Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы же новые тенденции в развитии житийного жанра

  • РЛИК древлит. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона


    Скачать 76.05 Kb.
    НазваниеСлово о Законе и Благодати митрополита Илариона
    Дата22.05.2023
    Размер76.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЛИК древлит.docx
    ТипЗакон
    #1150418
    страница2 из 2
    1   2

    Каковы же новые тенденции в развитии житийного жанра?

    1. Уход от застывшей композиции в сторону свободного повествования;

    Традиционная композиция жития деформируется за счет внедрения посмертных чудес святого, количество которых может измеряться десятками.

    1. Агиографы стремятся смешивать в рамках одного произведения несколько типов житийного повествования и даже выходить за рамки жанра;

    2. Насыщенность событий и лиц;

    3. Меньше цитирования Священного Писания, нет как таковых «плетений словес»;

    4. Уделение большего внимания личности святого

    С новыми тенденциями жанр жития начинает больше напоминать светскую биографическую повесть, в основе которой лежать реальные конфликты того столетия. Конфликты носили разные характер:

    -социальный;

    -семейно-бытовой;

    -социально-исторический;

    -религиозно-политический;

    Протопоп Аввакум – автор знаменитого жития-автобиографии – был сыном сельского священника. Всю жизнь Аввакум был втянут в религиозно-политические конфликты, из-за чего несколько раз был вынужден бежать в Москву, где вступил в кружок «ревнителей древнего благочестия». Члены кружка боролись с оставшимся в народе язычеством, а также стремились вернуть былой авторитет церкви. Не приняв новой реформы Никона, Аввакум большую часть своей жизни провел в тюрьмах и ссылках. Попытки усмирить его оканчивались неудачей, после чего священник был лишен церковного сана и сослан в Пустозерск, где произошло его становление писателя.

    Именно в Пустозерске и было написано «Житие», где через 15 лет он погиб на костре. Текст произведения помогает восстановить атмосферу, в которой рождалось житие, благодаря описанию и детализации тюремного быта. Прослеживается мотив тюремной наготы, но не только как реалия тюремного быта и бедной жизни, но и как символ обнаженной, чистой и искренней души. Повествование сопровождается эмоциональными ремарками автора, а обостренное внимание к внутреннему миру личности приводит Аввакума к психологизации описания героя, которому горько впадать в искушение, он старается не поддаваться. Такая экспрессивная окраска героя создает атмосферу сопереживания читателя к герою.

    Аввакум также выходит за рамки житийной традиции односложной трактовки образа: либо грешник, либо праведник. Рисуя образы, автора отклоняется от безликости и схематичности. Наоборот, Аввакум хочет показать героев через портретное описание, раскрыть характер через действия и диалогические сцены.

    «Житие» Аввакума многогранно, автор совмещает в своем произведении два разнородных плана: комический и трагический. Смех сквозь слезы – характерная черта новой литературы XVII века. Комичное отношение героя к столь тяжелым и ужасным событиям показывает читателю его силу духа, убеждает, что человек с чистой совестью непобедим. Поэтому в тексте мы можем наблюдать множество сатирических портретов врагов.

    Аввакум выступил в «Житии» как «списатель» и как герой, утверждая в литературе новый тип героя – «святого грешника». Автора наделял себя чертами пророка, ставил в один ряд с авторитетными святыми, в то же время он прибегал к крайней форме самоуничижения. Такая двойственная структура образа Аввакума приводила к сочетанию в произведении двух планов повествования: торжественно-авторской проповеди и покаянной исповеди. В стиле высокое и библейское соседствовало с низким и народном бытовым. Образы Аввакума-автора и Аввакума-героя нельзя отождествлять, так как герой живет в художественном времени, т.е. в прошлом для автора, которому известно будущее, в отличие от героя. Не совпадают также и круги общения героя и автора. От авторской воли зависит интерпретация материала. Герой в конце произведения остается жив, но автор уже предчувствует его кончину, поэтому создает вокруг него ореол мученика.

    Таким образом, появление «Жития» - закономерный результат развития автобиографического начала в русской литературе. История жизни человека, борющегося за свои убеждения, превратилось в историю старообрядческого движения.

    «Повесть о Горе-Злосчастии»

    «Повесть о Горе-Злосчастии» относят к XVII веку, когда появлялись новые тенденции в развитии житийного жанра.


    Каковы же новые тенденции в развитии житийного жанра?

    1. Уход от застывшей композиции в сторону свободного повествования;

    Традиционная композиция жития деформируется за счет внедрения посмертных чудес святого, количество которых может измеряться десятками.

    1. Агиографы стремятся смешивать в рамках одного произведения несколько типов житийного повествования и даже выходить за рамки жанра;

    2. Насыщенность событий и лиц;

    3. Меньше цитирования Священного Писания, нет как таковых «плетений словес»;

    4. Уделение большего внимания личности святого

    С новыми тенденциями жанр жития начинает больше напоминать светскую биографическую повесть, в основе которой лежать реальные конфликты того столетия. Конфликты носили разные характер:

    -социальный;

    -семейно-бытовой;

    -социально-исторический;

    -религиозно-политический;

    Ко второй половине XVII века в литературе складывается новая жанровая разновидность повести – бытовая, в которой отразился драматизм столкновения «старины» и «новизны» в сфере личной и общественной жизни. Бытовая повесть отразило другое типичное явление для литературы того столетия – демократизация героя, наметившийся интерес к «маленькому человеку».

    Герой повести – безымянный молодец. Появление безвестного, ничем не примечательного героя – важный этап в развитии литературы. Это герой воображаемый, а вспомните, в ведущих жанрах древнерусской литературы персонажи, как правило, реальные лица: князья, иноки, становящиеся монахами и святыми. А тут появился персонаж, который ничего значительного, важного для истории и государства или для духовного примера − не представляет. Поэтому в повестях – множество неудачников, или, напротив, героев, которым, что называется, везет (при этом они могут быть ловкачами, обманщиками).

    В начале повести автор ссылается к библейской истории грехопадения Адама и Евы. Они вкусили запретный плод, за что были наказаны Богом и сосланы на землю. Главный герой – Молодец еще мал и глуп, он старается жить своим умом, не слушая наказа родителей. Главное наставление от родителей Молодцу – не вкушать вина, не гулять с глупыми друзьями, искать себе хороших и надежных друзей, не прельщаться женщинами, не обманывать и чужого не брать. Молодец не слушается родителей, попадает в кабак по зазыву «брата названого» в роли змея-искусителя. В кабаке Молодец теряет все. Как и в библейской истории, в сюжете есть мотив наготы, стыда и изгнания, но в случае с Молодцом – добровольный уход в «чужую сторону». Срам мешает герою вернуться к родителям и покаяться. Придя в другую страну Молодец убеждается в действенности и важности родительских заветов. На пиру он не пьет, не прельщается, с плохими не общается. Следуя заветам родителей, жизнь молодца налаживается, но сгубило все «слово похвальное». Горе, явившись к Молодцу в образе архангела Гавриила, убедило его в том, что семейное счастье и богатство опасно, что истинное блаженство в пьянстве и нищете. Горе – судьба его личная, выбранная им по доброй воле, хотя и подчинившая его себе. Человек вступает на путь соблазнов не потому, что есть зло и дьявол не дремлет, а потому что само сердце человеческое «неуимчиво», способно свободно выбирать свой путь и при «несовершенном разуме» склоняется к злу, к непокорству, к соблазнам и прельщениям. Автор не столько оценивает героя, сколько по-человечески жалеет его.

    От этого Горя Молодец никак не могу скрыться, он превращался в разных животных, однако Горе все следовало за ним по пятам. Только высокие стены монастыря спасают Молодца от Горя. Читатель сопереживает герою, так как он переживает глубину своего нравственного падения, ищет путь, который спасет его от Горя.

    «Повесть о Горе-Злосчастии» представляет собой сплав фольклорного и литературного. Диалог Горя с Молодцом сближают повесть с былинами, а постоянные эпитеты и сравнения говорят о народно-поэтическом характере произведения.

    «Повесть о Савве Грудцыне»

    «Повесть о Савве Грудцыне» относят к XVII веку, когда появлялись новые тенденции в развитии житийного жанра.


    Каковы же новые тенденции в развитии житийного жанра?

    1. Уход от застывшей композиции в сторону свободного повествования;

    Традиционная композиция жития деформируется за счет внедрения посмертных чудес святого, количество которых может измеряться десятками.

    1. Агиографы стремятся смешивать в рамках одного произведения несколько типов житийного повествования и даже выходить за рамки жанра;

    2. Насыщенность событий и лиц;

    3. Меньше цитирования Священного Писания, нет как таковых «плетений словес»;

    4. Уделение большего внимания личности святого

    С новыми тенденциями жанр жития начинает больше напоминать светскую биографическую повесть, в основе которой лежать реальные конфликты того столетия. Конфликты носили разные характер:

    -социальный;

    -семейно-бытовой;

    -социально-исторический;

    -религиозно-политический;

    Ко второй половине XVII века в литературе складывается новая жанровая разновидность повести – бытовая, в которой отразился драматизм столкновения «старины» и «новизны» в сфере личной и общественной жизни. Бытовая повесть отразило другое типичное явление для литературы того столетия – демократизация героя, наметившийся интерес к «маленькому человеку».

    В этой повести Савва Грудцын – сын купца. Всей семьей они переехали из Великого Устюга в Казань расширять свою торговую деятельность. Географические рамки произведения широки, что отражает столетие, в котором особенно часто осваивались новые земли. Меняется не только географическое положение главного героя, но и его статус (купец-солдат-придворный-монах). Пространства, которые осваивает Савва, постоянно расширяются географически и социально. Родительский дом, где герой получил воспитание, заменяется чужим городом и чужой семьей, стираются нравственные границы, окружающие Савву с детства. Юношу начинают искушать неизведанное и запретное. Характер героя раскрывается через взаимоотношения с людьми разного социального положения: судьба сводит его с царем, боярами, военачальниками, солдатами, купцами, священником, монахами. Житейское пространство, где Савва перемещался из города в город, резко сужается, когда он заболевает. Его пространство доходит лишь до размера его обители, его кельи.

    Основные черты повести:

    1. Многофигурная композиция;

    Характер героя раскрывается через взаимоотношения с людьми разного социального положения. В повести упоминаются реальные исторические лица. Главный принцип организации геройного пространства – этический, согласно которому персонажи воспринимаются как воплощение добра и зла, и между этими полюсами мечется Савва Грудцын.

    1. Синтез достоверного и фантастического;

    Герой продает душу дьяволу, чтобы вернуть любовь женщины, но в основе всепоглощающей страсти лежат реальные причины. Для женщины – неравный брак, а для Саввы – это первая и потому такая пылкая любовь. Мир вокруг героя соблазнителен, интересен и пестр, именно поэтому Савва и отправляется странствовать. А жажда новых впечатлений заставляют юношу верить всему, что говорит бес.

    1. Телеологический сюжет;

    Сюжет о раскаявшемся грешнике насыщен быстро сменяющимися сценами и персонажами. Автор держит читателя в постоянном напряжении, переключаясь с одной сюжетной линии на другую. Он мастерски пользуется приемом «эффектом обманутого ожидания» и дает новые интерпретации хорошо известным сюжетам. Исследователи отмечают, что похожий сюжет, как юноша отдает душу дьяволу, затем кается и просит прощения, был распространен в Средневековье в религиозных легендах. Присутствует и типичный для средневековых житий взгляд на женщину как на «сосуд дьявола». Черты волшебной сказки проявляются в поединке Саввы с тремя вражескими исполинами, мотив беса как «волшебного помощника», наличие темы «царской милости». Также присутствует тема двойственности, когда бес выступает не как помощник героя, а как его антагонист, наделенный всеми пороками. Читатель видит уже борьба юноши с самим собой, со своими слабостями. Причем автор относится к герою не только как к жертве дьявола, но и как к виновнику всех событий, так как человек волен сам выбирать между добром и злом.

    Н.С. Демкова видит общность в развитии сюжета двух повестей – о Горе-Злочастии и о Савве Грудцыне (что означает принципиальность этой проблематики для литературы XVII в.):

    − Безымянный добрый молодец и Савва, подобно блудному сыну, решают начать самостоятельную жизнь и уходят из родительского дома.

    − Оба героя пренебрегают родительскими запретами ( в Повести о Горе эти заветы цитируются, о Савве Грудцыне − о них только упоминается).

    − Самостоятельный жизненный путь обоих героев прерывается искушениями, которые они не в силах преодолеть (Молодец не выдерживает искушения вином и пропивает все свое состояние. Савва не выдерживает плотских искушений и вступает в запретную связь с чужой женой).

    −Оба героя, подобно блудному сыну, терпят жизненное фиаско: добрый молодец ограблен и вынужден уйти от стыда на «чужую сторону»; Савва, уже и так живущий на «чужой стороне» по торговым делам и растративший все доверенное ему отцом состояние, оказывается без средств к существованию и к тому же изгоняется своей своенравной любовницей.

    Далее пути «блудных сыновей» XVII века и их евангельского прообраза расходятся: евангельский блудный сын, познав трудности самостоятельной жизни, раскаивается в ослушании и возвращается в родительский дом. «Добрый молодец» и Савва (первый – невольно, второй – вполне сознательно) вступают в контакт с силами зла, активно вмешивающимися в их жизнь. С этого момента значительно усложняется путь героев к покаянию, так как ошибка, совершенная ими в начале пути, становится завязкой всех дальнейших злоключений.

    Савва, переживший цепь приключений, избавляется от власти бесовской силы только после вмешательства самой Богородицы, «добрый молодец», сам, своей волей и талантом добившийся изменения своего социального статуса, вновь попадает под власть Горя-Злочастия и, не имея сил избавиться от него, уходит в монастырь, избирая, наконец, проверенный «спасеный путь» − путь покаяния.

    «Повесть о Фроле Скобееве»

    По мнению большинства исследователей, «Повесть» относят к началу XVIII века – века эмансипации женщин. По сути, это плутовская новелла, история ловкого обманщика, решившего во что бы то ни стало жениться на дочери стольника Нардын-Нащокина, богатого человека, и успешно осуществившего свой замысел.

    Переодевшись в женское платье, Фрол Скобеев проникает в дом стольника, подкупив «мамку» Аннушки. Герой добивается тайного свидания с девушкой, а затем ее похищает (она, правда, не против). Бросившись в ноги отцу Аннушки, Фрол добивается его согласия на брак. Герой ведет себя как талантливый актер. Бедный дворянин, он легко переступает через моральные нормы и осуществляет свою мечту: добивается материального благополучия и высокого общественного положения.

    А.М. Панченко видел в повести такие черты новеллы (жанра, притягательного для литературы XVII- XVIII вв.) как отсутствие дидактики, сентенций и назиданий. Возникает вопрос: если новелла отказывается от обсуждения проблемы добра и зла, то какие же ценности она предлагает взамен? Это – успех, наслажденье жизнью. Старинные идеалы благочиния, благонравия не отражаются ни в поведении, ни в облике новеллистических героев. Среди них побеждает не тот, кто добродетелен, а тот, кто удал и удачлив.

    Во второй половине XVII в. русские привилегированные сословия выдвигают на первый план новый тип государственного человека – легкого на подъем, работающего не покладая рук, обязанного карьерой не родовым «чести и месту», а собственным заслугам.

    Стилистическая установка повести – отказ от словесного этикета, от словесной «красоты» − характерна для этого периода и для «Повести о Фроле Скобееве».

    Происходят и другие изменения. Немалое место в сюжете занимает прямая речь действующих лиц. Хотя она еще слабо индивидуализирована, она, тем не менее, уже резко отличается от авторской речи. В ней присутствуют живые интонации. Речь одного персонажа в той или иной степени передает его характер. Иногда действующие лица передают реплики только одним словом, то есть имитируется именно живая устная речь. Исследователи отмечают и искусное ведение диалогов. Автору не нужно представлять своих героев читателю и объяснять что-либо от себя: читатель сам слышит разговоры между ними и может догадаться обо всем остальном. Так что читатель, действительно, мог делать свои выводы, а автор не предлагал той или иной моральной оценки. И это была новая ситуация для литературы.
    1   2


    написать администратору сайта