Купорне. Философия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие
Скачать 468.5 Kb.
|
Соотношение
Основные понятия темы. Агностицизм (греч. a – отрицание и gnosis – знание) – течение в гносеологии, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания объективного мира, закономерностей развития природы и общества. Гносеология (греч. gnosis – знание и logos – учение) – теория познания. раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности, источниках и методах познания, о путях постижения и критериях истины. Гносеологический оптимизм – течение в гносеологии, представители которого не сомневаются в познавательных возможностях человеческого разума, утверждают, что человек способен познать законы природы и общества, составить достоверную картину мира. Дуализм (лат. duo – два) – одно из основных философских направлений, представители которого признают материальное и духовное равноправными, независимыми друг от друга началами. Идеализм (греч. idea – образ, понятие) – одно из главных направлений в философии, представители которого считают, что духовное предшествует материальному и творит его. Идеализм объективный – одна из основных разновидностей идеализма, представители которой признают основой всего существующего объективное, т.е. независимое от человека духовное начало (Мировой Дух, Абсолютную Идею, идею Бога и т.д.). Идеализм субъективный – одна из основных разновидностей идеализма, представители которой единственной реальностью считают сознание человека (субъекта), а действительность рассматривают как результат духовного творчества субъекта. материализм (лат. materialis – вещественный) – одно из основных философских направлений, представители которого признают первичность материи, существующей вне и независимо от сознания, а сознание считают вторичным, производным от материи. материализм антропологический – одна из исторических форм материализма, подчеркивающая тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающая человека как продукт природы, вершину ее эволюции, как разумное существо, посредством которого природа познает саму себя. Принципы антропологического материализма получили наиболее яркое выражение в философии Л.Фейербаха. материализм атомистический – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу. Наиболее яркий представитель – античный философ Демокрит. материализм вульгарный – одна из исторических форм материализма, сложившаяся в философии Нового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицают социальную природу человеческого сознания, трактуют его только как физиологическую функцию мозга. материализм диалектический – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование в марксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира. материализм механистический – одна из исторических форм материализма, сложившаяся в философии Нового времени. Его представители рассматривали материальный мир как замкнутую механическую систему, объясняли развитие природы и общества законами механики. материализм стихийный – одна из основных исторических форм материализма, сложившаяся в античной натурфилософии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.). Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и на место в нем человека, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека и принципы его поведения. Мифология (греч. mythos – повествование) – древнейшая форма общественного сознания, отражающая действительность в виде фантастических представлений, в эмоционально-образной форме. Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение) – философское учение о бытии в целом. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального, через решение которого осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение опирается на решение этого вопроса как на исходный принцип. Религия (греч. religio – святость) – форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное и отражающая действительность в иллюзорной, эмоционально-образной форме. Скептицизм (греч. skeptikos – критикующий) – течение в гносеологии, представители которого выражают сомнение в возможности получения истинного знания о мире. Субстанция (лат. substantia – основа) – первооснова бытия, являющаяся причиной и источником всего многообразия природных и социальных явлений. Понятие «субстанция» характеризует реальную действительность с точки зрения ее внутреннего единства, взаимосвязи всех форм ее движения. Философия (phileo – любовь, sophia– мудрость) – форма общественного сознания, направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов и отражающая действительность в рациональной, логико-понятийной форме. Тема 2. История философии как источник философских идей. таблица 5. Основные этапы развития западноевропейской философии
Основные понятия темы. Антропоцентризм (греч. anthropos – человек) – ключевой философский принцип эпохи Возрождения, согласно которому центральной проблемой философского анализа является человек, который воспринимается как центр мироздания, как венец эволюции природы и как деятельное, разумное существо. Глобальный эволюционизм – один из определяющих принципов, сложившийся в философии второй половины ХХ в., утверждающий необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества и направленный на конструирование моделей управляемого жизнеспособного мира. Деятельностный тип философствования (марксизм) – способ теоретического осмысления бытия, подчеркивающий практически-преобразовательный характер философского знания в период расцвета капиталистических отношений. Иррационализм (лат. irrationalis– неразумное) – один из определяющих принципов в западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение. Космоцентризм – основной принцип ранних этапов развития философии(античность, Древний Восток), с позиций которого мир рассматривался как единое, гармоничное космическое целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства. Механицизм – ключевой принцип философии Нового времени, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики. Принцип философский (лат. principium – основа, первоначало) – основополагающая, руководящая идея, распространяющая свои положения на все или большинство философских учений того или иного периода. Рационально-прагматический тип философствования – способ теоретического постижения действительности, сформировавшийся в Новое время,согласно которому основным предметом философского осмысления становится научное познание, направленное на достижение практической пользы, на решение экономических и социальных проблем. Созерцательный тип философствования – способ теоретического осмысления бытия, характерный для ранних этапов развития философской мысли (Древний Восток, античность) и предполагающий пассивный процесс восприятия окружающего мира, вне его зависимости от деятельности субъекта. Социально-экологический тип философствования – способ теоретического осмысления бытия, характерный для современной философии, основанный на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания. Теоцентризм (греч. Teos – Бог) – ключевой принцип философии Средних веков, согласно которому высшей реальностью признается Бог – сверхъестественная всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего. Умозрительный тип философствования – характерный для философии Средних веков способ теоретического постижения мира, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными. Тема 4. Античная философия. таблица 7. Этапы развития и характерные черты античной философии.
Основные понятия темы. Атомистический материализм – см. Тема 1. Космоцентризм – см. Тема 2. Милетская школа – первая философская школа античности (VI в. до н.э., г. Милет). Ее представители стали родоначальниками натурфилософской традиции; в центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах природного вещества. Наивная диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – способ миропонимания, который проявляется в стремлении рассмотреть мир в его постоянной изменчивости, в развитии, источником которого является столкновение противоположных начал. Наивный характер античной диалектики проявляется в ее созерцательности, опоре на наблюдения за природой. Натурфилософия («философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек. Неоплатонизм – (с III в. до н.э. до VII в. н.э.; наиболее известный представитель – Плотин) – течение в философии эпохи эллинизма, в основе которого лежат идеи Платона. Скептицизм – философское течение эпохи эллинизма, содержавшее в себе черты субъективного идеализма и агностицизма. возникло в конце IV в. до н.э.; крупнейший представитель – Пиррон. Стихийный материализм – см. Тема 1. Стоицизм – одно из направлений в философии эпохи эллинизма, возникшее в III в. до н.э., представители которого (Зенон Китионский, Сенека) развивали представления об одушевленности мира и о всеобщей предопределенности. Эпикуреизм – социально-этическое течение в философии эпохи эллинизма. Его основатель – Эпикур (341 – 271 гг. до н.э.) – развивал атомистическое учение Демокрита. Персоналии. Анаксимандр (VII – VI вв. до н.э.) – представитель Милетской школы, считающий, что в основе мира лежит единая, бесконечная, вечная, неизменная субстанция – апейрон. Анаксимен (VI в. до н.э.) – представитель Милетской школы, рассматривающий в качестве первоосновы бытия воздух. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – величайший энциклопедист древности и систематизатор всех накопленных к тому времени философских и научных знаний. Во взглядах аристотеля сочетаются материалистические и идеалистические представления. Гераклит Эфесский (сер. VI – нач. V вв. до н.э.) – яркий представитель античного стихийного материализма и наивной диалектики, считающий первоосновой мира огонь. Демокрит (V в. до н.э.) – видный античный философ, наиболее яркий представитель атомистического материализма. пифагор (VI в. до н.э.) – античный философ и математик, первый представитель философского идеализма, утверждающий, что число является сутью любой вещи, что главная характеристика мира – его измеряемость в числах. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – создатель системы объективного идеализма. Автор более 30 философских диалогов («Государство», «Софист», «Пир» и др.). Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – основоположник классической античной философии. В центре его внимания человек и его познавательные возможности; главным способом получения истины он считал диалектику как искусство вести диалог. Фалес (VII – VI вв. до н.э.) – представитель Милетской школы, первый греческий философ и ученый, считающий первоначалом бытия воду. |