Главная страница

Купорне. Философия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие


Скачать 468.5 Kb.
НазваниеФилософия в таблицах и терминах Часть История философии Содержание Предисловие
АнкорКупорне
Дата06.03.2023
Размер468.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDLYa_STUD_Filosofia_v_tablitsakh.doc
ТипРеферат
#970794
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема 5. философия средних веков.
таблица 8. Этапы развития средневековой философии.

Этапы

развития

и основные

представители

Социально-исторические и

духовно-культурные

условия

Характерные

особенности

Основные

проблемы


апологетика

(II – IV вв.):

Тертуллиан,

Тит Флавий,

Ориген

Упадок античной культуры. Борьба христианства с язычеством и с философскими учениями древности.



Теоцентризм,

умозрительный

характер,

креационизм,

дидактизм,

экзегетика,

идея откровения.


Онтологические: о соотношении Бога и мира, о структуре мироздания, о душе и др.;

гносеологические: о соотношении веры и разума;

антропологические: о сущности человека, о смысле жизни и смерти;

этические: о смысле добра и зла, о свободе воли и др.

социально-исторические:

о теократической сущности государства, о смысле истории.

Патристика

(V – IX вв.):

Григорий Нисский,

Августин Аврелий Блаженный,

Иоанн Скотт Эриугена

Утверждение господства христианских убеждений во всех сферах общественной жизни. Разделение христианской Церкви на католическую и православную. Замедление развития науки и философии.

Схоластика

(X – XIV вв.):

Иоанн Росцеллин,

Пьер Абеляр,

Альберт Великий,

Фома Аквинский


Появление университетов. Развитие средневекового искусства и литературы. Проникновение на Запад элементов культуры Востока в результате крестовых походов. Влияние арабской культуры. Формирование антицерковной оппозиции.

Арабская средневековая философия

(IX – XIII вв.):

Аль Фараби,

Ибн Сина (Авиценна),

Ибн Рушд (Аверроэс)


Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского халифата. Развитие науки, философии, искусства.

Теоцентризм (влияние ислама),

влияние философии Платона и Аристотеля,

взаимосвязь с наукой.


Онтологические: синтез материалистических и религиозных представлений;

гносеологические: идея необходимости единства чувственного познания и умозрительного мышления;

вклад в развитие медицины.

Таблица 9. Спор об универсалиях в философии средних веков



Обладают ли общие понятия (универсалии)

реальным существованием?



реализм

(лат. realis – реальный)




номинализм

(лат. nomina – имя)
Иоанн Росцеллин,

Пьер Абеляр

Уильям Оккам



р еально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это наименования, обозначающие вещи (они создаются человеческим умом и существуют в языке).


Крайний

(в основе – идеи Платона)

Иоанн Скотт Эриугена,

А нсельм Кентерберийский

Подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие до единичных вещей и независимо от сознания и материального мира.

Умеренный

(в основе – идеи

Аристотеля)

Ф ома Аквинский

Общие понятия существуют реально, но проявляются только в конкретных вещах.


Влияние на формирование

эмпиризма Нового времени

Основные понятия темы.

Апологетика (греч. apologetikos – защищающий) – в развитии средневековой философии это период создания произведений апологетов (защитников) христианства, изложения основ христианского вероучения.

Дидактизм (греч. didaktikos – поучительный) – характерная черта средневековой философии, означающая ее назидательный, поучительный характер.

Креационизм (лат. creatio – сотворение) – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежащая в основе онтологии средневековой философии.

Номинализм (лат. nomina – имя) – направление в философии Средних веков, представители которого считали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи.

Откровения идея – основа учения о познании в средневековой философии, означающая познание мира через изъявление божественной воли.

Патристика (лат. pater – отец) – в развитии философии Средних веков это период создания учений «отцов церкви» – христианских мыслителей, заложивших основы религиозной философии. Основная задача этого периода – систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего на идеи Платона.

Реализм – направление в философии Средних веков, представители которого развивали учение Платона об идеях и утверждали, что подлинной реальностью обладают не конкретные вещи, а только общие понятия, существующие независимо от сознания и материального мира.

Схоластика (с лат. «школьный») (X – XV вв.) – в развитии средневековой философии это период распространения религиозно-философских учений

Теология (греч. Teos – Бог) – «богословие», изложение учения о Боге, а также комплекс правил и норм жизни верующих.

Теоцентризмсм. Тема 2.

Томизм (лат. Thomas – Фома) – религиозно-философское учение Ф.Аквинского, ставшее официальной доктриной католической церкви.

Умозрительный тип философствованиясм. Тема 2.

Универсалии (лат. universalis – всеобщий) – общие понятия. Спор об универсалиях стал основой для разделения средневековых философов на два основных направления – реализминоминализм.

Экзегетика (греч. exegetikos – объясняющий) – искусство толкования религиозных текстов.

Персоналии.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) – крупнейший систематизатор христианского вероучения. Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем».

аквинский Фома (1225 – 1274 гг.) – католический теолог, в центре внимания которого вопрос о соотношении веры и знания. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Аль Фараби (ок. 800 – 870 г.) – средневековый арабский философ, математик, врач. Ему принадлежат комментарии к сочинениям Аристотеля, труды по вопросам метафизики.

Ибн Сина (Авиценна) (980 – 1037 гг.) – средневековый таджикский ученый-энциклопедист, философ и врач. Его философия соединяет элементы учения Аристотеля с религией ислама. Главные сочинения: «Книга знаний» – изложение научных и философских взглядов, «Канон врачебной науки» – энциклопедия медицинских знаний.

Ибн Рушд (1126 – 1198 гг.)– представитель средневековой арабской философии. Его взгляды отличались материалистической направленностью; философское знание он ставил выше религиозной догматики. Основное сочинение – «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией».

Тема 6. философия эпохи возрождения.
таблица 10. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.


Направленность философского анализа

Представители

Основные идеи и достижения.

Гуманистическая направленность


Данте Алигьери,

ф. Петрарка,

Л. Валла,

Дж. Бокаччо

человек – центр мироздания, единство телесного и духовного;

ценность земного бытия;

человек - существо разумное и творческое.

Формирование новых онтологических и гносеологических представлений


Н.Кузанский,

Дж. Пико делла Мирандолла

Единство Бога и природы (пантеизм);

единство противоположностей – принцип бытия (диалектика);

человек – микрокосм, подчиняющийся общим закономерностям макрокосма;

познание бесконечно в силу бесконечности мира – объекта познания;

процесс познания – движение от чувственных к рациональным формам;

величие человеческого разума.

Формирование нового естествознания


Н.Коперник,

Дж. Бруно,

Г.Галилей

Формирование гелиоцентрической картины мира;

диалектическое единство божественного и природного, материального и идеального, космического и земного;

Бог – активная внутренняя причина материального мира;

разработка основ опытно-математического метода познания.

Развитие

медицины и анатомии



Л. да Винчи,

Парацельс,

А.Везалий

Натурфилософские тенденции;

представления о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений во Вселенной, о влиянии на человеческую жизнь и здоровье природных явлений и движения космических тел;

представления о химическом характере происходящих в организме процессов;

переход от теоретического к опытному знанию в медицине.

Социальная философия


Н.Макиавелли,

Т.Мор,

Т.Кампанелла

Отрицание божественной природы общества и государства;

человек – высшая ценность общества;

идея социального равенства и социальной справедливости;

важнейший долг гражданина – служение обществу.


таблица 11. принцип гуманизма в культуре эпохи возрождения,

его проявление



в искусстве

(живопись, скульптура, архитектура)

в литературе

в науке и философии

Италия:

Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Караваджо.

Нидерланды:

Ван Эйк, Босх.

Германия:

Дюрер, Грюневальд.

Испания:

Эль Греко.


Италия:

Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Дж.Бокаччо, Ариосто.

Нидерланды:

Эразм Роттердамский.

Испания:

М. де Сервантес,

Л.де Вега.

Франция:

П.Ронсар, Ф.Рабле.

Англия:

в.Шекспир.


Н. Кузанский,

Л.Валла,

Дж. Пико делла Мирандолла,

Парацельс,

А. Везалий,

Н. Коперник,

Дж. Бруно,

Г. Галилей,

Н. Макиавелли,

Т. Мор,

Т. Кампанелла


Основные понятия темы.

Антропоцентризмсм. Тема 2.

Возрождение (Ренессанс) – этап в развитии культуры Западной Европы (XIV – XVI вв.), переходный период от феодализма Средних веков к капитализму Нового времени в экономической, социально-политической, духовной сферах.

Гуманизм (с лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как свободную, творческую личность. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.

искусство эпохи Возрождения – ведущая для этого периода форма духовной культуры, в которой наиболее ярко выразились принципы гуманизма. Вершин своего развития в это время достигли западноевропейская литература (ДантеАлигьери, Ф.Петрарка, Д.Бокаччо, Т.Мор, В.Шекспир, М.Сервантес, Л.де Вега, Ф.Рабле, П.Ронсар и др.),живопись и скульптура (Л.да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, А.Дюрер, Эль Греко, Д.Веласкес и др.).

Пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «всебожие») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа», идея растворенности Бога в природе и во всех вещах («Бог внутри природы, а не вне ее»).

Секуляризация – тенденция к освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры.

Персоналии.

бруно Джордано (1548 – 1600 гг.) – итальянский философ и ученый, в центре внимания которого натурфилософские проблемы, решаемые с позиций пантеизма. Автор философских диалогов «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах».

Валла Лоренцо (1406 – 1457 гг.) – итальянский философ, историк и филолог, развивавший этическое учение Эпикура. Автор трактата «О наслаждении как истинном благе».

Везалий Андреас (1514 – 1564 гг.) – итальянский мыслитель и врач, профессор медицины Падуанского университета, чьи исследования внесли значительный вклад в развитие анатомии. Автор «Анатомических таблиц» и труда «О строении человеческого тела».

Галилей Галилео (1564 – 1642 гг.) – итальянский ученый и мыслитель, основоположник экспериментально - математического метода исследования. Основное сочинение – «Диалог о двух важнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой».

Данте Алигьери – великий итальянский поэт и мыслитель, автор «Божественной комедии» и основоположник гуманистического движения в Италии.

Кампанелла Томмазо (1568 – 1639 гг.) – итальянский мыслитель, один из представителей натурфилософии и утопического социализма. Автор социальной утопии «Город Солнца».

Коперник Николай (1473 – 1543 гг.) – польский астроном и философ – в своих трудах предложил принципиально новую, гелиоцентрическую картину мира. Основное произведение – «Об обращениях небесных сфер».

Кузанский Николай (1401 – 1464 гг.) – наиболее яркий представитель философии Возрождения, немецкий священник, кардинал католической церкви и ученый. В своих работах изложил и обосновал основы пантеизма как религиозно-философского мировоззрения. Основные произведения: «О сокрытом Боге», «О предпосылках», «Об ученом незнании».

Макиавелли Никколо (1469 – 1527 гг.) – итальянский мыслитель, в центре внимания которого проблемы социальной философии и политической истории. Основной труд – «Государь».

Мор Томас (1478 – 1535 гг.) – английский гуманист, мыслитель и государственный деятель, яркий представитель утопического социализма. Основное произведение – «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

Пико делла Мирандола Джовании (1463 – 1494 гг.) – итальянский мыслитель и государственный деятель, считавший своей главной задачей создание «новой философской религии». Основной труд – «Философские, каббалистические и теологические выводы».

Парацельс (Филипп Ауреола Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 – 1541 гг.) – врач, ученый-естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения, один из основоположников опытной науки. В его медицинской деятельности ярко проявились натурфилософские тенденции.


1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта