Купорне. Философия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие
Скачать 468.5 Kb.
|
Тема 11. русская философия. таблица 21.Основные этапы развития философии в России.
таблица 22. русская религиозная философия 2-й половины XIX – начала ХХ вв.
таблица 23. материалистическая традиция в русской философии
таблица 24. философия русского космизма.
Основные понятия темы. Анархизм (греч. anarchia – безвластие) – философское и социально-политическое направление, призывающее к отказу от всех форм государственного и правового управления обществом. Теоретиками анархизма в русской общественной мысли второй половины XIX – начала ХХ вв. были М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин. антропоцентризм – характерная черта русской философии, проявляющаяся в том, что тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой для русских мыслителей. Всеединство– центральная идея русской религиозной философии, которая стала основанием для формирования философского направления – метафизики всеединства (основоположник – В.С. Соловьев). Понятие «всеединство» имеет ряд аспектов: 1) онтологический – единство всего мира, Космоса; 2) гносеологический – единство религиозного, философского и научного познания, дающее в своей целостности истинное знание о мире; 3) социально-политический, реализующийся в идее совершенного общественного устройства; 4) антропологический, рассматривающий человечество как объективную реальность, как свободное единство всех людей; 5) этический, выражающийся в идее необходимостинравственной оценки всех человеческих дел. Западники и славянофилы – направления в русской общественной мысли 40 – 50 -х гг. XIX в., ведущие спор по вопросу о путях развития России. Западники (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.) видели возможность для развития россии в повторении пути Европы, идею прогресса связывали с развитием капиталистических отношений. Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской православной культуры, отстаивали самобытный путь россии во всемирной истории. Космизм – направление в российской научно-философской мысли, отличительной особенностью которого является идея активной эволюции – необходимости нового, сознательного этапа эволюции мира, когда направленность его развития определяется человеческим разумом. Основные проблемы космизма: единство человека, природы и космоса; место разума во Вселенной, развитие космонавтики, космическая этика и др. идеи космизма получили свое философское обоснование в трудах религиозных философов конца ХIХ - начала ХХ вв. (Н.Ф. Федорова, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.), а логическое завершение – в естественнонаучных взглядах мыслителей ХХ столетия (Н.А. Умова, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского). Ноосфера (греч. noоs – разум) – «сфера разума» – ключевое понятие в учении В.И. Вернадского. Ноосфера рассматривается В.И. Вернадским как высший, завершающий и закономерный этап в эволюции биосферы, когда все природные и космические процессы контролируются деятельностью человеческого разума. Панморализм русской философии (греч. pan – все и moralis – нравственный) – одна из ее характерных особенностей, заключающаяся в том, что проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления. Русская идея – комплекс идей и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностей российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Основное содержание русской идеи – признание общечеловеческого значения христианской нравственности, призванной стать духовной основой объединения народов мира, способствовать общечеловеческому прогрессу. Русская религиозная философия – ведущее направление в философской мысли России, которое как самостоятельное явление духовной жизни сложилось в середине ХIХ века. Ее крупнейшие представители: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др. Основная направленность творчества русских религиозных мыслителей – формирование целостного мировоззрения, представляющего собой синтез религиозных, философских, научных, социально-политических, этических аспектов. Соборность – одно из ключевых понятий русской религиозной философии. Это понятие было введено А.С. Хомяковым и имело ряд значений: 1) склонность русского народа к общинной организации жизни, основанной на принципах взаимопомощи; 2) свободное объединение людей в Церкви на основе любви к Богу и друг к другу; 3) гармония веры и разума в поиске истины. Персоналии. Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876 гг.) – философ, публицист, идеолог революционного народничества и анархизма. В центре его философского творчества социально-философская проблематика: вопросы о законах общественного развития, о причинах возникновения государства и его роли в жизни общества и др. Идеалом общественного устройства считал общинное самоуправление. Основные работы: «Государственность и анархия» и др. Бухарин Николай Иванович (1888 – 1938 гг.) – философ, социолог, экономист, общественный деятель. Видный представитель марксистского направления в русской общественной мысли. В центре его философского творчества вопросы практического отношения человека к миру. Основные работы: «Теория исторического материализма», «Дарвинизм и марксизм» и др. Бердяев Николай александрович(1874 – 1948 гг.) – видный русский философ, крупнейший представитель религиозного экзистенциализма («философии существования»). В центре его внимания вопросы философии истории. Основные произведения: «Смысл истории», «Философия свободы», «Самосознание» и др. Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944 гг.) – видный русский мыслитель, прошедший творческий путь от марксизма к религиозной философии. Его основной философский труд «Философия хозяйства» представляет собой синтез марксистской социально-экономической теории и религиозных идей философии всеединства и русского космизма. Другие произведения: «От марксизма к идеализму», «Свет невечерний» и др. Вернадский Владимир иванович (1863 – 1945 гг.) – ученый-естествоиспытатель и мыслитель, создатель учения о биосфере и ноосфере. Основные сочинения: «Научная мысль как планетное явление», «Биосфера», «О научном мировоззрении» и др. Герцен Александр Иванович (1812 – 1870 гг.) – русский философ, писатель, публицист, революционер-демократ. Стремился к синтезу материализма и диалектики, обосновывал необходимость взаимодействия философии и науки. Сторонник западничества, однако разделял идеи славянофилов о самобытности России, их взгляды на общину. Основные философские произведения: «Письма об изучении природы», «Былое и думы». Иларион (сер. XI в.) – древнерусский мыслитель, писатель, церковный и политический деятель, митрополит киевский. Создатель первой в отечественной мысли историософской концепции. Автор первого философского произведения на Руси – «Слова о законе и благодати». Ильенков Эвальд Васильевич (1924 – 1979 гг.) – советский мыслитель, специалист в области истории философии, методологии, диалектики, педагогики, эстетики. Разработал логико-диалектическую теорию научного мышления, направленную на выявление всеобщих аспектов развития научного знания. Основные сочинения: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», «Идеальное», «Гуманизм и наука» и др. Ленин Владимир ильич (1870 – 1924 гг.) – философ-материалист и общественный деятель. развивал марксистское учение применительно к новому этапу научного и общественного развития. Основные философские работы Ленина – «Материализм и эмпириокритицизм»,«Философские тетради» и др. – являются значительным вкладом в разработку материалистической диалектики как науки и как метода познания. Важнейшее место в его работах занимает разработка диалектического материализма как теоретической основы революционной борьбы и построения социалистического общества. |