованный вид и уровень мировоззрения.
Суть философии заключается не только в наиболее полном познании и понимании сущего и бытия мира, себя и окружающих, но и в искусстве достойного распоряжения знанием, честном существовании и чётком следовании принципам познания и его связи с фундаментальными и важными целями разума, составляющими базис и максимы духа мыслителя, отдельного от мира и в тоже время включённого в него, что позволяет понимать тонкости мирозданий и других разумных существ.
| Философия как наука: происхождение, структура, функции
С лово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». первые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции– это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.
Структура:
онтология — учение о первоначале и первопричине всего гносеология — учение о познании; аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). этика – учение о нравственности эстетика – учение о красивом мораль логика – наука о человеческом мышлении антропология – учение о сущности человека
Функции:
Мирвоззренчекая – способствует формированию целостной картины мира;
Методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;
Мыслительно–теоретическая – позволяет строить концепции и теории;
Критическая – позволяет подвергать сомнению окружающий мир, с целью установлению истины;
Аксиологическая – оценка вещей и явлений с позиции определения ценностей
Социальная – способствует объяснению движущих сил развития общества;
Воспитательно-гуманитарная – способствует формированию ценностей и передачи их последующим поколениям.
| Философия как наука: предмет (основной вопрос), методы
Предмет: поиск ответа на вопрос «В чем смысл жизни?»
Методы:
Диалектика - метод философии исследования окружающей действительности, при котором её явления рассматриваются гибко, с учетом противоречий.
Метафизика - метод философии исследования окружающей действительности, при котором рассматриваются явления вне их взаимных связей и вне развития.
Догматизм - метод философии исследования окружающей действительности, основанный на убеждениях, носящих абсолютный характер.
Эклектика - метод философии исследования окружающей действительности, основанный на произвольном соединении несоединимого.
Герменевтика - метод философии исследования окружающей действительности, основанный на правильном толковании текста.
| Философия: исторический вектор развития
До н.э. Н.э.
Философия Древних Индии, Китая, Греции Эпоха Возрождения, Средних веков, Англия. Франция, Германия Австрия
| 5. Мировоззрение: определение, суть, значение в жизни человека
Мировозрение – характер отношения человека к происходящему, то, что не дается готовым; - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений определенного направления деятельности человека и общества, большую роль в нем играют философские, нравственные, эстетические взгляды. Мировоззрение является отражением бытия. – совокупность взглядов, представлений определенного отношения человека к различным явлениям действительности, его жизненным позиционную и ценностную организацию, формирующуюся на основе конкретных исторических эпох, экономических и религиозных воззрений.
- совокупность взглядов, позиций, оценок, принципов, определяющих общее видение и понимание мира, жизненных позиций и программ поведения;
Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
| Мировоззрение: общая характеристика типов мировоззрения
Житейский – основан на личном жизненном опыте (бытовой);
Мифологический – основывается на мифах, сказках, рассказах, способом образного описания действительности, предпринятиеми попыток объяснить истину;
Научный основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения;
Религиозный основан на вере в сверхъестественных силах, надежд на помощь и противоречии;
Философский тип мировоззрения это объединение основных взглядов, принципов предыдущих типов.
| Философия и мировоззрение: суть, общность и противоречия
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия – это основа мировоззрения. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества, когда философия является мышлением и суждением человеком на определенном этапе развития человека.
| Религия: определение, ее суть и место в жизни человека
Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения.
Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению Объединяет общество или какие-то большие социальные группы Узаконивает некоторые общественные порядки
| 9. Философия и религия: суть, общность и противоречия
Родственность философии и религии состоит в том, что обе они — общественно исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
| Миф: определение, суть и предназначение, место в жизни человека
Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
– как возник мир;
– как он развивается;
– что такое жизнь;
– что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
| Философия и мифология: общность и противоречия, место в жизни человека
Мифологическое мировоззрение - система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
А философия – это, в первую очередь, познание мира, его изучение, построение теорий и доводов, для их подтверждении в действительности.
Наука: определение, ее суть и предназначение, место в жизни человека
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
| Философия и наука: суть, общность и противоречия
Сходства
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Различия
В философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности, в то время как наука всегда объективна.
| Философия и повседневная жизнь: точки соприкосновения и различия.
Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизнь имеет множество граней и проявлений, она обладает своими особенностями и развивается по своим законам. В центре внимания философии повседневности экзистенциальные проблемы, т.е. проблемы человеческого существования, связанные с переживанием человеком своего бытия в мире. Экзистенциальные проблемы решаются не только в философии, но и, прежде всего, в повседневной жизни на уровне обыденного сознания.
| Особенности обыденной картины мира:
-антропоцентричность: человек является центром в повседневном видении мира, все в мире оценивается с точки зрения значимости для человека;
-интерсубъективность, т.е. повседневная жизнь формируется и проявляется в общении людей;
-концентрированность на практическом решении повседневных, бытовых проблем;
| -прагматичность, принцип полезности;
-ориентированность на настоящее и ближайшее будущее;
-индивидуальность повседневной картины мира для каждого человека и ее изменчивость, т.е. возможность переосмысления;
-схематичность, стремление к созданию стереотипов, ориентация на стандарты;
-основой обыденной картины мира являются переживания, эмоциональные состояния.
| 15.Философия древнего Востока: Индуизм (основные черты, понятия, суть)
Индуизм – это религиозное философское учение, зародившиеся на территории современной Индии в 1500 годах до н.э. Жизнь – это страдание.
Периоды становления индуизма: I. Ведийский период 1500-500 гг до н.э. II. Классический 500 г до.н.э. – 1000 г н.э. III. Послеклассический 1000г н.э. – наше время.
Основные характеристики:
- источник философии – тревога за человека. Она прочвляеся в стремлении предостеречь от ошибок. Ошибки ведут к страданию => жизнь – это страдание
| Основные понятия:
Брахман - абсолютная реальность, под которой понимается все сущее.
Атман – высший личностный аспект Брахмана. Атман должен осознать, что он его часть. Причина страданий – непонимание подобного положения дел.
Сансара – перевоплощение, череда рождений и смертей.
Карма – воздаяние за совершённые человеком деяния.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после которого перерождения прекращаются, страдания прекращаются, человек достигает состояние высшей просветлённости.
| 16.Философия древнего Востока: Буддизм (основные черты, понятия, суть)
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после 5 века до н.э. Основатель – Сидхартуа Гаутама – Будда просветлённый.
Благородные истины буддизма:
Дукха – жизнь, а жизнь – страдания. Танха – причина страданий в жизни (привязанность к миру). Нирвана – состояние избавленности от страданий. Цель пути буддиста. Магга – путь достижения высшей цели.
| Достижение высшей цели достигается восьмеричным путём:
Праведное понимание (основ учения Будда) Праведное намерение (решимость) Праведная речь Праведные дела Праведная жизнь (приверженность к ценностям учения Будды) Праведное усилие (устранение низких помыслов) Праведные мысли (осознанное отношение к телу, чувствам, помыслам) Праведное созерцание (состояние высшей просветлённости, отрешённости от мира, устранение всех страданий – нирвана)
| 17. Философия древнего Востока: Китай (основные черты, понятия, суть)
Кон Фу Цзы Главная заслуга в том, что он первым из мудрецов китайской древности осмыслил принципы организации общества и жизнедеятельности отдельной личности с позиции этических норм.
Обычные житейские свойства: уважение старших, честь, долг и т.д. Кон Фу Цзы провозгласил внутренним императивом (приказ, установка), подлежащее обязательному выполнению человеком.
«В отличие от животных, человек не может довольствоваться только материальными благами. В нём есть «внутреннее я», которое и есть центр его жизни, его сущность. Именно это и нужно совершенствовать».
Моральное совершенствование Кон Фу Цзы связано с понятием жень (гуманность, человеколюбие, идеальное человеческое поведение, высшая добродетель). Раскрывая суть понятия жень, Кон Фу Цзы учил:
Жень – значит не делать другим того, чего сам себе не желаешь. Жень – значит желать людям того, чего сам себе желаешь.
Главная цель самосовершенствования, достижения жень выражена в изречении Кон Фу Цзы – «Кэ цзы фу ли» (преодолей себя – восстанови правила), «Лунь юй» - книга.
Особое место в философии Кон Фу Цзы занимала семья. Отношения между членами семьи по Кон Фу Цзы были строго определены, прописаны, сформулированы.Был выработан принцип 5 постоянств:
Отец – непререкаемый авторитет, который заботится о всех членах семьи. Родоначальник традиций. Мать – образец супружеской верности, образец любви к детям и внукам. Старший брат – хранитель дела отца. Младший брат/сестра – образец почитания старших. Семья в целом – образец почитания культа предков.
| По нормам конфуцзыанства государство – семья, император – отец. Подобное понимание семьи определило путь нравственного самосовершенствования:
Научись управлять собой Научись управлять семьёй Научись управлять государством Научись управлять вселенной
Лао Цзы (604 в Китае до н.э.)
Основная философская работа – Дао дэ цзы (книга о пути и благородной силе)
Основоположник религиозно-философского учения, которое получило название «даосизм». Данное учение не имеет социальной составляющей.
Познание пути и смысла бытия осуществляется мистическим путём (таинственно).
Основные понятия даосизма: Дао и дэ.
Дао – путь, природа, первоначальное бытие, это то, чего нет, но то, что может потенциально быть.
Дэ – сила, позволяющая пройти путь жизни, познать природу.
Дэ – Дао в действии.
| Древнегреческая философия: Сократ (основные идеи учения)
Сократ – древнегреческий философ, родился в Афинах (469 – 399).
Учение о логике и риторике
Сократ стремился к постижению истины, находил её через диалог, выстраивая диалог, придумал и использовал такой метод как майевтика – с греч.акушерство, родовспоможенье. Суть майевтики – научить истине благодаря наводящим вопросам, с помощью которых собеседник самостоятельно подходит к пониманию истины. Более того, диалог должен вскрыть собеседнику противоречие в его мыслях, суждениях, логике.
Проблемы человека
Сократ стал первым считать, что основная задача философии – не познание природы, а познание человека. Руководящим принципом Сократ провозгласил следующие слова: cognosceteipsum – познай себя самого. Логическим выводом из этого принципа явилась мысль Сократа о том, что sciomenihitscire – я знаю только то, что ничего не знаю.
Этика – учение поведению
Сократ считал, что существует одно только благо и это благо – знание. Существует и зло – незнание. Человек совершает зло из-за того, что не видит перспективы. Зло (незнание) преодолевается (уничтожается) просвещением. Если человеку объяснить, что такое истинное добро, он не будет совершать зла.
| 19.Древнегреческая философия: Платон (учение об идеях и душе человека)
Платон (427 – 347) – древнегреческий философ, ученик Сократа, основоположник идеализма, основатель собственной философской школы – академия.
Учение об идеях. Платон является основоположником идеализма, он считал, что материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование. Реально существуют лишь чистые идеи, которые истинны, вечны и постоянны – эйдосы. Любая существующая вещь является материальным отображением первоначальной идеи. Все идеи существуют и приходят сюда из царства идей.
Идея – сущность вещи, некая матрица. Между идеями существуют отношения подчинения: низшие подчиняются высшим. Высшие – идеи блага.
Учение о душе. Платон считал, что душа – нечто божественное, отличающееся от тела. Душа управляет телом на протяжении всей жизни, руководит человеком, после смерти возвращается в царство идей. Устройство души: Душа человека в трёх составах:
- Разумное начало – способность думать.
- Вожделеющее начало – чувство голода, холода, жажды.
- Страстное начало (аффективное) – состояние гнева, ярости, любви.
| 22.Древнегреческая философия: Аристотель (учение о душе, логике)
Проблема души
Аристотель впервые выдвинул идею неразделимости души и тела. Душа + тело = человек. Душа – форма тела, начало созидающее, творческое, креативное.
Функции души:
1.Вегетативная (питание и рост)
2. Животная (способность к восприятию, воображению, запоминанию = психика)
3.Разумная (способность думать, постигать, анализировать)
Учение о логике 3 закона логики:
1.Закон тождества. Понятие должно употребляться в одном и том же значении на протяжении всего рассуждения.
2.Закон исключения третьего. (либо истина, либо не истина, третьего не дано)
Tertium non daturest– третьего не дано.
3.Закон логики. Недопущение противоречий
Quod errat demonstrandum– что и требовалось доказать.
Amicus Plato est, sed magis amica est veritos – Платон мне друг, но истина дороже.
Учение об этике
Общий принцип этики Аристотеля – средняя линия поведения, а именно сочетание щедрости и умеренности. Добродетельно то, что полезно обществу. Высшее благо – счастье. Счастье достигается добродетельной жизнью. (посредством занятия философией).
| 21.Древнегреческая философия: Аристотель (учение о бытии и этике)
Аристотель – древнегреческий философ (384 – 322). Ученик Платона, систематизатор философского знания своего времени, является родоначальником ряда наук в современном их понимании, таких как: экономика, психология, философия, политика.
Проблемы бытия
Он считал, что чистых людей – эйдосов – не существует. Аристотель полагал, что чистых идей, не связанных с материальным миром тоже не существует. Существуют конкретные вещи в конкретном месте – индивидуумы(неделимые)
Проблема материи
Аристотель считал, что материя вечна, бесконечна, неуничтожима. Материя – начало пассивное, сырьё. Наряду с материей существует форма. Форма – начало активное, деятельное, созидающее, творческое.
Существует первая форма и первая материя. Первая материя – основа всего в космосе. Первая форма – перводвигатель, первопричина, мировой ум, осознающий сам себя (Бог).
| 23.Средневековая философия: основные черты и характеристика
Основные черты: 1. убежденность в том, что Бог есть, и именно Бог создал окр.мир и человека. 2. созданный человек поставлен над природой, это проявляется в то, что человек обладает свободой воли. 3. вера в загробную жизнь, что будет воскрешение.
| 24.Средневековая философия: апологетика
Апологетика – любая защита христианства от обвинений, критики со стороны противников. В широком смысле – защита собственной позиции мировоззрения, а значит применима в любой сфере жизни. в христианстве апологетика – раздел богословия, который имеет целью раскрытие учения таким образом, чтобы оно стало понятно каждому вопрошающему.
Апологетика –опровержение неверных религиозных философских взглядов. Рассмотрение и анализ важнейших истин (христианских) осуществляется с позиции интеллектуальных, моральных, иных общепризнанных норм и критериев. Умение говорить на одном понятном языке.
Цель апологетики – построение оптимального, продуктивного диалога с другими религиозными системами мысли.
| 25.Средневековая философия: патристика
Святость жизни человека Древность (произрастание из былых времён) Ортодоксальность (традиционность) Официальное признание церковью
Истинными отцами считались лишь те, в чьих руках содержалось наиболее глубокое универсальное разъяснение христианского учения, чем они и заслужили уважение.
Истина в патристике – достояние не индивидуальное, но корпоративное. Она принадлежит не одному автору, но всему христианскому сообществу.
С точки зрения самих отцов патристика – не набор, не совокупность отдельных учений, но единое учение, раскрываемое различными учителями с различной глубиной и полнотой.
| 27.Русская философия: основные черты, уникальность, актуальность сегодня
в русской философии в отличие от европейской чуждо стремление к абстрактной, интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой мистическое (таинственное) познание сущего. Русская философия неразрывно связана с действительно жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени. Кладовой русской философии является литература. В произведениях Толстого, Чехова, Достоевского разрабатывают основные философские проблемы, а их специфической русской ориентированной на жизнь форме.
Сквозные темы русской философии:
моральные и нравственные ценности объяснение христианства государство, право и природа
| 28.Философское понимание категории «Бытие»
1) отдельные люди, вещи, явления, процессы, которые изучают и появляются, но мир при этом остается.2) философская категория отражающая убеждение человека о существовании мира и его в нем. 3) реальна существующая самостоятельная, стабильная, бесконечная субстанция(первооснова всего), включающая в себя все сущее.
29.Философское понимание категории «Материя»
1)нечто противоположное духу. 2) совокупность всех материальных вещей в природе.
Два подхода понимание сущего:
Материальный- основывается на том, что материя первична, а дух есть производная. Идеалистический- основывается на том, что жух первичное, а материя производная.
Философское понимание категории «Движение»
ДВИЖЕНИЕ- способ существования сущего, изменение вообще. В устном смысле- изменение тела в пространстве.
| 26.Средневековая философия: схоластика (два представителя)
Схоластика – второй период развития средневековой философской мысли (первый – патристика). Её цель – ясное, доступное, рационалистическое обоснование христианского вероучения. Основная задача – разложить всё по полочкам.
Представители – Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Фома Аквинский (1225-1274)- монарх, богослов средневековья, систематизатор схоластики.
Основные философские взгляды Аквинского:
Пять доказательств существования Бога:
Причины. Все что существует имеет причину, значит есть первопричина, значит есть Бог. Следствия и необходимости. Случайное зависит от необходимого, значит первоначальной необходимостью является Бог. Движения. Все что движется, движимо чем-то или кем-то, значит есть перводвигатель и это Бог. Степени и качества. Все что существует имеет различные степени качества (лучше/хуже; больше/меньше), значит должно существовать высшее совершенство-Бог. Цели. Все в окр.мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл, значит есть высшее начало, которое определяет смысл, указывает цель-Бог.
Учение о бытие. Фома Аквинский считал, что любая вещь обрела существование по воле Бога.
Учение о познании. Все в мире делятся на то, что можно познать разумом (факт существования Бога) и что разумом не познаваемо ( проблемы сотворения мира, это не познается разумом, а познается верой).
Учение о человеке. Согласно учению Аквинского индивидуальность человека определяется единством души и тела, при котором житворящей силой оказывается душа. Душа представляет собой бессмертную, нематериальную, субстанцию (основа, фундамент).
Учение об этике. Аквинский придерживался принципа свободы воли человека и развивал учение о Боге, как высшем благе. Придерживался взглядам, что зло- это лишенность блага.
Августин Блаженный (354-430)- философ, богослов.
Основные положения его философии:
1.Он утверждал, что Бог существует 2.Он считал Бог есть причина всего, создатель мира, который не устранился от этого мира, но связан с ним, заботится о нем, управляет им. 3. Бог создал человека по своему образу, подобию. Человек поставлен над природой это проявляется в том, что человек обладает свободой воли. 4. Поскольку большинство людей грешны и далеки от Бога, необходимо свежая государственная власть, которая будет так же заботится о человеке.5.Высшим блаженством Августин признает счастье человека, который он видит в углублении и в себя, с целью понять кто я такой есть с Богом и без Бога.
| 31.Философское понимание категории «Пространство» и «Время»
Время- 1) мера изменений. 2) форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов.
Пространство- форма бытия матери, которая характеризует ее протяжность, взаимодействие и структуру элемента.
Пространство и время всегда субъективны, т.е. зависят от человека.
| Философское понимание категории «Сознание»
СОЗНАНИЕ- высшее свойственное только человеку и связанное с речью функция головного мозга, заключающаяся в обобщенном отражением объективной реальности.
формирование целей деятельности человека самоконтроль построение отношений между людьми.
| 32.Философское понимание категории «Отражение»
ОТРАЖЕНИЕ- способность материальных систем взаимодействовать в самих себе, свойство взаимодействующих с ними других материальных систем. (Например: следы на песке, педагогика воспитания(мама, папа, ребенок)).
В живой природе встречаются в трех формах:
Раздражимость- реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные воздействия окр. среды, вызывающие активность (Например, завявшая роза, движение подсолнуха «за Солнцем»). Чувствительность- более высокая разновидность биологического отражения, это способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Психическое отражение- способность человека и высших животных моделировать поведения в целях приспособления к окр. среде.
| Философское понимание категории «Самосознание»
САМОСОЗНАНИЕ- это осознание человека самого себя, как личности, как индивидуальности.
Структура самосознания:
самонаблюдение самоутверждение самооценка самочувствие ретроспекция (взгляд назад) рефлексия (это мыслительный процесс, направленный на анализ себя и понимание самого себя, изнутри самого себя и предвзятых).
| Философское понимание категории «Диалектика»
ДИАЛЕКТИКА- теория развития сущего.
Три закона диалектики:
Закон единства и борьбы противоположности. Все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи едиными находятся в борьбе и противоречии Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. При определенных количественных изменений обязательно меняется и качество вещи или явления. Равно как справедливость и обратно. Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но в свою очередь устаревает и заменяется более новым. И так до конца.
| 36.Философское понимание категории «Познание»
ПОЗНАНИЕ- процесс активного отражения действительности в сознании человека, открывающие новые грани бытия.
Говоря "о познании" нужно выделять и различать два понятия:
Субъект- человек, источник творчества, воли, созидание (активное начало), деятельность. Объект- это то, на что направлена воля, созидание, деятельность
| 37.Философское понимание категории «Истина»
ИСТИНА- правильное, адекватное отражение предметов и явления, познающим субъектом.
Характеристика истины:
она объективная (не зависит ни от человека, ни от человечества) она надъисторичная (т.е. не зависит от эпохи, от времени)
| Философское понимание категории «Ценность»
ЦЕННОСТИ- определенные объекты и явления, которые имеют значимость для личности, социума, культуры.
| Философское понимание категории «Общество»
ОБЩЕСТВО- 1) продукт, целенаправленный и разумно организованный совместной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами и договоренностями. 2) система деятельности и жизни людей, объединенные территорией, эпохой, традициями и культурой. 3) объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, законом, направленностью развития.
| 40. Философское понимание категории «Культура»
КУЛЬТУРА- 1) развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. 2) совокупность достигнутых в процессе освоение мира материальных и духовный ценностей. 3) деятельность исторически конкретного субъекта (общества, соц.группа людей). 4) система, регулирующая соц. отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.
Вывод: культура не существует без человека; культура- это ядро, основа, "душа" общества.
| |
|
|