Главная страница

Купорне. Философия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие


Скачать 468.5 Kb.
НазваниеФилософия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие
АнкорКупорне
Дата06.03.2023
Размер468.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDLYa_STUD_Filosofia_v_tablitsakh.doc
ТипРеферат
#970794
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема 8. немецкая классическая философия.
таблица 16. Основные представители немецкой классической философии.


Основные

представители

Онтологические

представления

Гносеологические

представления

Другие

проблемы

И. Кант

См. таблица № 15.

Этика («категорический императив»)

И. Фихте

Субъективный

идеализм:

единственная реальность, творящая мир – «Я» (всеобъемлющее человеческое сознание);

«Не-Я» (внешний мир) не существует само по себе, а является результатом деятельности «Я».


Теория познания - «наукоучение»: универсальным методом познания, основанием для всех наук признается философия как «наука о науке» (чистое мышление).

Этика

(проблема свободы и необходимости);

философия права;

социально-политическое учение.

Ф. Шеллинг

Объективно-идеалистическая

«философия тождества»:

первооснова бытия – Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и мышления.

Цель познания - осмысление тождества бытия;

Основные методы познания – «интеллектуальная интуиция», «созидательное созерцание».

Натурфилософия

(диалектика природы).

Г. Гегель

Объективный (абсолютный) идеализм:

мир – единый взаимосвязанный процесс, ступени развития Абсолютной Идеи (принцип тождества бытия и мышления).


Процесс познания – процесс самопознания Абсолютной Идеи.

Разработка диалектики как теории и метода познания;

философия истории.

Л. Фейербах

Антропологический материализм:

человек – природно-биологическое существо, вершина эволюции живой природы.


Мир познаваем;

основной источник познания – чувственный опыт.

Критика

христианства,

утверждение религии любви.



таблица 17.
Философия Гегеля.

ЛОГИКА




принцип тождества бытия и мышления;

принцип восхождения от абстрактному к конкретному;

принцип единства противоположностей


Абсолютная идея

философия духа

Абсолютный Дух –

итог развития

Абсолютной идеи


Философия природы

природа – инобытие

Абсолютной Идеи






механика физика органика




субъективный

дух

индивидуальное человеческое

сознание

объективный дух:

право,

мораль,

государство

абсолютный дух:

искусство, религия,

философия


Основные понятия темы.

Абсолютная идея – основное понятие философии Г.Гегеля, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. По Гегелю, абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления и в ходе своего саморазвития проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному.

Агностицизм см. Тема 1.

Антиномия (греч. antinomia – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждения двух равно обоснованных, но противоречащих друг другу суждений. одно из ключевых понятий философии И.Канта.

Антропологический материализмсм. Тема 1.

Вещь-в-себе – одно из основных понятий философии И.Канта, обозначающее мир вещей, существующий сам по себе, независимо от человека и его сознания. По мнению философа, в процессе познания познается не «вещь в себе», а только ее отражение в сознании человека, мысль об этой вещи – на этом основан агностицизмИ.Канта.

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, а также метод познания действительности, в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое. В философии Гегеля диалектика имеет идеалистический характер.

Категорический императив (лат. imperativus – повелительный) – основное понятие этики И.Канта, обозначающее нравственный закон, обязательный для всех.

Объективный идеализм – см. Тема 1

Субъективный идеализм – см. Тема 1.
Персоналии.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии. Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного абсолютного») идеализма; обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. Главные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики».

Кант Иммануил (1724 – 1804 гг.) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, в теории познания представитель субъективного идеализма и агностицизма. Основные труды: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение).

Фейербах Людвиг (1804 – 1872 гг.) – выдающийся представитель немецкого материализма и атеизма. Основные принципы его учения изложены в работе «Сущность христианства».

Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814 гг.) – представитель немецкого классического идеализма, идеи которого послужили связующим звеном между субъективным идеализмом И.Канта и объективным идеализмом Г.Гегеля. Основное философское произведение – «Наукоучение».

Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775 – 1854 гг.) – представитель немецкой классической философии. В центре его внимания вопросы философии природы (натурфилософии), которые он рассматривает с позиций объективного идеализма и диалектики. Основные философские идеи изложены в работе «Система трансцендентального идеализма».


Тема 9. философия марксизма.
таблица 18. Основные источники марксистской философии.


Источники

Достижения

Социально-исторические:

з авершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;

экономические кризисы;

ухудшение положение рабочего класса;

рост классовых противоречий;

превращение рабочего класса в самостоятельную политическую силу;

начало освободительной борьбы.


теория освободительной борьбы рабочего класса;

обоснование неизбежности перехода к новому этапу общественного развития

Теоретические:

  1. немецкая классическая философия

а ) диалектика Гегеля
б ) материализм Л.Фейербаха


  1. а нглийская политическая экономия (учения А.Смита и Д.Рикардо)




  1. ф ранцузский утопический социализм (А.Сен-Симон, Ш.Фурье)






критика противоречия между диалектическим методом и идеалистической системой и обоснование единства материализма и диалектики
критика натурализма и обоснование социальной сущности человека
политико-экономическая теория

идея коммунизма

естественнонаучные:

  1. з акон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, М.В. Ломоносов)



  1. т еория клеточной структуры живых организмов (М. Шлейден и Т. Шванн)




  1. э волюционная теория Ч. Дарвина





принцип материального единства мира, положение о вечности и неуничтожимости материи, учение о формах движения материи

положение о внутреннем единстве живого мира
теория развития материального мира


таблица 19. Составные части марксистского учения.


марксизм







экономическая

теория


философия

социально-политическое учение



















диалектический

материализм

материалистическое

понимание

истории

теория

личности


Основные понятия темы.

Базис и надстройка – основные категории философии К.Маркса. Понятие «базис» обозначает совокупность материально-производственных отношений, которые рассматриваются как основополагающие, первичные по отношению к остальным видам отношений: политическим, правовым, моральным, эстетическим, религиозным – их Маркс обозначает понятием «идеологическая надстройка».

Деятельностный тип философствования – см. Тема 2.

Диалектический материализмсм. Тема 1.

Исторический материализм – разработанное в философии марксизма учение об обществе, в основе которого материалистический подход к объяснению законов общественного развития. С позиций исторического материализма, развитие общества (смена общественно-экономических формаций) определяется изменениями в материально-производственных отношениях.

Марксизм – философское, экономическое и социально-политическое учение, возникшее в 40-х годах ХIХ века в германии. Основоположники этого учения – ученые-энциклопедисты Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.). Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», «Капитал» и др. (Маркс); «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы» и др. (Энгельс); «Немецкая идеология» и др. (в соавторстве).

Общественное бытие и общественное сознание – основные категории марксизма, обозначающие две стороны жизни общества – материальную и духовную, находящиеся в тесной взаимосвязи. Под общественным бытием понимается отношение людей к природе и друг к другу в процессе материального производства. Общественное сознание представляет собой различные способы духовного освоения действительности и включает политическое и правовое сознание, науку, философию, мораль, религию, искусство. В марксизме обосновано положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Способ производства – одна из основных категорий исторического материализма, обозначающая определенный тип производства материальных благ, характерный для каждой общественно-экономической формации. Способ производства представляет собой единство двух сторон: производительных силипроизводственных отношений, – диалектика которых является внутренним источником общественного развития.

Формация общественно-экономическая – ключевая категория исторического материализма, которая обозначает ступень развития общества, характеризующуюся определенным способом производства. К.Маркс выделял в истории пять основных формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Человек в марксизме – субъект истории, развития материальной и духовной культуры. Сущность человека марксизм связывает с общественными условиями его существования и сознательной деятельностью. По определению К.Маркса, «сущность человека ... есть совокупность всех общественных отношений».

Тема 10. западная философия ХХ века.
таблица 20.Условия формирования, характерные особенности и основные направления западной философии ХХ века.


Социально-исторические и духовно-культурные условия формирования

Характерные особенности

  1. стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;

  2. противоречия научно-техническо-го прогресса;

  3. противоречия глобализации;

  4. демократизация политической сферы;

  5. кризис в духовной сфере.



  1. разнообразие течений, проблем и методов их решения;

  2. формирование сциентизма и антисциентизма;

  3. иррационализм;

  4. антропологическая проблематика;

  5. тенденция к формированию социально-экологического типа философствования;

  6. формирование принципа глобального эволюционизма.





Основные

направления и

их представители


Ключевые проблемы


Варианты их решения

«Философия

жизни»:

Ф.Ницше, А.Бергсон и др.

«Жизнь» – некая первоначальная реальность, недоступная ни чувственному, ни рациональному познанию и постигаемая только в результате непосредственных переживаний. Все существующее – проявление «жизни».

Утвердить свою свободу человек может только в одиноком противостоянии миру (Ф.Ницше).

Функция разума – обеспечить телу пребывание в среде; основной метод познания – инстинкт и его высшее проявление – интуиция. (А.Бергсон)

Экзистенциализм:

К.Ясперс, М.Хайдеггер,

Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель,

Н.Бердяев. Л.Шестов и др.

Человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», т.е. переживание своего бытия в мире



«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?» (А.Камю).

1) религиозное направление (К.Ясперс, г.Марсель, н.Бердяев и др.): возможность обретения свободы через веру в Бога;

2) атеистическое направление (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.): возможность обретения свободы через погружение в сферу собственного сознания.

Позитивизм (основоположник - О.Конт) и

неопозитивизм

(аналитическая философия):

Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р. Карнап и др.
Постпозитивизм:

К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос.

Философия неспособна ответить на вопросы, поставленные развитием науки: «наука сама себе философия». Функция философии – анализ научных понятий, которые представляют собой особую реальность.

Проблемы истории возникновения, развития и смены научных теорий.

  • Логический позитивизм: все философские проблемы сводятся к логическим;

  • лингвистический позитивизм: все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка.



Основной признак научности – «принцип фальсификации» (К.Поппер);

концепция научных парадигм (Т.Кун) и др.

Герменевтика:

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,

Х.Г.Гадамер.

Проблемы понимания и постижения смысла феноменов духовной культуры. Проблема языка.

Язык – особая реальность, основа и сущность человеческого бытия. познание истины возможно лишь через диалог.

Психоанализ:

З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.

Проблема бессознательного.

творческая деятельность – выход из конфликта между бессознательным и социальным (З.Фрейд);

концепция коллективного бессознательного (К.Юнг);

учение о социальном бессознательном (Э.Фромм).

Феноменология:

Э. Гуссерль и др.

предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания.

В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.

Религиозная

философия.

Неотомизм:

Э.Жильсон, Ж.Маритен и др.
Персонализм: Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.
Религиозный эволюционизм:

П.Тейяр де Шарден и его последователи.

Стремление осмыслить проблемы современного мира с позиций христианской религии.



Человек реализуется в сфере творчества – в этом проявляется его сопричастность Богу.
Сущность человека – свобода выбора, которая проявляется во взаимодействии с миром и обществом.

Синтез идей о Божественном творении и природной эволюции; религиозно-философская линия учения о ноосфере.

Основные понятия темы.

Герменевтика (греч. hermeneuo – разъясняю) – направление в западной философии ХХ в., в центре внимания которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка (Ф. Шлейермахер, В.Дильтей, Х.Г.Гадамер).

Иррационализм см. Тема 2.

Неопозитивизм – одно из ведущих направлений в западной философии ХХ в., которое рассматривает науку как сферу эмпирических исследований, а задачу философии сводит к логическому анализу научных понятий, к объяснению значения языковых выражений (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.).

Неотомизм– одно из направлений западной религиозной философии ХХ в. В основе неотомизма учение Ф.Аквинского (томизм) о структуре мироздания, о соотношении веры и разума, о месте человека в мире. В отличие от томизма, для этого направления характерно внимание к проблемам человеческого творчества и к внутреннему миру человека (Э.Жильсон, Ж.Маритен).

Ноосфера – одно из основных понятий учения Т. де Шардена. В пониманииТ. де Шардена ноосфера – это оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки Омега» - высшего этапа природной эволюции, на котором все происходящие в мире процессы контролируются коллективным человеческим сознанием. (См. также Таблица 24).

Персонализм – одно из направлений западной религиозной философии ХХ в., в центре внимания которого проблема свободы личности (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.).

Позитивизм – направление в западной философии ХХ в., утверждающее, что все истинное (позитивное) знание может быть получено только научным, эмпирическим путем и не нуждается в философии («наука сама себе философия» – лозунг позитивистов).

Постпозитивизм – направление, сложившееся в западной философии в 60 – 70-е гг. ХХ в. как историческая школа в методологии научного познания. В центре внимания постпозитивистов история возникновения, развития и смены научных теорий (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).

Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – «философия действия» – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в., определяющее значимость знания его практической полезностью (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей. В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.

Сциентизм(лат. scientia – наука) – направление в культуре ХХ в., представители которого ведущее значение в развитии человеческой культуры придают развитию науки и техники. Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.
Тейярдизм (религиозный эволюционизм) – одно из направлений западной религиозной философии ХХ в., философия П.Тейяра де Шардена и его последователей. Для этого направления характерен синтез религиозных идей с идеей природной эволюции.

Феноменологияучение о феноменах») – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в. (основоположник – Э.Гуссерль). Философия Гуссерля – это учение о феноменах сознания, которые понимаются как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Центральное понятие феноменологии – «интенциональность» сознания, т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»). Феноменология разрабатывает метод дескрипции – описания способов поиска смысла.

Философия жизни – иррационалистическое направление в философии конца ХIХ – начала ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму интуицию и инстинкт. В основе этой философии понятие жизни как активного, многообразного, постоянно изменяющегося начала мира, которое недоступно чувственному и рациональному познанию, а постигается только через интуицию и переживание (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) – «философия существования» – субъективно-идеалистическое направление в западной философии ХХ в. Основная идея экзистенциализма: человек существует в чуждом ему мире; подлинная действительность – это существование «своего Я», т. е. переживание своего бытия в мире. Основные категории экзистенциализма: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть и др.

Экзистенциясуществование») – центральная категория экзистенциализма, означающее внутриличностное бытие человека, мир его переживаний, не сводимый к внешним факторам.

Эмпириокритицизм (досл. - «критика опыта»), или махизм –субъективно-идеалистический вариант позитивизма в западной философии конца ХIХ – начала ХХ вв., который утверждает, что наука не отражает объективной реальности, поэтому она должна носить описательный характер, а объяснительная часть должна быть удалена из науки в целях «экономии мышления» (Э. Мах, Р.Авенариуси др.).
Персоналии.

Гадамер Ханс Георг – представитель философской герменевтики, стоящий на позициях объективного идеализма. В центре его внимания проблема языка как особого вида объективной реальности, основы человеческого бытия. Гадамер отвергает научные методы познания мира и предлагает новый метод, основанный на «принципе понимания». Основная работа – «Истина и метод».

Камю Альбер (1913 – 1960 гг.) – французский писатель и философ, один из крупнейших представителей экзистенциализма. Центральная тема философии Камю – проблема смысла человеческого существования («Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»). Основные произведения: «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек».
Конт Огюст (1798 – 1857 гг.) – французский философ, основоположник позитивизма. Он выступил с идеей о неспособности философии ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Основной труд – «Курс позитивной философии».

Ницше Фридрих (1844 – 1900 гг.) – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни». Центральные понятия его философии – «воля к власти», означающее стремление к превосходству противостоящего всему миру человека, и «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти. Основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.

Тейяр де Шарден Пьер (1881 – 1955 гг.) – французский ученый-естествоиспытатель, философ и теолог, объединивший в своих воззрениях идею творения с идеей эволюции. Т. де Шарден – один из основоположников учения о ноосфере. Основной труд – «Феномен человека».

Фрейд Зигмунд (1896 – 1939 гг.) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа как философского и психологического учения. В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного. Основные работы: «Тотем и табу», «Психология бессознательного», «Толкование сновидений» и др.

Фромм Эрих (1900 – 1980 гг.) – немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма. Центральное понятие его учения – «социальное бессознательное»,которое означает совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний. Задача психоанализа, по Фромму, – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма. Основные произведения: «Бегство от свободы», «Человек как он есть», «Кризис психоанализа» и др.

Шопенгауэр Артур (1788 – 1860 гг.) – немецкий философ, основоположник «философии жизни». Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая причины, недоступная познанию сущность мира. Основные положения философии Шопенгауэра: жизнь не имеет смысла и целесообразности; разум человека ограничен целью самосохранения; мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Главное произведение – «Мир как воля и представление».

Юнг Карл Густав (1875 – 1961 гг.) – швейцарский психолог и социолог, представитель психоанализа. В центре учения Юнга – понятие «коллективное бессознательное», которое означает глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Основные произведения: «Метаморфозы и символы либидо», «Психологические типы» и др.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта