Главная страница

РЛИК древлит. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона


Скачать 76.05 Kb.
НазваниеСлово о Законе и Благодати митрополита Илариона
Дата22.05.2023
Размер76.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРЛИК древлит.docx
ТипЗакон
#1150418
страница1 из 2
  1   2

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона»

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона относится к ораторской прозе (XI-XII вв.). Упоминаемые исторические события и лица позволяют дотировать памятник не ранее 1037 года и не позже 1050. Иларион является основателем самого авторитетного в Киевской Руси монастыря, откуда вышли первые писатели и просветители. Именно ему и принадлежит Слово о Законе и Благодати, которое является синтезом богословской и историко-публицистической темы. Данный памятник относится к торжественному красноречию, которому свойственна классическая трехчастная композиция:

Первый раздел является философским, где речь идет о приоритете христианства над иудаизмом и язычеством. Иларион сравнивает Ветхий и Новый заветы, как Закон и Благодать. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета (тени) не приводит людей к спасению души. Лишь Новый завет (истина), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью. Иларион соотносит образы из Книги Бытия. Агарь является образом Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра как символ Нового завета, Благодати, является свободной, поэтому рождает свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Второй раздел – церковно-исторический – посвящен размышлениям о христианизации Руси. Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, привело Русь к познанию истины. Иларион защищает идею равенства перед Богом всех языков, на котором говорят христиане. Христианизация для Илариона – это освобождение от многобожия, которое разобщает славян, а не способствует их единению.

Третий раздел – панегирический – прославляет крестителя Владимира и просветителя Ярослава. Благодарность за христианизацию Руси проявляется в почитании достойного Владимира как святого. Ведь даже при крещении Владимир принял имя Василия, что в переводе с греческого означает «царственный». Иларион прославляет и Ярослава Мудрого как продолжателя духовных заветов Владимира.

Слово о Законе и Благодати завершается молитвой, где он обращается к Богу от всего мира, от всего русского народа. Иларион благодарит Владимира и просит его помолиться на небесах за свой народ, чтобы жил он в благочестии, и за сына своего – Георгия.

«Повесть временных лет»

Повесть временных лет является литературным памятником коллективного творчества XII столетия. Его уникальность состоит в летописных сводах, лежащих в основе «Повести», которые составлялись на протяжении многих лет.

Первый этап летописного дела на Руси приходится на 1030-1040 гг. В основе формирования самого древнего Киевского летописного свода лежит «Сказание о распространении на Руси христианства». По форме «Сказание» является еще патериком, а не летописью. Вторым этапом является создание первого Печерского летописного свода в 1070-х гг. при участии игумена Никона. Появляется тенденция расположения событий в строгой хронологии. Третьим этапом является создание второго Печерского летописного свода в 1090-х, отличающегося особым прославлением былой Руси и обличении князей в братоубийственных войнах. Уже около 1113 года создается новый летописный свод – «Повесть временных лет», который редактировал Нестор.

Стоит также отметить жанровое своеобразие «Повести временных лет», так как она представляет собой свод первичных жанровых образований:

  1. Самой простой и древней формой является погодная запись, отличающаяся своей информативностью, документальностью и краткостью изложения строго по датам.

  2. Летописный рассказ. Здесь могло быть более полное описание событий, однако художественность повествования отсутствовала. Запись событий велась «по горячим следам», летописец мог быть очевидцем произошедшего.

  3. Летописное сказание предполагает повествование об уже давно произошедших легендарных событиях. Может быть своего рода «вымысел», а также используются фольклорные традиции и мышление.

  4. Летописная повесть – повествование особого типа, посвященное смерти князя. Воссоздается новый идеализированный образ князя, чтобы придать этому событию память и величие. Описывается его житие.

Особенности:

  1. Герои;

Летописец ориентирован не на создание индивидуально-образного представления о человеке, а на построение фигур, олицетворяющих определенный тип воина, князя, врага, которые в силу необходимости выдвигались на арену событий. В компетенцию летописца входили только беспристрастное записывание его – но не развертывание причинно-следственных связей, не выявление мотивов поведения деятеля. «Повесть» отличается и характеристикой внешности. Летопись не содержала литературных портретов. Летописец не выделял внешность человека как самостоятельную категорию. летописец мыслил не целым, а фрагментами и к обобщающему представлению о внешности персонажей не приближался. При этом каждый элемент внешности быстро подключался к действию, к сюжету рассказа.

  1. Использование деталей;

Летописец в пересказе эпических преданий и современных событий может прибегать к «сильным деталям». Так, в рассказе под 1097 г. об ослеплении Василька Теребовльского эффект воздействия достигается в значительной мере благодаря детальности повествования.

Так как «Повесть временных лет» составлялась длительное время многими летописцами, она заключает в себе события разных эпох. Нестор-летописец стремится к историческим обобщениям и рассматривает Русь как часть развития мира. Описывается становление русского народа и становление Руси. Изначально Русь не была едина, а разделялась на две части. Племена северный половины платили дань варягам, а племена южной половины платили дань хазарам. Со временем, племена севера сумели прогнать варяг и призвали варяжского князя из племени русов. Так, русы стали править на этой территории, где главным князем, как упоминает летопись, был Рюрик. Это одна из легенд, упоминаемая в летописи. Однако этот уникальный памятник сочетает в себе произведения разного времени, повествующие о событиях, которые легли в историю происхождения русского народа и становления независимости на Руси.

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» относят к концу XII века. Это произведение является уже не духовной, а светской литературой, и отличается необычным содержанием от других памятников того же века. Ведь в основе сюжета «Слова» лежат реальные исторические события, повествующие нам не о победе, а о поражении русского оружия, что в те времена не относилось к традиционным жанровым установкам древнерусской литературы. Можно сказать, что «Слово» является лиро-эпической песнью, однако, по мнению многих исследователей, произведение является органическим единством лирики и эпоса, фольклорных и книжных традиций.

В «Слове о полку Игореве» описывается поход 1185 года князя Игоря на половцев. Выступая в поход, Игорь поставил перед собой слишком тяжелую задачу, которую невозможно было осуществить с малочисленной дружиной. Его целью было – отвоевать у половцев Причерноморье и вернуть земли деда Олега Гориславича. Однако поход оказался неудачным в силу противоречивых причин, побудивших Игоря на это сражение. Им двигали и родовые интересы и чувство политического долга. Таким образом, неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегства из него.

Произведение имеет трёхчастную композицию: лирического вступления, повесть о трудном походе Игоря и заключение. В зачине автор выделил свою манеру повествования, сравнивая ее с манерой Бояна – легендарного певца древности. Боян создавал песни-славы и воспевал князей Руси. Рассказывая о походе Игоря, автор творил не столько славу, сколько плач, противопоставляя горестное настоящее прошлому величию Руси. В центральной части произведение снова распадается на ряд эпизодов:

  1. Сборы и выступление Игоря в поход; столкновение с половцами, где русская дружина одержала победу; последняя битва, в результате которой войско Игоря было разгромлено;

  2. Вещий сон Святослава и его толкование боярами;

  3. Плач Ярославны и возвращение Игоря на Русь.

В завершении произведения автор «Слова» желает князьям и их дружинам здравия, ведь они сражаются за русскую землю.

Стоит также упомянуть и символику «Слова», содержащая в себе магические, мифологические и собственно языковые символы. К магическим можно отнести образ «золотого стола», на котором сидит князь. Золото – это символ богатства, величия и власти. Мифологические символы проявляются в образах, связанных с природой. А собственно языковые символы отражают попытку человека связать материальное и духовное. Так, например, «мыслено дерево» можно толковать как «древо познания» или «древо поэзии». В произведении также присутствует и фольклорная стихия. Это проявляется в жанровой природе слова. Например, «плач», «слава», т.е. причитания и прославление – все это фольклорные жанры. С первой страницы слово дает нам эмоциональность, стремится прославить и показать, кто обладает настоящей доблестью.

«Слово о полку Игореве» включает несколько аспектов:

  1. Исторический;

Связан с походом 1185 г. В 1184 г. был поход на половцев, в котором Игорь не принимал участия, потому что из-за гололеда его конница не поспевала. После этого похода у Игоря остался осадок, что он не принимал участия в военном походе, как должно было быть. По этой причине Игорь решается самостоятельно со своей дружиной совершить набег на половцев, который заканчивается поражением.

  1. Эстетический;

В «Слове» проявляется монументальный историзм. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать предметы изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее значимое и красивое представляется большим, монументальным, величественным. Текст предстает перед нами с некой высоты, которая охватывает эту действительность и добавляет нечто существенное, т.е. в тексте присутствует определенная подача материала. Мы можем наблюдать интонацию живого слова, монументальный и общий взгляд на конкретное событие.

  1. Религиозный.

По сей день исследователи не могут определить автора «Слова». Можно лишь сказать, что автор – человек широкого кругозора, хорошо образованный, знакомый с книжной культурой и устно-поэтическим творчеством, обладающий прозорливостью поэта; скорее всего, принадлежал к высшему классу феодального общества.

«Поучение» Владимира Мономаха

«Поучение» было создано в 1099 г. Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) - один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем Переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.— киевским. Всю жизнь Мономах боролся против половцев, несколько раз организовывал походы против них, а также выступал за единство Руси и добивался прекращения княжеских усобиц.

«Поучение» относят к дидактическому красноречию, отличающееся от торжественной свободной формы и темой произведения. Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых зарисовок и сцен описания человеческих пороков. Целью таких поучений и бесед было назидание и полемика, необходимо было показать добропорядочному христианину образ грешного человека в отталкивающих подробностях и призвать следовать закону Божьему. «Поучение» является первым литературным памятником, где проявляется образ Домостроительства. Именно здесь впервые закладывается традиция, отношение и понимание к семье. В дальнейшем это послужит развитию в XVI веке Домостроя.

Сочинение Владимира Мономаха состоит из трех частей:

  1. Поучения;

  2. Автобиография;

  3. Письмо к Олегу Святославичу.

Создание этого литературного памятника до конца не прояснена. Однако исследователи предполагают, что события, отраженные в произведении, начались еще в 1096 г., когда князь Владимир обратился с посланием к Олегу Святославичу, причиной чего стала личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Владимира Изяслав. Владимир Мономах находит в себе силы и мужество признать вину сына. Чувство государственного деятеля возобладало над чувством убитого горем отца и предотвратило родовую месть.

Создание основной части «Поучения» связано с событиями 1099 г., когда его двоюродные братья – Святополк Изяславич и Святослав Давыдович предложили выступить против Ростиславичей и отнять их власть. Владимир Всеволодович отказался принимать участие в междоусобной войне, а свой кодекс феодальной чести изложил в «Поучении», которое позднее уже, сидя в санях, т.е. в ожидании близкой смерти, переработал, усилив в нем общечеловеческое начало.

Последней по времени написания была автобиографическая часть, где Владимир Мономах подводил итог своей государственной деятельности за 1072-1117 гг., перечисляя совершенные им военные походы.

В своем «Поучении» Владимир Мономах дает назидание современникам и потомкам, создав идеальный образ русского князя, который беспрекословно ведет свою государственную деятельность ради Руси, который живет в мире и согласии с князьями, соблюдает христианские заповеди и беспрестанно трудится. Главный завет, который дает Владимир Мономах, - «не погублять душу». Однако кроме общехристианских заветов, «Поучение» включало также советы по ведению хозяйства, поведению в военном походе, отношениям с близкими и родными. Немаловажным для Владимира Мономаха был труд. Через духовное завещание он призывает к деятельному образу жизни, а сам благодарит Бога за то, что тот создал его не ленивым.

Сказание о св. Борисе и Глебе

Сказание о св. Борисе и Глебе было написано в середине XI века. Этот литературный памятник относят к житийному жанру, который появился на Руси вместе с принятием христианства из Византии, где к VIII – IX вв. сложился канон агиографического повествования.

Агиография – научная дисциплина, изучающая жития святых, богословские и церковные аспекты святости.

Жития могут изучаться:

- с историко-богословской точки зрения

- с социально-культурной точки зрения (представление религиозных взглядов общества)

- с литературной точки зрения (житийные тексты являются органической частью древнерусской литературы)

Классическое житие состояло из трех частей:

  1. Вступление

В это части было особенно важным самоуничижение автора. Он объясняет свою позицию по отношению к святому, о котором идет речь. Автор сокрушается перед святым, чувствует некоторую неловкость и при этом подчеркивает значимость этого труда и письменного слога. Также присутствовала отсылка автора к достоверным источникам и молитва, обращенная к святому.

  1. Жизнеописание святого (биографическая часть)

Агиографический канон требовал, чтобы в центральной части жития указывалось на благочестие родителей святого. Здесь упоминается место рождения героя, описание его детства и то, как герой себя проявлял. Отмечается непохожесть героя на остальных, незаинтересованность в играх и зрелищах, однако большое стремление святого к учению и церкви. Также описывались подвиги святого, его подвижническая жизнь, его аскетичность и благочестивая кончина. Автору необходимо было представить образ святого, который не обладал внутренними противоречиями и не претерпевал духовного развития, так как был свят с рождения. Агиограф пытался освободить образ идеального человека о всего индивидуального и конкретно-исторического.

  1. Похвальное слово святому

Выделяют разновидности житийных текстов:

  1. Житие-мартирий

Тексты посвящены героям, страстотерпцам, которые сознательно принимали на себя страдания Христа. Описывалась жизнь христианских мучеников.

  1. Биографическое житие

Тексты были посвящены монахам, святым, описывалась их жизнь от рождения до смерти и церковная деятельность.

  1. Княжеское житие

Сочетает в себе черты жития, а также черты летописных сказаний, воинских повестей. Текст направлен на укрепление княжеской власти и окружения ее ореолом святости.

Существует ряд сюжетов, которые посвящены св. Борису и Глебу – первым канонизированным святым:

  1. Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба (без автора)

  2. Сказание и страсть, и похвала св. мученикам Борису и Глебу (автор не сохранился)

  3. Чтение о житии и о погублении блаженного страстотерпца Бориса и Глеба (автор – Нестор)

Сюжет «Сказания о св. Борисе и Глебе» начинается с 1015 года, когда заболевает князь Владимир. К концу жизни князя на Русь начинают двигаться половцы, с которыми бороться Владимир отправляет своего сына – Бориса. По возвращении обратно Борис узнает о смерти отца и о лжи Святополка, который скрывал правду, дабы захватить власть в Киеве. Святополк замышляет братоубийство. Борис оказывается в ситуации нравственного выбора: пойти воевать против Святополка или положить начало традиции в межкняжеских отношениях – традиции христианского смирения. Борис принимает решение с одной стороны подчиниться брату, но с другой стороны он принимает христианское смирение. В сказании сцена убийства Бориса повторяется трижды, а мученическая смерть князя прерывается молитвами героя. Его одолевают противоречивые чувства: Борис ждет своей смерти и сокрушается, но при этом благодарит Бога за то, что удостоен мученического венца. Вскоре смерть постигает и Глеба. По пути в Киев Глеб получает письмо от брата Ярослава о том, что отец скончался, а брат Борис был убит. Когда неожиданно настигают слуги Святополка, Глеб так же, как и брат Борис, принимает смерть как данность, перед этим моля убийц о пощаде. Своей смертью он хочет поставить преграду политической розни. Агиографом также отмечается молодость Бориса и Глеба. Братья не хотят вступать в рознь со Святополком и длить родственную борьбу за власть. Они не могли принять законы мира. Эмоциональное описание смерти Бориса и Глеба, их молитвы, чувства и внутренние монологи заставляют читателя проявить сочувствие к мученикам, которые в столь раннем возрасте положили свою жизнь ради прекращения усобиц. В завершении сказания Ярослав наступает с войском на Святополка, который после бежит с дружиной через Польскую землю, где впоследствии он и скончался. Ярослав находит захороненные тела Бориса и Глеба, а на месте смерти были построены церкви во их имя.

Житие пр. Феодосия Печерского

«Житие Феодосия Печерского» было написано Нестором. Многие исследователи относят дату создания этого литературного памятника к 1080-м гг., полагая, что произведение составлено вскоре после смерти игумена, так как текст насыщен историческими и бытовыми подробностями. «Житие Феодосия Печерского» показывает, насколько свободно автор владел искусством агиографического повествования.

Агиография – научная дисциплина, изучающая жития святых, богословские и церковные аспекты святости.

Жития могут изучаться:

- с историко-богословской точки зрения

- с социально-культурной точки зрения (представление религиозных взглядов общества)

- с литературной точки зрения (житийные тексты являются органической частью древнерусской литературы)

«Житие Феодосия Печерского» следует жанровому канону и насыщено традиционными для жития образами и мотивами.

Классическое житие состояло из трех частей:

  1. Вступление

В это части было особенно важным самоуничижение автора. Он объясняет свою позицию по отношению к святому, о котором идет речь. Нестор сокрушается перед святым, чувствует некоторую неловкость и при этом подчеркивает значимость этого труда и письменного слога. Нестор представляется читателю как «грешный Нестор», который «дерзнул» написать о Феодосии Печерском, положившем начало монашеству на Руси.

  1. Жизнеописание святого (биографическая часть)

Здесь Нестор указывает, что будущий святой родился в городе Васильеве недалеко от Киева, что позднее его семья переехала в Курск. По свидетельству Нестора, отец Феодосия скончался, когда мальчику было 13 лет. Следуя житийному канону, автор особенно описывает детство Феодосия Печерского. Ему была свойственная особая тихость, он отклонялся от любых игр и был аскетичен в еде и одежде. Житие описывает путь Феодосия к святости. Мальчик с юных лет обнаруживает в себе человека, способного к святости. Он еще не думает о жизни в монастыре, однако ведет образ жизни как у святых. Нестором также описываются особые отношения Феодосия Печерского с матерью. Феодосий окружен не укрощаемой любовью его матери. Она все время следит за ним: что ест, во что одет сын и т.д. Она старается одевать сына в хорошую теплую одежду, но вместо этого Феодосий надевает худые ризы, от чего вызывает смех у «неразумных» людей. У Феодосия Печерского появляется мотив бегства из дома в монастырь. Он совершал несколько попыток, пока наконец не достиг своей цели и не укрылся в монастырь. Его мать находит его только через 4 года. Однако, когда она подходит к монастырю, Феодосий отказывается с ней видеться, если мать не согласится уйти в монастырь. Мать Феодосия Печерского не видела свою жизнь в монастыре, однако, глядя на своего сына, она решает ступить на путь душевного очищения. Как и положено в житие святого, Феодосий предрекает смерть своей кончины и с достоинством встречает смерть. Тело Феодосия остается нетленным, а люди обращаются к нему с молитвой, получают от него помощь: кто-то перестает быть слепым, кто-то находит вора и т.п.

  1. Похвальное слово святому

«Житие Феодосия Печерского» обладает некоторыми особенностями. По жанровому канону в житиях образ святого описывается вне исторического времени и рамок, однако Нестор нарушает это правило, превращая произведение в ценный исторический источник. Также Нестор изображает русского житийного героя деятельным. Феодосий Печерский – не монах-затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным. Огромно значение личности Феодосия Печерского в процессе формирования христианской нравственности. Герой Нестора на протяжении всей жизни ведет аскетичный образ, но при этом никому этого не показывает. Автор строит житие Феодосия Печерского как цикл новелл, каждая из которых изображает добродетели святого: смирение, труд и аскетизм.

«Житие князя Александра Ярославича»

«Житие князя Александра Ярославича» относят к периоду монголо-татарского нашествия, оно является первым русским житием князя-воина. Как полагают исследователи, этот литературный памятник был создан в 1280-е гг. во Владимирском монастыре, где вначале был погребен Александр Невский – Новгородский и Владимирский князь. Уникальность жития состоит в его содержании, ведь, в отличии от других произведений, этот литературный памятник написан не только в церковном духе, но и с огромным компиляторским балластом. В произведении содержатся летописи, повести и другие материалы предыдущего времени. В результате, можно сказать, что нет оригинального слова, есть множество цитат, переработанных слов. Древнерусский автор, повествуя о Невской битве, ссылался на рассказы Александра Невского и других воинов, но осмыслял их в духе библейской и агиографической традиции. Однако это и является особенностью произведения.

Кто является автором жития до конца неизвестно. Известно лишь, что он был современником князя, он не принимал участия в битвах и был близок к кругу митрополита Кирилла. Он прекрасно владел каноном агиографического повествования. Во вступлении он наделил себя «грубым умом», чтобы возвысить героя; в биографической части сообщил о благочестии родителей святого, упомянул, что перед выступлением в поход князь молился, что святые Борис и Глеб явились в видении Пелгусию и предупредили о приближении врагов. Хоть в произведении просматриваются черты житийного жанра, тем не менее произведение больше напоминает воинскую повесть, чем житие святого. Центром произведения являются батальные сцены, идея которых заключалась в свидетельствовании того, что на Руси еще не перевелись богатыри. Образ Александра Невского идеализируется и описывается автором в сравнении с другими ветхозаветными героями. Это придает облику князя эпическую силу, некую непобедимость. В житие автором нарушается правило одногеройности святого, здесь уже Александр Невский изображается не на безликом фоне дружины, а в окружении таких же храбрых воинов. Шесть воинов характеризуются и описываются в тексте через совершенные ими подвиги. Вместе с Александром Невским в битве было семь храбрецов, символ числа семь означал гармонию души(полководца) и тела(войска). Именно благодаря этому единству у дружины Александра Невского получилось разбить шведов в 1240-м году. Образ Александра Невского многопланов: он предстает перед читателем как князь-воин и как князь-дипломат.

«Житие Александра Ярославича» интересно еще и сближением временных границ между жизнью автора и князя. Это создает в тексте естественные ощущения и переживания тех исторических событий. Автор не стремится полностью засвидетельствовать биографию Александра Невского, он описывает только самые значительные, на его взгляд, события, иногда нарушая принцип исторической достоверности. Главное в произведении – урок патриотизма, стойкости и храбрости национального духа. Житие Александра Невского стало классическим образцом княжеского воинского жизнеописания, существенно повлияв на поэтику древнерусской воинской повести.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем» относят к монголо-татарскому периоду древнерусской литературы. Монголо-татарское нашествие, ставшее препятствием на пути социально-политического и культурного развития Руси, послужило исторической основой для целого ряда произведений. Точной даты создания произведения нет. По мнению Д. С. Лихачева, памятник не мог быть написан ранее первой половины XIV в.

В основе «Повести» лежит история разгрома Рязани полчищами Батыя в 1237 г. Композиция произведения многосложна и многослойна, так как «Повесть» составлялась на протяжении десятилетий. Произведение было составлено не сразу после нашествия Батыя, так как многие рассказы велись по памяти, с опорой на фольклорную традицию.

  1. Первая часть;

В первой части произведения перед читателем разворачивается трагическая история семьи рязанского князя Федора. Федора отправляют с дарами к Батыю, чтобы упросить его не идти войной на Рязанскую землю. Батый пообещал не идти войной на Рязанскую землю и стал просить рязанский дочерей и сестер к себе на ложе. Узнав Батый, что у самого Федора жена прекраснее всех, попросил князя изведать ее красоту. Федор отказался отдавать жену на блуд, за что потом был убит. Жена князя Евпраксия не смогла пережить смерть мужа и вместе с сыном бросилась из окна высокого терема.

  1. Вторая часть;

Трагедия княжеской семьи перерастает в трагедию города, не покорившегося завоевателям. Рязанцы сопротивляются Батыю, героически сражаясь, однако это не помогает остановить орд Батыя, и от Рязани остается только пепел.

  1. Третья часть;

Трагедия становится общерусской. В этой части описывается подвиг воеводы Евпатия Коловрата. Известие о нашествии Батыя застало Евпатия в Чернигове. С небольшой дружиной он тут же нагнал войско Батыя по Суздалем и нанес ему удар. Несмотря на мощь дружины Евпатия, Батый все равно убивает воеводу, а его тело отдает его воинам для погребения.

  1. Четвертая часть, в которой описана похвала рязанским князьям и дан их портрет в летописно-агиографической манере. Упоминаются все князья, которые положили свою жизнь ради Рязанской земли. Ингварь Ингваревич хоронит всех своих братьев и горько плачет.

Все части произведения связаны темой смерти. Множество раз можно наблюдать формы плача, причем плач, имеющий одинаковую структуру, варьировался и разрастался. Плачи определяют основной эмоциональный настрой произведения, которое можно расценивать как авторский плач над разоренной Рязанской землей. «Повесть» представляет собой органичный сплав жанров плача и славы. Для автора произведения было важным показать единство русских перед лицом общей беды, представить то, как нужно любить и защищать родину. Исторический неточности объясняются художественно-публицистическим замыслом автора. Поэтика произведения оказала большое влияние на формирование древнерусского жанра воинской повести.

«Житие свт. Стефана Пермского» Епифания Премудрого

«Житие св. Стефана Пермского» исследователи относят к литературе XIV-XV вв. в эпоху становления Московского государства. В этот период времени наиболее знаменательны произведения Епифания Премудрого – ростовского агиографа. Сведений об этом агиографе не так много. Известно лишь, что Епифаний Премудрый учился в монастыре со Стефаном Пермским, прекрасно знал книги Священного Писания, а также агиографическую литературу, славянский и греческий язык. Епифаний Премудрый жил в троице-Сергиевом монастыре, был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, занимался летописанием и графикой. Произведения Епифания Премудрого принято считать наиболее яркими в русской литературе, ведь агиограф изображает связь героев между «духовным» и «деянием».

Несмотря на то, что Епифаний Премудрый был знаком со Стефаном Пермским, биографических сведений о святом не так много. Автор описывает большое стремление Стефана к учению, чтобы подготовить себя к миссионерской деятельности в Пермском крае, населенном язычниками. Епифаний Премудрый подчеркивает, что до Стефания Пермского никому не удавалось в одиночку просветить целый народ. Стефан же смог приобщить народ к христианской культуре через книги, проповеди, которые были написаны на родном для пермяков языке.

Автор особенно ярко изображает подвиги Стефана Пермского. Поступки святого полны внутренней экспрессией, движение души героя показано в максимальном проявлении, чувства возвышенны и доведены до предела.

Новый стиль Епифания премудрого прослеживается и на жанрово-композиционном уровне. В начале произведения автор вводит молитвы и поучения святого, звучит троекратный плач: сначала пермских людей и Пермской церкви, а потом и самого автора. Плачи выражают не только скорбь, но и восторг от подвига Стефана Пермского, ведь именно он основал Пермское богослужение и письменность на национальном языке. По жанру памятник находится на стыке традиций агиографии и ораторской прозы, причем автором сделан акцент больше на духовной сути подвигов героя, чем на последовательном описании событий. Агиограф также отличается своей манерой повествования. Его произведения созданы множеством переплетений синтаксических приемов, сравнений, параллелизмов и др. Епифаний Премудрый делала все, чтобы противопоставить язык жития обыденной речи. По этой причине, в житие много цитат из Священного Писания и библеизмов, которые переплетаются между собой. Причем цитировал Епифаний по памяти, дабы приспособить библейский текст к житийному повествованию. Важными особенностями стиля Епифания Премудрого является эпитет и звукопись, благодаря которым в тексте появляется некая лирика, традиционное снова звучит, но уже по-другому. Это заставляет читателя вдуматься в нравственные понятия.

«Житие прп. Сергия Радонежского» Епифания Премудрого

«Житие прп. Сергия Радонежского» является вершиной в творчестве Епифания Премудрого. Однако той формы жития, которое дошло до наших дней, предшествовали и другие произведения агиографа, описывавшие жизнь Сергия Радонежского. Сведений об этом агиографе не так много. Известно лишь, что Епифаний Премудрый учился в монастыре со Стефаном Пермским, прекрасно знал книги Священного Писания, а также агиографическую литературу, славянский и греческий язык. Епифаний Премудрый жил в троице-Сергиевом монастыре, был учеником и сподвижником Сергия Радонежского, занимался летописанием и графикой. Произведения Епифания Премудрого принято считать наиболее яркими в русской литературе, ведь агиограф изображает связь героев между «духовным» и «деянием» святого.

Житие было также редактировано несколько раз книжником Пахомием Логофетом, который жил в Троицком монастыре. Эти произведения имели некоторое отличие от жития Епифания Премудрого. Редакция Пахомия Логофета содержит рассказы об обретении мощей Сергия Радонежского, о строительстве Троицкого собора, о посмертных чудесах святого.

«Житие прп. Сергия Радонежского» относят к житийному жанру древнерусской литературы, несмотря на то что произведение Епифания Премудрого отличается своей композиционной схемой. Например, описание детства святого занимает большую часть всего текста. Изобилие деталий быта разбивает произведение на отдельные главы, каждая из которых имеет свое название. Рассказывая о детстве святого, Епифаний делал акцент на его инаковости. При рождении Варфоломей трижды кричал, о чем священник в церкви сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Варфоломей не пил молока матери по средам и пятницам, не брал груди, если мать поела мяса. В отличие от своих братьев, Варфоломей (это имя он получил при крещении, а имя Сергия при пострижении) не поспевал в учебе, за что был браним учителями и родителями. Однако однажды в лесу Варфоломей встречает старца, читающего молитву. Мальчик рассказывает ему о своей неуспеваемости за своими братьями, на то старец дает ему кусок просфоры и говорит, что с этих пор мальчик будет лучше всех знать грамоту. Старец предсказывает, что Варфоломей будет велик перед Богом и людьми. Агиограф внешней образованности противопоставляет духовную мудрость. Между Сергием и родителями нет кровной вражды, как это есть у Нестора в «Житие Феодосия Печерского». Наоборот, Сергий посчитал за счастье служить и помогать своим близким. После же смерти родителей Варфоломей вместе со своим братом Стефаном отправились искать пустынное место. Отстроив хижину и церковь, освященную во имя Святой Троицы, Сергий продолжает вести свою монашескую жизнь. Святой питался одним хлебом и водой, а иногда и вообще ничего не ел, чтобы еда не отягощала его душу, много трудился, не позволял себе сидеть и много спать. От этого сил к нему приходило больше. Иногда дикие звери приходили к хижине Сергия, тогда святой начинал молиться к Богу, чтобы оставили его бесы. Со временем стали навещать Сергия другие монахи, которые вскоре поселились с ним. Так разрастался монастырь, монахи попросили Сергия стать их игуменом.

Фигура Сергия Радонежского оказалась уникальной, ведь после его смерти началось строительство монастырей. В нем особенно сочетался политический и духовный деятель. Недаром многие люди отмечали способность Сергия к примирению и решению конфликтов. Перед походом на Мамая Дмитрий Донской приходит к Сергию Радонежскому, чтобы помолиться и поклониться Богу. Князь спрашивает у святого, стоит ли ему идти с дружиной на Мамая, ведь войско у него меньше. Сергий Радонежский отвечает, что множество падет воинов на битве, но выйдет он с нее с победой. Благословив князя, святой отправляет вместе с дружиной двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябя, которые погибли на поле брани за русскую землю.

Таким образом, в изображении Епифанием Сергий Радонежский предстает как воспитатель целой плеяды русских игуменов, основателем общежительных монастырей. Агиограф показывает духовный рост святого и его монашескую жизнь, что все Сергий Радонежский делал ради остальных людей, ради просветления души через труд.

Домострой

XVI век является новой эпохой, в которой проявляются новые тенденции:

-меняется житийный жанр;

-период укрепления русского централизованного государства;

-развитие публицистики

Домострой является памятником русской литературы XVI в., который приписывают Сильвестру – духовному наставнику Ивана IV. Однако над памятником работали на протяжении ряда лет не один человек, так как в произведении наблюдаются изменения диалекта и стиля написания.

Текст Домостроя представляет собой синтез традиций «учительной» прозы Средневековья, как русской, так и переводной. Памятник сложен по составу, местами противоречив, так как, по мнению исследователей, были использованы разные источники. Однако несмотря на это, текст в основном опирается национальную традицию, что сказывается на жанре и стиле памятника. Домострой состоял из трех частей:

  1. Первая часть касалась проблем духовной жизни человека, учила, как веровать, как чтить царя и Бога.

  2. Вторая часть касалась проблем жизни со своими домочадцами, давала советы, как наладить отношения с родными и близкими.

  3. Третья часть касалась вопросов, как организовать быт в доме, как правильно вести хозяйство.

Домострой показывал, как правильно нужно жить. В некоторых главах праведному образу жизни учили методом от противного, предостерегая от ошибок и проступков. Домострой обличал не только общечеловеческие пороки, но и социально обусловленные (злоупотребления властью, нарушения законов и др.). Таким образом, Домострой воспитывал общественное сознание, связанное с понятиями гражданского долга и народной пользы.

В отличие от других литературных памятников, стиль Домостроя не лишен образности, богат живыми интонациями разговорной речи, близок к пословицам и поговоркам. Афористичность слога помогала читателю запомнить важные наставления и правила жизни. То есть текст как будто наставлял: «гостя надо напоить, накормить, добрым словом величать…». Также Домострой очень широко представляет вещной мир Средневековья, используя названия различных кушаний, одежды, посуды и других предметов быта.

Домострой – это важный литературный памятник, который свидетельствует о жизни и устоях русского человека Средневековья. Читая памятник, мы видим, что главным для человека тогда был труд, любовь к ближним и Богу, а лучшими человеческими качествами являлось: достоинство, честь, чистый разум и сердце.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

XVI век является новой эпохой, в которой проявляются новые тенденции:

-меняется житийный жанр;

-период укрепления русского централизованного государства;

-развитие публицистики.

Автором «Повести» является Ермолай Еразм (Еразм Многогрешник). Как церковный писатель, Ермолая-Еразм был известен своими другими текстами, однако ярче всего талант писателя проявился в агиографии. Еразм начинает собирать тексты о Петре и Февронии, которые жили три века назад, и на основе преданий составляет «Повесть». В произведении на равных существуют два пласта: фольклорный и агиографический. Содержание «Повести» резко расходилось с традиционными нормами агиографии, ведь в основе произведения не подвижническая деятельность святых, а любовь рязанской девушки к муромскому князю.

«Повесть о Петре и Февронии» открывается философско-религиозным вступлением, в котором человек предстает как высшее творение Бога. Высочайшей ценностью является дарованный Богом ум человека, благодаря которому он может творить добрые дела и ступать на путь истинный.

Центральная часть повести состоит из нескольких самостоятельных эпизодов-новелл и имеет анфиладную структуру. Связь между эпизодами могла быть как хронологической, так и причинно-следственной.

В основе первой части лежит змееборство Петра. К жене Павла стал прилетать Змей-обольститель в образе ее мужа. Жена Павла не скрыла этого, рассказал о Змее. Никто не знал, как убить этого Змея. Тогда Павел сказал жене, чтобы та спросила у Змея, от чего тот умрет. Жена узнает, что Змея умрет от Петрова плеча и Агрикова меча. Князь Павел просит своего брата Петра найти Агриков меч и сразиться со змеем. Петр убивает Змея, капли крови попадают на него, и он заболевает. Мотив змееборства используется Ермолаем-Еразмом по-другому. В повести Змей не вредит всему населению Мурома, лишен сказочной мощи, а само сражение не обладает общегосударственным значением, скорее это личный подвиг героя.

Вторая часть описывает взаимоотношения Петра и Февронии – девушки-целительницы. Феврония является олицетворением мудрости, красоты и чистого сердца. Ей присущ дар исцеления, она обладает магической связью с природой и животными. Она загадочна, ведь даже ее речь не сразу становится понятной, а требует истолкования. Здесь проявляется мотив девы. Феврония добивается от Петра согласия на брак путем его физического и душевного исцеления. Ей удалось смирить гордыню князя, считавшего брак с крестьянкой неравным. Однако любовные отношения Петра и Февронии не главный конфликт в произведении. По приезде в Муром Феврония не понравилась боярам и их женам, которые не хотели, чтобы Феврония властвовала над ними. Бояре заставляют Февронию уехать и оставить княжение, однако Феврония непроста, она забирает с собой самое дорогое – Петра. Петр покидает престол, потому что живет по Божьему закону. Он не может прелюбодействовать, не может бросить свою жену, поэтому вместе с Февронией отправляется скитаться.

В третье части все больше проявляется мудрый образ Февронии. На судне, котором они плыли, был некий человек, смотревший на Февронию с вожделением несмотря на то, что у него была жена. Феврония сразу догадывается о дурных помышлениях этого человека и сказала ему, чтобы тот испил воды с одной стороны судна и с другой. Феврония показала ему, что вода одинакова, а значит и женское естество одинаково и незачем смотреть на чужих жен. Позже приплыли вельможи с Мурома и стали просить вернуться Петра и Февронию. Так, стали они править вместе.

В четвертой части ведущим становится агиографическое начало: герои состарились, постриглись в монахи и пообещали друг другу умереть в один день. Когда Петр умирает, Феврония просит его немного подождать, но тот был не в силах отсрочить свою смерть. Тогда Феврония, следуя своему обещанию, умирает вместе с Петром в один день.

Таким образом, «Повесть о Петре и Февронии» наделена поэтизацией земной любви, становится важным любовь к своим близким, переосмысляется само понятие святости. Также переплетение фольклора и агиографии создают сложную и необычную структуру произведения, наделенную разными мотивами.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

«Житие протопопа Аввакума» относят к XVII веку, когда появлялись новые тенденции в развитии житийного жанра. «Житие протопопа Аввакума» – это не житийная литературная, однако некоторые черты могут прослеживаться.

  1   2


написать администратору сайта