Главная страница

Философия (экзамен). Философия ответы Предмет философии. Специфика философского знания


Скачать 390.14 Kb.
НазваниеФилософия ответы Предмет философии. Специфика философского знания
АнкорФилософия (экзамен).docx
Дата24.04.2017
Размер390.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия (экзамен).docx
ТипДокументы
#3224
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

53. Структура научного познания. Его методы и формы. Роль методологии в научном познании.
В структуре научного знания выделяют три уровня:

  • Эмпирический;

  • Теоретический;

  • Метатеоретический;

На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом.
Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.
Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология науки - это учение о методах, формах и внутренних механизмах научного познания. Предметом методологии научного познания являются:


  • методы и операции научного исследования;

  • формы научного познания;

  • нормы и идеалы науки.


Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:


  • По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;

  • По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;

  • По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;

  • По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;

  • По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;

  • Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.


Формы научного познания классифицируются на:


  • Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;

  • Проблемы;

  • Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.
Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.
Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.
Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений.

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции:


  • обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира;

  • определение подхода к явлениям действительности.


Первая функция общая, вторая - частная.

Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер.
Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие факторы - силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д. Таким образом, любой метод не есть нечто бессубъектное, внечеловеческое, он замыкается на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание.
57. Социальная философия. Ее место в системе философских знаний. Особенности познаний социальной реальности.
Что такое социальная философия:

Социальная философия отличается от других разделов философии тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем материального мира, занимающей в нем специфическое место. Учитывая отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, она изучает специфические закономерности проявления жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Другими словами, социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.
Объектом познания социальной философии является общество.
Предметом социальной философии является знание всеобщих оснований целостности общественного бытия, факторов и закономерностей его развития.

Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности существования и развития.
Место социальной философии в системе философских наук:
Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех общественных, а еще шире - всех гуманитарных наук, включая психологию, лингвистику и т.д.

***---***---***---***---***---***---***---***

В XIX веке возникают такие науки как социология, культурология, социальная психология и т.д., что способствовало выделению предмета, структуры, проблемного поля и социокультурных функций социальной философии.
Таким образом, как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, приблизительно в XIX веке. В это время философские проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования.


Особенности познания социальной реальности.
Социальное познание обладает ярко выраженной спецификой, особенно при сравнении с естественнонаучной формой познания.

  • Во-первых, если в естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы отношений и взаимовлияний невозможно.

  • Во-вторых, если действие законов, открытых естественными науками, достаточно неизменно, носит универсальный характер, то законы, действующие в обществе, в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей.

  • В-третьих, особенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

  • В-четвертых, если в естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.

  • В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание.

  • В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке.


58. Общество, как само развивающаяся система
Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.
Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

60. Структурные подсистемы общества

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное Т. Парсонсом. Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:


  • система действия;

  • социальная система;

  • общество как форма социальной системы.



Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:


  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;

  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;

  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;

  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---***---

Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-про­изводственная, социальная, организационная, духовная.

На основе этих видов деятельности формируются основные подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
I. В ходе производственной деятельности, выражающейся в создании материальных благ, формируется экономическая подсистема. Ее функционирование позволяет удовлетворять основные потребности людей в жизненных средствах. Благодаря этому создаются материальные условия и основания самого существования общества. При анализе эко­номической подсистемы обычно привлекается учение о способах производства.
II. Социальная деятельность ориентирована на поддержание стабильности или же изменение условий общественной жизни, на отстаивание людьми их интересов. На этой основе складывается социальная подсистема.
III. Важнейшим проявлением организационной деятельности является социальное управление, то есть установление, обеспечение и регулирование связей между элементами социальной системы. Осуществление социального управления предполагает формирование властных структур (от администрации предприятия до правительства страны или междуна­родных организаций, таких как ООН). На базе организационной деятельности формируется политическая подсистема общественной жизни, то есть система политических институтов – прежде всего государственных, а также негосударственных.
IV. Духовная деятельность людей выражается в производстве духовных ценностей. На ее основе формируется духовная подсистема общественной жизни. При характеристике последней обычно используется понятие общественного сознания, обозначающее совокупность взглядов, теорий, норм, идеалов, существующих в обществе. Общественное сознание несводимо к сумме индивидуальных сознаний.

54. Человек как системное единство биопсихосоциальных качеств.

Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:

1) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)
Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма.

2) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)
Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д.
3) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т. п.)
ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и самопреодолению.
55. Природа, сущность и предназначение человека. Философские модели исследования человека.

Природа человека:
Философская антропология традиционно под природой человека понимает структурно организованную совокупность важнейших признаков и свойств (качеств), характеризующих человека как особый род живого существа. К числу важнейших атрибутов большинство исследователей относят: сознание, труд и способность человека общаться с себе подобными. Проводится мысль о том, что природа человека едина, неисчерпаема и изменчива (пластична), всегда носит конкретно-исторический характер.

Сущность человека:

Специфическим свойством, выражающим сущность человека, как общественного существа, является его способность трудиться, осмысленно и со знанием дела создавать искусственные орудия труда и посредством их изменять мир окружающей нас действительности. Труд - это тот качественный скачок, который отделяет человека от животного мира и утверждает его подлинную сущность, как общественно-исторического существа, так и субъекта предметно-преобразующей деятельности.
Следующей особенностью, отличающей человека от животных является язык. Животные непосредственно реагирует на окружающие их предметы, у них отсутствует вторая сигнальная система, и в силу данного обстоятельства их мышление носит конкретно-образный, чувственный характер. Напротив, человек, обладая даром речи, отражает внешний мир не только в чувственных образах, но и в абстрактных понятиях, которые обазначаются словом, т.е. носят вербальный характер. Человек может реагировать не только на конкретные предметы, но и на слова, выражающие их значение, и в этом заключается его сущностное содержание.
Наряду с трудом и языком, которые складываются в процессе общения между людьми, важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить.
Благодаря мышлению человек не приспосабливается к природным условиям, а преобразует их, реализуя свои потребности и интересы.

Предназначение человека:

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни - единый и общий - для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

1. Гедонизм - жить, значит наслаждаться;

2. Аскетизм - жизнь - это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга - жизнь - это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)

4. Утилитаризм - жить - значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм - жизнь - понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека

6. Прагматизм - цель оправдывает любые средства ее достижения.
Философские модели исследования человека:

В зависимости от того, какие свойства как сущностные в человеке, разглядывали философские направления, различают последующие модели. В базе каждой модели разъяснения человека лежит определённое доминирующее качество человека, которое рассматривается как его сущностная база. При всем этом обилие людского бытия сводится к одной базе – к тему, духу, социуму, культуре и т.д.

1. Теологическая. В рамках данной модели человек рассматривается как внеприродное, сотворённое богом существо. Бог сделал человека по собственному виду и подобию. Человек – высшее творение Бога. Эта модель человека является методологией христианской догматики.

2. Биологизаторская. Тут человек рассматривается как животное, природное существо, достигшее высочайшего уровня развития приспособительных рефлексов (Гоббс, Фейербах). Все психологические и духовные свойства человека – это проявление природных инстинктов и влечений человека. Неувязка сути человека в рамках данной модели сводится к поискам инвариантного набора черт и врождённых свойств человека.

3. Рационалистическая. В рамках данной модели человек предстаёт как разумное животное. Эта модель зародилась в философских учениях Платона и Аристотеля, утверждающих, что тело человека смертно и приходящее, а душа (у Аристотеля – разумная душа) существует вечно. Сутью человека является сознание (душа), наличием которого человек различается от животного. Основной упор данной модели человека изготовлен на понятие «духовность» (духовное в человеке зависит не от соц, наружных влияний, а идёт изнутри).

4. Социологизаторская. В рамках данной модели человек по сути собственной является социальным существом, продуктом общества, сутью которого является его способность жить в обществе, аккумулируя его нормы и ценности. Истоки данной трактовки мы находим в учении Аристотеля, который определял человека как политическое животное, обосновывая мысль о том, что жизнь человека в обществе также естественна, как и в семье. Человек – это то, что делает из него общество. Общество сформировывает человека в согласовании со своими потреб¬ностями, подчиняя его для себя и превращая в элемент общественного целого.

Переработку данной модели человека осуществляет К. Маркс в своём социально-антропологическом учении, утверждая, что сутью человека является вся совокупность публичных отношений., другими словами выявить суть человека можно лишь в системе соц отношений, где он живёт и сформировался.

Другую, более развитую и внутренне непротиворечивую концепцию развивает марксистская философия. Марксистская философия дает раскрыть суть человека не только лишь как природно-биологического существа, да и на базе концепции общественно-практической, деятельной сути человека. Она исходит из предпосылки о уникальности людского бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании био и социальной сути человека.

5. Символическая. Данная модель разглядывает человека как представителя особенного мира – мира знаков, который возвышает его над природным миром (Кассирер, Леви-Стросс, Фуко). Суть человека выражается в его языке, религии, чувственном восприятии мира, в художественных формах его постижения. Человек различается от остальных живых созданий тем, что нашёл собственный метод включения в мир вокруг нас. Он преобразует её в свою необыкновенную природу, которая существует в другом измерении – в символическом мире.

6. Негативистская (пессимистическая). Данный подход берёт своё начало в учении Руссо, который утверждал, что человек владеет способностью к самосовершенствованию и культуре, которая является «источником практически всех несчастий,… содействуя… расцвету его познаний и заблуждений, пороков и добродетелей, заставляя его сделаться тираном над самим собой и природой». Продолжают эту идею Шопенгауэр, Ницше и Фрейд: Человек испорчен культурой. Человек как био вид разрушается под напором цивилизации. Человек растерял свою природную суть. Напротив, А. Гелен утверждает, что человек на биологическом уровне ущербен, не адаптирован к природе и это принуждает его быть активным по отношению к ней. Покоряя природу, человек создаёт культуру как искусственную природу, которая, в свою очередь, разрушает его.

7. Экзистенциальная (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). В рамках данной модели бытие человек рассматривается как тождественное его психологическим переживаниям. Суть человека, как утверждает Хайдеггер, лежит в его экзистенции, которая возникает в его поступках и выборе ситуации. В данной модели суть человека и его существование (бытие) неразрывно взаимосвязаны. А бытие человека в единстве с его сутью отражает категория «экзистенция» как специфично человечий метод бытия, основанный на переживании человеком жизненных ситуаций.

56. Личность и общество. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:
• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.
Человек есть продукт времени и обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются обществом; человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С изменением общественного строя меняется положение личности, ее интересы и потребности.
Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
Концепции:
Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной.
Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (например, концепция «естественной морали» Ф. Бэкона).

c:\users\1\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.word\па.png


И наконец, третья концепция При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.
Индивид, индивидуальность, личность, человек.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Ответственность и свобода личности

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она своди­лась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора.

Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе. Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:


  • историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

  • индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.


Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

61. Объективные законы общественного развития и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.
Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. В то же время в одном существенно важном моменте - механизме своей реализации - законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.
Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно ("сидят сложа руки"), никакие социологические законы реализоваться не могут.
Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей.В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.
Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.
В структуре субъективного фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития, тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).
В качестве одного из возможных вариантов "разрешения" парадокса появляется волюнтаризм (от лат. voluntas - воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса - объективный характер законов общественного развития. По сути дела, перед нами течение субъективно-идеалистического толка,которое возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, то есть зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития. Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса - фатализм (от лат. fatum - рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы общественного развития, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое.
В результате как сами эти схемы и теории, так и основанная на них эко­номическая, социальная и иная политика, заходят в тупик. Рано или поздно обнаруживается несостоятельность субъективистских и волевых способов решения социальных проблем без учета соответствующих объективных условий. Подобная политика наносит большой ущерб развитию общества, заводит его в кризисные ситуации и отбрасывает назад.
Свобода и необходимость.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
62. Общественный прогресс и глобальные проблемы.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам.

В философии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, сопровождающимся признанием законодательной: власти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк).

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

К глобальным проблемам современности относятся:

  • проблема Север-Юг;

  • проблема бедности;

  • продовольственная проблема;

  • энергетическая проблема;

  • проблема экологии и устойчивого развития;

  • демографическая проблема;

  • [[проблема развития человеческою потенциала];

  • проблема освоения Мирового океана.


Расшифровка некоторых проблем:
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.
Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.
Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

63. Общество и природа. Социальное и природное в существование и развитии общества.

Человеческое общество представляет собой часть природы.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения.

Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.


Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.
Социальная материя – общество – это верхний ярус материального бытия. Поскольку мир – материальное единство, где все связано, то ни одна форма материи не может существовать изолированно. С учетом же того, что социальная материя является очень сложным образованием (о чем речь пойдет позже), ее естественным основанием выступает нижележащий ярус бытия – неживая и живая природа. В этом общефилософский смысл концепции единства общества и природы, но в этом единстве общество выступает зависимой стороной, а природа, наоборот, может существовать и вне всякого присутствия на нем общества (ближайшее подтверждение – Луна; там не обнаружили не только обитателей или растений, но даже ни одной живой клетки; и ничего, планета существует!). Человечество не просто «опирается» на всю природу, но и включило ее часть в свой повседневный «обиход»: окультуренные растения, прирученные и видоизмененные животные, использование «даров природы» в пище и особенно мощно – включенное в промышленное производство природное сырье: руды, газ, нефть, уголь и м

64. Аксиология – философское учение о ценностях и их природа.
Раздел философского знания, в котором осмысливается природа, сущность и роль значимых для человека явлений, вещей и процессов, называется аксиологией.
Термин «аксиология» был введен в 1902 году французским философом П. Лапи.
Вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наи­более значимое для человека. В самом общем виде аксиологическая тематика первона­чально сводилась к выяснению вопроса – «что есть благо и каковы формы его существования?»

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного челове­ка – свои ценности.

В эпоху античности:

…при общем понимании блага как того, что имеет для человека смысл, наметились разные подходы.


  • Демокрит полагал, что благо и цель жизни – счастье. Будучи благом высшего порядка, счастье существует в следующих формах: спокойное и ровное настроение, хорошее расположение духа, внутренняя устойчивость; гармония; безмятежность и неустрашимость.




  • Сократ высшим благом считал мудрость как единство зна­ния, выбора добра и практической реализации добродетели. Именно для достижения высшего блага Сократ призывал по­знать самого себя.


Эпикур считал, высшим и первым благом удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий.
В эпоху Средневековья:

…высшим благом считалось добро, по­нимаемое как то, чего все желают.

В конечном итоге у Фомы Аквинского добро совпадает с Богом.
В Новое время:

…благо уже делится на общественное и личное. Высшим проявлением общественного блага Ф. Бэкон считал долг как обязанность и обязательства человека по отношению к другим людям.


  • Б. Спиноза отождествлял благо с разумом и свободой. Свобода, в его понимании – это подчинение страстей разуму, а не эпикурейское наслаждение страстями. В качестве важнейшей ценности Спиноза также рассматривал жизнь, ставил ее на по­рядок выше смерти.




  • Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл И. Кант, который в центр своей философии поставил Человека, чем, собственно, открыл новый этап развития аксиологического знания. Кантом заканчивается традиция и период рассмотрения ценности как блага и с Канта же начинается этап понимания ценности как значимого для че­ловека. В основе аксиологии Канта, как и у Бэкона, лежит категория долга. Именно чувство долга, считал Кант, отличает людей от животных и обеспечивает путь к благу.




  • В качестве высших ценностей Виндельбанд рассматривал истину, благо, красоту и святость как вневременные и внеисторические принципы, которыми руководствуется человек, осознавая их как нормы безусловного долженствования. Кроме высших ценностей Виндельбанд выделял ценности-блага (наука, право­порядок, искусство и религия) как жизненно важные для суще­ствования человечества.




  • В социально-философском аспекте ценности рассматрива­лись как способ бытия культуры (М. Вебер) или средство функ­ционирования социальных институтов (Т. Парсонс), сообществ и цивилизаций (П.А.Сорокин).




  • В марксистской философии ценности рассматривались в классово-политическом ключе. Наиболее четко марксистская по­зиция была сформулирована в тезисе В.И.Ленина (который можно назвать «категорическим императивом» марксизма) о том, что нравственным (а следовательно, и ценным) является все то, что отвечает интересам пролетариата.


Вывод: В современных условиях аксиология все больше и больше обретает черты самостоятельной философской дисциплины. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение». Ценность – это свойство предмета или явления иметь зна­чение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.
У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного челове­ка – свои ценности. Так, для некоторых народов золото не яв­лялось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта