Информация. Философия в системе культуры
Скачать 283 Kb.
|
4. По Аристотелю, человек— это: а) двуногое без перьев; г) смеющееся существо; б) нравственное существо; д) политическое животное. в) душа в темнице тела; 5. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
6. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории:
7. "Государство" Платона было: а) демократическим государством равных возможностей; б) религиозным государством; в) государством кастового типа, с четким сословным разделением; г) абсолютной монархией; д) деспотией восточного типа. 8. Истинное познание по Платону есть: а) логически четкое, рациональное познание; б) мистический опыт; в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире; г) знание основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно. 9. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; г) первоэлементом мира является число; б) первоэлементом мира является апейрон; д) познание мира невозможно. в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; 10. В своей этической концепции стоики выдвинули: а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; б) анархические принципы социальной жизни; в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога». 11. Один из основных императивов античной философии: а) «Познай самого себя»; г) «Не лги»; б) «Узнай как можно больше»; д) «Надейся и жди». в) «Следуй установленным правилам»; 12. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать". а) Аристотель; г) Скептики; б) Зенон из Кития (стоик); д) Пифагор. в) Платон; 13. Число в пифагорейской школе это: а) абстракция; г) творение Бога; б) первоначало мира, тождественное вещи; д) психическая иллюзия. в) создание разума; 14. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; г) Платон; б) Эмпедокл; д) Аристотель. в) Фалес; 15. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; г) Аристотель; б) Платон; д) Демокрит. в) Сократ; 16. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим: а) небытие; г) сомневаемся; б) первоначало; д) материю. в) бытие; 17. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма: а) Сократ; г) Аристотель; б) Демокрит, Левкипп; д) Демокрит. в) Платон; 18. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...» а) Аристотель; г) Демокрит; б) Платон; д) Сенека. в) Плотин; 19. Позднейший автор так описывает учение этого философа: "Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению". а) Левкипп-Демокрит; г) Платон; б) Анаксимандр; д) Аристотель. в) Фалес; 20. Идея, согласно Платону: а) материальна и умопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема; б) нематериальна, но умопостигаема; д) конструкция сознания. в) материальна, но неумопостигаема; 21. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром: а) Гераклит; г) Аристотель; б) Демокрит; д) Эпикур. в) Анаксагор; 22. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». а) Платон; г) Парменид; б) Аристотель; д) Гераклит. в) Демокрит; 23. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; г) логики Аристотеля; б) метафизической концепции Парменида; д) критической позиции скептиков. в) релятивизма софистов; 24. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; г) Эпикур; б) Сократ; д) Демокрит. в) Ксенофан; 25. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского: а) диалектический материализм; б) механистический материализм; в) антропологический материализм; г) стихийный материализм. 26. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых; г) философов, воинов, ремесленников; б) крестьян, ремесленников, мещан; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию. в) дворян, священников, крестьян; 27. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это: а) порядок; г) число; б) Бог; д) материя. в) разум; 28. По мнению Аристотеля всякая вещь есть: а) сложное единство мельчайших частиц – атомов; б) чувственный образ идеи; в) единство материи и формы; г) создано из воды; д) конструкция сознания. 29. Категорию Логос в античной философии впервые ввел: а) Парменид; г) Гераклит; б) Фалес; д) Анаксимен. в) Демокрит; 30. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы; г) философия должна быть упразднена; б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; д) религия должна быть упразднена. в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна; 31. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух; г) тело; б) душа; д) воля. в) разум; 32. В центре размышлений философов средних веков стоит: а) природа; г) идеальный мир; б) личность; д) процесс познания. в) Бог; 33. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием. 34. Апологеты во II в. н. э.: а) являлись сторонниками Юлиана Отступника; г) рассматривали противоположность духа и материи; б) защищали, оправдывали христианское вероучение; д) являлись сторонниками атомизма. в) впервые раскрыли стремление души к первоединству; 35. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире, получила название: а) тенденция; г) теодицея; б) теократия; д) теизм. в) теогония; 36. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты): а) сотворение мира из ничего; г) концепция реинкарнации (переселения душ); б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; д) человек создан по образу и подобию божьему. в) богов много, но верховным является Зевс; 37. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит: а) нет Бога кроме Аллаха; б) Бог есть Единое; в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; г) Бог есть Все и все есть Бог; д) Бог есть безличная духовная реальность. 38. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения: а) софистов; г) Демокрита; б) Платона; д) Эпикура. в) Аристотеля; 39. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; в) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 40. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным; б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией. 41. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; г) папизмом; б) томизмом; д) протестантизмом. в) августинизмом; 42. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного бога; г) полагал, что бог — это и есть природа; б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; д) считал, что бог – это перводвигатель. в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе; 43. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что: а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом; г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима. 44. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: а) укрепил христианскую теологию; б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование позитивизма Нового времени; д) дал толчок развитию мистики. 45. Средневековая философская мысль: а) отвергала полностью античную философию; б) продолжала традиции античных философов; в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами; г) использовала мотивы античной мифологии; д) не знала античной философии. |