Главная страница
Навигация по странице:

  • Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления

  • Представители этого направления

  • Представители

  • 23.Философские взгляды Дж. Беркли и Д. Юма.

  • 25. Этические и гносеологические воззрения И. Канта.

  • Чувственность, рассудок, разум

  • 24. Особенности немецкой классической философии. Ее представители.

  • Основные особенности

  • 26.Философия Гегеля. Противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом.

  • Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главным образом в следующем

  • 27. Антропологический материализм Л. Фейербаха

  • 28. Философия марксизма. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.

  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и

  • Философия (экзамен). Философия ответы Предмет философии. Специфика философского знания


    Скачать 390.14 Kb.
    НазваниеФилософия ответы Предмет философии. Специфика философского знания
    АнкорФилософия (экзамен).docx
    Дата24.04.2017
    Размер390.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия (экзамен).docx
    ТипДокументы
    #3224
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    22. Философия Эпохи Просвещения.

    Введение:
    В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Родоначальниками просветительских идей были такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк. Исходные идеи эпохи просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. При этом просветители аппелируют не просто к Разуму, а к Разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез». Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
    Характерные особенности философии эпохи Просвещения:


      • рационализм как общая вера в разум;

      • антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

      • антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.


    Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:
    - атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представители этого направления: Т. Гоббс (1588-1679гг.), Д. Локк (1632-1704гг.), Ф. Вольтер (1694-1778гг.), Ш. Монтескье (1689-1755гг.), Ж. Руссо (1712-1778гг.), Ж. Ламерти (1709-1775гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.); Д.Дидро (1713-1784гг.), К. Гельвеций (1715-1771гг.), Ж.Мелье (1664-1729гг.),
    - утопически-соцалистическое (коммунистическое) направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

    Представители: Г.Мабли (1909-1785гг.), Э-Г.Морелли, Г.Бабеф (1760 – 1797гг.) Р.Оуэн (1771-1858гг.), А.Сен-Симон (1760-1825гг.).
    Выводы:
    1. Философия эпохи Просвещения выступала против всякой метафизики, содействовала развитию любого рода рационализма.

    2. В науке эта эпоха способствовала развитию естествознания, достижения которого философия часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

    3. Философы эпохи Просвещения в области морали и педагогики проповедовали идеалы гуманности, в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовали освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
    23.Философские взгляды Дж. Беркли и Д. Юма.
    Д. Юм:


    • Для Юма, как и для Локка и Беркли, источником знаний является чувственный опыт. Но Юм занимает скептическую позицию, объявляет проблематичным само существование внешних предметов. Человек может знать только свои психологические переживания, а есть ли что-нибудь за ними - он не в состоянии узнать.




    • Концепция познания. Описывая структуру опыта, Юм все восприятия, в зависимости от степени их яркости, образности, живости делит на два ряда: на впечатления и идеи. Впечатление отличаются высокой степенью интенсивности, носят непосредственный характер. С ними человек встречается, когда он слышит, видит, чувствует, ненавидит, любит, желает и т.д. Идеи - это копии впечатлений. Они менее ярки, менее наглядны, отличаются опосредованностью, производны от впечатлений.




    • В отличие от всех других философов-мыслителей, Юм последователен в своем отрицании идеи «субстанции» - как ма­териальной, так и духовной. Субстанция, по его мнению, - это лишь удобная фикция воображения. Психическая жизнь не может представлять из себя ничего другого, кроме потока восприятий, связанных между собой ассоциациями. Называются три вида ассоциаций идей. Ассоциации по сходству, ассоциации пространственной и временной смежности и ассоциации причинности, чаще всего встречаемые в жизни.




    • Отличаются радикализмом взгляды Юма относитель­но религии и церкви. Им подверглись серьезной критике средства достижения божественных почестей среди людей, культивируемые церковью - бичевание и пост и тд. усердное выполнение человеком религиозных ритуалов вовсе не свидетель­ствует о его высокой нравственности. Однако это не дает оснований говорить о Юме как стороннике атеизма.


    Дж. Беркли:


    • Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. Для этих целей он использовал номиналистические принципы.




    • «Все, что существует, единично». Это номиналистическое основоположение служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее действительности не может быть неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы.




    • Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает непосредственное чувственное восприятие единственно истинным и достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.



    25. Этические и гносеологические воззрения И. Канта.
    Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением. Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.
    Гносеология – основные положения.
    1. Активность субъекта — исходный принцип гносеологии Канта. Субъект не столько отражает свойства объекта, сколько конструирует в сознании его мысленный образ.
    2. Чувственность, рассудок, разум — три взаимосвязанные познавательные способности, выполняющие разные функции. Чувственность (ощущение, восприятие) непосредственно контактирует с объектом. Рассудок придает восприятиям смысл, формирует понятия и суждения, т. е. является основой мышления. Разум — способность к умозаключениям — ставит вопросы и ищет на них ответы. Особенность кантовской концепции в том, что все три способности находятся в единстве: не просто дополняют, а взаимодействуют, направляют и ограничивают возможности друг друга.
    3. Явление и «вещь в себе» — кантовские термины для характеристики объекта. Явление — это те стороны объекта, которые даны в опыте (для Канта — в восприятии, созерцании, для современной науки — в показаниях прибора). «Вещь в себе» — те стороны, которые принципиально находятся за границами опыта. «Вещь в себе» — синоним абсолютной объективности - непознаваема, ибо и эмпирическое и теоретическое знание возможно только в рамках опыта. Например, исследуя свойства света, можно использовать разные типы приборов (систему зеркал или дифракционную решетку). Два типа опыта выявят разные свойства объекта и позволят создать соответствующие теоретические модели, фиксирующие и объясняющие эти свойства. А какие свойства имеет свет сам по себе, безотносительно к опыту и использованию приборов? Этот вопрос в принципе некорректен, так как относится к «вещам в себе».
    Таким образом прочерчивается своеобразный гносеологический барьер, ограничивающий возможность познания.
    4. Априоризм (от лат. a priori - до опыта) - наиболее важная для самого Канта характеристика познания. Речь идет о существовании в сознании субъекта неких доопытных форм, не зависящих ни от какого эмпирического материала.

    5. Антиномии — это противоречия, в которые впадает разум, пытаясь рассуждать о свойствах вещей в себе. Кант выделил четыре антиномии, касающиеся наиболее фундаментальных проблем устройства мира и человека:
    1) конечность либо бесконечность мира;
    2) делимость до бесконечности либо предел делимости;
    3) детерминизм (всеобщий характер причинности и необходимости) либо свобода воли;
    4) наличие высшего существа (Бога) или отсутствие его. Прежняя метафизика пыталась определенным образом ответить на такого рода вопросы. Тем самым она неизбежно допускала ошибку: предполагаемый ответ заранее как бы «вкладывался» в ход рассуждений. В действительности разум способен обосновать обе противоположные позиции по каждому из четырех вопросов.

    24. Особенности немецкой классической философии. Ее представители.
    Определение «классическая» немецкая философия получила в книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888 г.). Слово классическая (от лат. classicus – образцовый, достигший вершины) указывает на то, что философская мысль в этот период достигла своего пика.

    Немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII – первой трети XIX в. и представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

    Основные особенности:

    во-первых, в ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени:

    а) вера в могущество разума;

    б) гуманизм;

    в) неотчуждаемые права личности;

    во-вторых, главное ее достижение:

    а) разработка целостной концепции диалектики;

    б) обоснование мирового закона вечного развития.

    в-третьих, исследуется человеческая сущность (Кант – рассматривал человека как нравственное существо; Гегель – расширил границы активности самосознания и индивидуального сознания; Фейербах – создал антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек);

    в-четвертых, история понимается как целостный процесс, в основе которого – экономическая деятельность, т. е. труд;

    в-пятых, своеобразное понимание роли философии – она призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры;

    в-шестых,все представители немецкой классической философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. (Кант выделял гносеологию и этику; Гегель создал систему, в которую вошли философия природы, логика, философия права, философия морали и др.; Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др.)

    Таким образом,классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем.
    26.Философия Гегеля. Противоречие между объективно-идеалистической системой и диалектическим методом.
    Философия Гегеля:
    Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

    Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:

    • Логика - безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

    • Природа - понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;

    • Дух - история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума - в самопознании.


    Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкция получилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и не очень-то внятной.

    Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главным образом в следующем:

    1) представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а, следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;

    2) усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

    3) последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.
    Главное, философия Гегеля имеет наступательный характер, в то время как науки лишь рассуждают и обсуждают, а многие - просто прислушиваются и умирают…

    ------------------------------------------------

    Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

    Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.
    ***---***---***---***---***---***---***---***---***---***

    Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
    27. Антропологический материализм Л. Фейербаха

    Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

    Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

    28. Философия марксизма. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.

    Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).
    Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.
    Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение.
    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА

    это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном развитии, изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта