Главная страница

Информация. Философия в системе культуры


Скачать 283 Kb.
НазваниеФилософия в системе культуры
АнкорИнформация
Дата07.12.2021
Размер283 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаbank-testov-2006-itog.doc
ТипДокументы
#295199
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Теория познания. Философия науки


1. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма; г) сенсуализма;

б) реализма; д) гедонизма.

в) скептицизма;
2. Дедукцияэто:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.
3. Индукцияэто:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.
4. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово; г) термин;

б) категория; д) имя.

в) дефиниция;
5. Эмпиризмэто:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.
6. Агностицизмэто:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.
7. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок; г) ум;

б) разум; д) интуиция.

в) чувство;
8. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.

1) скептицизм;

2) агностицизм;

3) прагматизм;

4) солипсизм.

а)- 1 б)- 2 в)- 4 г)- 3

9. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:

а) «Я верю, чтобы знать»;

б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

в) «Я мыслю, следовательно, я существую»;

г) «Мы живем внутри языка»
10. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

11. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический; г) мифологический;

б) религиозный; д) диалектический.

в) теоретический;
12. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие; г) суждение;

б) представление; д) восприятие.

в) умозаключение;
13. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным; г) научным;

б) теоретическим; д) божественным.

в) обыденным;
14. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания; г) сомнение в возможности познания;

б) рассмотрение объектов познания; д) метод познания.

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;
15. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблемэто:

а) методика; г) механизм;

б) развитие; д) процесс.

в) навык;
16. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция; в) анализ;

б) дедукция; г) синтез.
17. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина

2. Относительная истина

3. Истина как откровение

а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной.

б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе).

в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

1-в 2- б 3-а

18. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:


а) Античность

б) Средние века

в) Новое время

г) XX в.

1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам.

2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель)

3. Бог, вот что является истиной.

4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтики)

А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1

19. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель:

а) Эмпирический

б) Теоретический

1. Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой.

2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

3. Добыть новые экспериментальные факты.

4. Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

А) -2, 3. Б)- 1,4
20. Гносеология это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о сущности познания, о путях постижения истины;

б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории.

в) о бытии как таковом;
21. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:

а) гипотеза; г) парадигма;

б) теория; д) модель.

в) проблема;
22. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.
23. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности; г) Нового времени;

б) средних веков; д) в ХХ веке.

в) Возрождения;
24. Установите степень соответствия критерия истины тому или иному направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;

б) верифицируемость;

в) практика.

1) неопозитивизм;

2) диалектический материализм;

3) конвенционализм.


25. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна; г) абсолютна;

б) объективна; д) божественна.

в) субъективна;
26. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъектэто:

а) чувственное отражение; г) объяснение;

б) познавательный контакт с объектом познания; д) ноумен.

в) представление;
27. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм; г) гносеологический оптимизм;

б) эмпириокритицизм; д) гедонизм.

в) скептицизм;
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.
28. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление; в) идея;

б) восприятие; г) ощущение.
29. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда; г) предрассудок;

б) заблуждение; д) иллюзия.

в) суждение;
30. Определите какому периоду времени те или иные исторические формы науки:

а) романтический;

б) классический;

в) неклассический;

г) постнеклассический.

1) XVII в.

2) XVв.

3) XXI в.

4) XX в.


31. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:

а) Античность

б) Средние века

в) Новое время

г) XX в.

1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам.

2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель)

3. Бог, вот что является истиной.

4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтики)

А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1
32. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема; г) гипотеза;

б) боль; д) теория.

в) вера;
33. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм; г) агностицизм;

б) релятивизм; д) скептизизм.

в) рационализм;
34. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии; г) анализа;

б) индукции; д) математического анализа.

в) дедукции;
35. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления

б) антисциентистские направления

1) неотомизм;

2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.


36. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия носят название:

а) категорий; г) антиномий;

б) универсалий; д) законов.

в) модусов;
37. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:

а) материализм; г) идеализм;

б) скептицизм; д) рационализм.

в) эмпиризм;
38. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного:

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.


Человек, общество, личность
1. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».
2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, это:

а) индивид; г) субъект;

б) индивидуальность; д) особь.

в) личность;
3. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жить – это стремление к богу.
4. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.
5. Предметом этики является

а) Общество; г) Смысл жизни;

б) Человек; д) Система ценностей;

в) Мораль; е) Идеал.
6. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории
7. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;
8. Что появилось у человека раньше мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.
9. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;
10. Дополните недостающие парные этические категории:

а) добро – зло; в) жизнь – смерть;

б) свобода – г) права –
11. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни

а) онтология; г) этика;

б) аксиология; д) антропология;

в) эстетика; е) социология.
12. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез; в) космогенез;

б) социал-дарвинизм; г) историософия.
13. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род; г) сословие;

б) класс; д) страта.

в) каста;
14. Понятие класса является ключевым в философии:

а) Сен-Симона;

б) Гоббса;

в) Маркса;

г) Гизо.
15. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.
16. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.

а) экономическая;

б) политическая;

в) профессиональная;

г) возрастная.
17. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

г) Моисеевым.
18. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики; г) конец государства;

б) конец истории; д) конец человека.

в) конец экономики;
19. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.
20. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика; г) космология;

б) евгеника; д) футурология.

в) глобалистика;
21. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера; г) стратосфера;

б) семиосфера; д) биосфера.

в) ноосфера;
22. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура; г) антикультура;

б) элитарная культура; д) маргинальная культура.

в) контркультура;
23. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология; г) политология;

б) социальная философия; д) экономика.

в) гносеология;
24. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

а) онтология; г) антропология;

б) метафизика; д) история.

в) социальная философия;
25. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях; г) системе традиций;

б) логических принципах; д) социальном опыте.

в) творческой деятельности;
26. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
27. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья; г) власть;

б) государство; д) закон.

в) собственность;
28. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству; г) науке;

б) нации; д) религии.

в) экономике;
29. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

а) Античность

б) Средние века

в) Новое время

г) XX в.


1. Люди, живущие в соответствии с ими же установ­ленным общественным договором.

2. Система социальных действий людей, смысл кото­рых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.).

3. Совокупность людей, более или менее удачно жи­вущих по законам справедливости.

4. «Град земной», стремящийся к "Граду небесному".

3 4 1 2
30. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются:

а) Тойнби; г) Конт;

б) Шпенглер; д) Данилевский.

в) Маркс;
31. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) идеальное этическое и историческое образование;

б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.
32. С точки зрения Хантингтона отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

а) конфликту; г) единой цивилизации;

б) миру; д) бесклассовому обществу.

в) самоизоляции цивилизаций;
33. Понятие «футуршока» (столкновения с будущим) в науку ввел:

а) Маркс; в) Шпенглер;

б) Тоффлер; г) Тойнби.
Философские термины и категории

1. Впишите ключевое слово в определение:

Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование объективных законов природы и общества.
2. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план теоретическое знание.
3. Впишите ключевое слово в определение:

Эмпиризм – направление в теории познания, абсолютизирующее значимость опытного знания
4. Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия природы) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.
5. Впишите ключевое слово в определение:

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность содержания познания.
6. Впишите ключевое слово в определение:

Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Бога.
7. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) «Слепая воля»; в) «Воля к жизни»;

б) «Воля к власти»; г) «Жизненный порыв».
8. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) прекрасное; в) трагичное;

б) безобразное; г) нравственное.
9. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) интуиция; в) опыт;

б) истина; г) свобода.
10. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) бытие;

б) материя;

в) субстанция;

г) познание.
11. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) сознание; в) материя;

б) первоначало; г) субстанция.
12. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) онтология; в) этика;

б) гносеология; г) филология.
13. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) «Я»; в) «Сверх-Оно»;

б) «Оно»; г) «Сверх-Я»
14. Подберите термин, противоположный понятию «пессимизм».-оптимизм

15. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».-идеализм

16. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция».-индукция

17. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика».-метафизика

18. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм».-рационализм

19. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина».-заблуждение

20. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и сужде­ния, обосновывающего знание, «Я человек», сделайте умо­заключение:

а) я отношусь ко всем людям; г) животные тоже мыслят;

б) все люди похожи на меня; д) я есть все.

в) я мыслю;
21. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие; г) умозаключение;

б) категория; д) представление.

в) суждение;
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта