Главная страница

Купорне. Философия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие


Скачать 468.5 Kb.
НазваниеФилософия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие
АнкорКупорне
Дата06.03.2023
Размер468.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDLYa_STUD_Filosofia_v_tablitsakh.doc
ТипРеферат
#970794
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема 7. философия нового времени.
таблица 12. Общая характеристика философии Нового времени.


Основные проблемы

Варианты их решения

Основные

представители


Гносеологические

эмпиризм


Ф.Бэкон, Т.Гоббс


сенсуализм


Дж.Локк, французские просветители

рационализм


Р.Декарт, Б.Спиноза


агностицизм

Дж.Беркли, Д.Юм, И.Кант

Онтологические


механистический

материализм

Т.Гоббс, Ж.Ламетри и др.

пантеистический

материализм

Б.Спиноза

дуализм

Р.Декарт

объективный идеализм

Г.Лейбниц

субъективный идеализм

Дж.Беркли, Д.Юм


Антропологические


человек – существо

деятельное

Ф.Бэкон


человек – существо

разумное

рационалисты


человек – особого рода механизм

Т.Гоббс,

Ж.Ламетри



Социально-философские

теория общественного договора

Т.Гоббс, Дж.Локк,

Ж.-Ж.Руссо


идея просвещенной

монархии

представители

французского

просвещения



Отношение к религии

деизм


Ф.Бэкон, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо


атеизм

Ж.Ламетри, Д.Дидро, П.-А.Гольбах, К.Гельвеций


таблица 13. ф.бэкон – основоположник эмпиризма

в философии нового времени


Объект познания – природа

Цель познания – установление господства человека над природой







Методы познания:




Причины заблуждений

«путь паука» –

теоретическое мышление

«идолы рода» –

несовершенство органов чувств, ограниченность разума













«путь муравья» –

эмпирические исследования

«идолы пещеры» –

индивидуальные особенности субъекта













«путь пчелы» –

движение от чувственного к рациональному познанию

«идолы рынка» –

непонимание в процессе общения










«идолы театра» –

некритическое отношение к мнению авторитетов

опытно-индуктивный метод





таблица 14. рационализм в философии нового времени


Р . Декарт


Б . Спиноза

дуализм

монизм

субстанция



д уховная материальная




единая субстанция



слияние Бога и природы



протяженность,

мышление

неделимость,

мышление

делимость,

протяженность






Рационализм

Три ступени познания:

1. чувственное восприятие




недоказуемо и недостоверно;
2. рассуждения разума о полученных

чувственным путем знаниях




нуждается в опосредовании и доказательстве;
3. интуитивное знание, независимое от чувственного опыта

и основанное на врожденных идеях




источник

истинного знания





критерий истины

интуиция и ясность, отчетливость,

правильная дедукция очевидность мышления



таблица 15. субъективный идеализм в философии нового времени


Представители

Представления

о внешнем мире

Теория познания

Дж. Беркли


Мир вне человеческих ощущений не существует

(«быть – значит быть в восприятии»).

Идеи даются Богом и усваиваются человеческой душой; процесс познания - проецирование этих идей. Критерий истинности – яркость и общепризнанность идей.

А

Г

Н

О

С


Т

И

Ц

И

З

М

Д.Юм


Вопрос о существовании объективного мира неразрешим.

процесс познания – конструирование мира из своих ощущений и впечатлений, причины которых непостижимы. Задача познания – не объяснять мир, а ориентировать человека в практической жизни.

И.Кант


Природный мир существует объективно

вещь-в-себе»);

мир человеческого мышления существует по собственным законам.

3 формы знания:

1 ) чувственность: отражает мир в ощущениях дает субъективное знание;

2) рассудок: систематизирует ощущения с помощью понятий; имеет дело не с вещью, а с ее образом

не дает достоверного знания;

3 ) разум: способность к умозаключениям с помощью «чистых», т.е. не основанных на опыте понятий приводит к противоречиям («антиномии»).



Основные понятия темы.

Антиномиясм. Тема 8.

Атеизм (греч. a – отрицание и Teos – Бог) – идейное течение, формирующееся в новоевропейской философии XVIII – XIX вв., с научных позиций отрицающее существование Бога.

Вещь-в-себесм. Тема 8.

Дедукция (лат. deducto – выведение) – метод познания, основанный на движении мысли от общего к частному; выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений.

Деизм (лат. Deus – Бог) – идейное течение, которое признает Бога, первопричиной бытия, однако предполагает, что после сотворения мир развивается по собственным законам, Бог не вмешивается в происходящие процессы.

Дуализмсм. Тема 1.

Индукция (лат. inductio – наведение) – метод научного исследования, предполагающий движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общим положениям и выводам.

Механицизмсм. Тема 2.

Монизм (греч. monos – один)– философское учение, которое утверждает единое начало всего сущего. Противоположность монизма – дуализм.

Объективный идеализм – см. Тема 1.

Пантеизмсм. Тема 6.

Просвещение – движение прогрессивной общественной мысли, которое зародилось в ХVIII в. во Франции. В основе философии Просвещения – культ человеческого разума, восприятие его как главного орудия преобразования общества. Представители философии французского Просвещения: Ф. Вольтер, К. Гельвеций, П.-А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо и др.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) – гносеологический принцип, считающий главным средством познания деятельность человеческого разума.

Сенсуализм (лат. sensus – ощущение) – гносеологический принцип, подчеркивающий особую роль органов чувств в процессе познания. Основное положение сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах».

Субъективный идеализм – см. Тема 1.

Теория общественного договора – идеалистическое учение о возникновении государства в результате сознательно заключенного между людьми договора, согласно которому они поступаются частью своих личных свобод в пользу государства в обмен на обеспечение своей безопасности.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – гносеологический принцип, признающий важнейшим источником знаний о мире опытные, экспериментальные данные.

Персоналии.

Беркли Джордж (1685 – 1753 гг.) – английский философ, яркий представитель субъективного идеализма, утверждавший, что мир не существует независимо от человека, а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Основные произведения: «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом» и др.

Бэкон Фрэнсис (1561 – 1626 гг.) – английский мыслитель и государственный деятель, основоположник материализма и эмпиризма в философии Нового времени. Главные работы: «Новый Органон» – труд по методологии научного познания, «Новая Атлантида» – социальная утопия, в которой раскрывается роль науки и техники для всестороннего развития общества, и др.

Вольтер Франсуа (1694 – 1778 гг.) – один из лидеров французского Просвещения, философ, писатель, историк. Являясь представителем механистического материализма, он в то же время признавал идею Бога-творца (деизм). В теории познания развивал сенсуализм. Основные произведения: «Философские письма», «Трактат о метафизике» и др.

Гельвеций Клод (1715 – 1771 гг.) – французский философ, представитель материализма и сенсуализма. В области социальной философии развивал идею об определяющей роли общественной среды в формировании человека. Основные сочинения: «Об уме», «О человеке».

Гоббс Томас (1588 – 1679 гг.) – английский философ, яркий представитель эмпиризма и механицизма. В области социальной философии стал основоположником теории общественного договора. Главные произведения: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан».

Гольбах Поль Анри (1723 – 1789 гг.) – яркий представитель материализма и атеизма в философии французского Просвещения. Основной труд –«Система природы», главная идея которого – о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материи.

Декарт Рене (1596 – 1650) – французский философ и ученый, представитель дуализма и основоположник рационализма в философии Нового времени. Как ученый-естествоиспытатель стал одним из основоположников физиологии. Основные работы: «Начала философии», «рассуждения о методе».

Дидро Дени (1713 – 1784 гг.) – французский просветитель, философ, писатель. Руководитель издававшейся в 1751 – 1780 гг. Энциклопедии, которая стала одной из форм выражения философских идей эпохи Просвещения (при участии Д.Дидро, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Вольтера и др.)

Ламетри Жюльен Офре (1709 – 1751 гг.) – французский философ и врач, яркий представитель механистического материализма, распространивший принципы механицизма на медицинскую деятельность. Главное произведение – «Человек-машина».

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716 гг.) – немецкий философ и ученый, внесший значительный вклад в развитие математики, физики. Автор объективно-идеалистического учения о монадах – неделимых духовных субстанциях. Основной философский труд – «Монадология».

Локк Джон (1632 – 1704 гг.) – английский философ, врач, ученый-естествоиспытатель; яркий представитель сенсуализма и скептицизма. В области социальной философии развивал теорию общественного договора. Как врач и естествоиспытатель отстаивал идею зависимости психики человека от окружающей среды. Главная работа – «Опыт о человеческом разуме».

Руссо Жан-Жак (1712 – 1778 гг.) – представитель французского Просвещения, философ, социолог, писатель. Стоял на позициях деизма и дуализма, в теории познания развивал идеи сенсуализма. В области социальной философии являлся сторонником теории общественного договора. Основные социально-философские произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей», «Об общественном договоре».

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 – 1677 гг.) – голландский философ, представитель рационализма и пантеизма в философии нового времени (учение осубстанции и модусах). Основной философский труд – «Этика».

Юм Дэвид (1711 – 1776 гг.) – английский философ, историк, психолог, представитель субъективного идеализма. Юм полагал, что человек имеет дело не с внешним миром, а с потоком своих ощущений и представлений. Основные произведения: «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии» и др.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта