Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия и наука

  • Философия и искусство

  • 2. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

  • 3.Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России

  • 4. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии

  • 5. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования

  • 6. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба

  • Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем


    Скачать 249.56 Kb.
    Название1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
    АнкорШпоры по философии
    Дата19.12.2021
    Размер249.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по философии.docx
    ТипДокументы
    #309808
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

    Философия — это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия уходит в глубокую древность, середину 1 тысячелетия до н.э. Мировоззрение — это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мир-е(Термин появился в философии в конце XVIIIв) в широком(разнообразная система взглядов: философских, религиозных, научных, этических, эстетических) и узком смыслах(задан предметной направленностью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой). Для мировоззрения характерны:

    1) активная форма знания, определяющая жизненную позицию. 2) целостность, увязывающая три базовых элемента: человек — мир — отношения между ними; 3) всеобщность — у любого человека в процессе его жизнедеятельности формируется тип мировоззрения под влиянием повседневного мира.

    2 осн. Ф-ии мир-я: 1) аксиологической (ценностной) — задает в системе деятельности исходные ценности; 2) ориентационной — определяет стратегию движения к цели. Уровни мировоззрения: 1)обыденно-практическим – формируется повседневное мир-е в форме мироощущения;2)рационально-теоретическим — создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания

    Структурные элементы: знания, ценности,убеждения,эмоционально-чувственная ком-та.

    Исторические типы мировоззрения — мифологическое (неразрывное единство человека и природы), религиозное (связано с оформлением религий), философское (ориентация на свободный интеллектуальный поиск истины).

    С устремленностью к бытия, загадкам человеческого ф сближается с религией,мифологией,искусством. Но обращается не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии — опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов.

    Философия и наука(общее): 1.Категориально-теоретический тип знания; ф. и н., опирается на разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

    2.В классических версиях ф. и н. чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный и регулятивный идеал познания.

    Различия: 1.Ф. не может абстрагироваться от человеческогоконтекста познания. 2.Н. отражает и воспроизводит мир таким, каким он существует. Ф. формирует представления о должных или ценных для человека и общества формах бытия. 3.Научные идеи доказываются. Ф. претендует на роль формирователя представлений.

    Философия и искусство.Как в ф.,так и в и. главным изучением явл-ся человек.

    Философия и религия. Совпадают по характеру проблем и их мировоззренческому статусу. Ф свои утверждения стремится доказать и обосновать Р содержит совокупность догматов, которые не подвластны суду разума.

    Функции философии: 1.Мировоззренческая ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.2.Методологическая- разработка научной картины мира (кумулятивная - обобщение научного знания; регулятивно-эвристическая- разработка системы принципов и норм научно-познавательной деятельности; логическая-разработка категориально-понятийного аппарата научного мышления. 3.Социально-критическая - оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры.

    2. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции философии в современном мире.

    Философия – сложный и изменчивый феномен культуры, который нельзя идентифицировать полностью ни с одной ее формой. Она может сближаться с наукой, искусством, религией. Тем не менее ф. нельзя отождествлять ни с одной из этих форм культуры. Она представляет уникальный духовный феномен. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека.

    Происходят изменения в реализации важнейших функций философии:

    1.Мировоззренческая функция связана с осмыслением проблем, как природа человека и смысл человеческой жизни, происхождение человечества и его предназначение. В XXI веке мф приобретает особое значение, поскольку актуальной становится проблема разработки и обоснования новых мировоззренческих идей и перспектив развития. Это определяет интерес современной философии к социально-экологической проблематике, вопросам нравственности, свободы и ответственности человека, поиску аутентичных форм личностного бытия, проблемам морального выбора и самоопределения человека.

    2.Методологическая функция - в разработке научной картины мира,обосновании познания и формировании модели взаимодействия науки,общества и человека.

    Кумулятивная функция означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему методологические ориентиры. Логическая- состоит в разработке категориально-понятийного аппарата научного мышления, кот. используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке.

    3.Социально-критическая - философия оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. соц-кр ф-ия реализуется в следующих направлениях. 1)фил-ия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. 2)разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. 3)в фил-ии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности. С-К ф-ия философии тесно связана с ее прогностическим потенциалом. В фил-ии разрабатываются категориальные модели возможных человеческих миров, в ее теоретическом поле проигрываются различные модели будущего.

    Философия пользуется особыми понятиями — категориями, т. е. наиболее общими и фундаментальными понятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности. уже Аристотель («Категории») выделял такие категории, как сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.Категории выступают основным интеллектуальным средством философского познания, они отражают весь мир, но под особым углом зрения — лишь в плоскости наиболее общих свойств, отношений и закономерностей, присущих предметам и явлениям этого мира.
    3.Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России

    Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси(Рогнеда, Ефросинья). Становление профессиональной фил-кой деятельности в Бел. произошло в период Возрождения(Скорины). основные черты:1)антропоцентризм- в центре внимания проблема исторического предназначения человека;2)идея абсолютной духовной свободы;3)натурализм. Возрождение— идея рационального переустройства обществ.

    Реформация(пол ХVI в.) в ВКЛ оказала влияние на динамику культурных процессов(С. Будный). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав:права на неприкосновенность личности,собственность,общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения (Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.)

    Ф. позднего Возрождения, контрреформации и барокко(конец ХVI — ХVII вв.) -задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции представлены Лыщинским,Полоцким. Направления Ренессанса: а)радикальное реформационно-гуманистическое(Стефан Зизаний)-критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности,схоластике,церковному учению). б)умеренно реформационно- гуманистическое(Скорина,Гусовский,Полоцкий)- уверены в возможности использования духовных форм прошлого. в)атеистическо-гуманистическое-к материалистическим идеям античности и Возрождения(Лыщинский).

    Развитие духовной культуры Бел.ХVII—нач.ХVIIIвв. под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль концентрировалась в сфере влияния католических орденов(иезуитов, доминиканцев).В кон ХVIII — нач ХIХ в. о становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания(Мицкевич). В 1 пол ХIХв. закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций- Беларусь в Российской империи. Духовный проект филоматов - ориентация на идеи национально-культурного и государственного возрождения. философская традиция в Беларуси прерывается. Философия Беларуси (особенности): после ВКЛ Беларусь часть РП, РФ, СССР; проблема национального самосознания; в составе Рос имп произошла русификация; проблема национального языка; распад СССР.

    В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

    1 опыт русск. Филос-ния отнесится к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источники- евангельское вероучение, литература патристики. Начало профессионального философствования в России связано с именем философа и публициста Чаадаева «Письма о философии истории»,«Апология сумасшедшего» (1837). Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60 х гг. ХIХв. Идеи развивались в кружках Станкевича и Герцена: 1) критика феодально-крепостнических порядков; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем. Философия Соловьева, Бердяева, Булгакова.
    4. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии

    В развитии европейской философии можно выделить две эпохи: 1)классику (развитие философии с античных времен до середины XIXв; 2) постклассику (с сер XIX в. до наст. момента). Классическая - философская традиция от греков до Гегеля. Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом,признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка; стремилась к выработке знания,вскрывающего глубокие основания бытия; утверждалась идея гармонии м/у организацией бытия и субъективной организацией человека. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками их радикального переосмысления. ПФ указывает на историческую изменчивость самого бытия. Главным инструментом познания в КФ выступает разум. Целью познания явл-ся воспроизведение фундаментальных оснований бытия в самоорганизованных системахнепротиворечивого знания. В ПФ мир не только познается, он переживается субъектом. Этапы развития постклассической философии: 1)связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии. 2) хар-ся интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования. 3) оформился к середине 20 в. постклассическая фил. достигла своеобразной фазы обоснования,представлены стратегии неклассического философствования.

    1.Социально-критическая стратегия– исторически 1 вариант преодоления основных познавательных установок фил-кой классики (критика предшествующей философии, исследуются вопросы социальных противоречий и конфликтов).

    2. Экзистенциально-феноменологическая стратегия. Основы феноменологической философии были заложены немецким философом Гуссерлем на рубеже 19–20 вв. (критика объективизма (нейтральная, объктивная оценка знаний) предшествующей, философии). Основным предметом стал человек-в-мире, а задачей философии — содействие человеку в обретении им аутентичного личностного бытия. Одним ярких проявлений в философии XX в. стал экзистенциализм. Если для Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру, то экзистенциальная философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования.Структура экзистенции(существование) описывается через ряд модусов чел-ого существования: свобода(возможность выбора); страх (чувство, обусловленное конечностью бытия человека); любовь (как забота, как отношение к Другому.Философия экзистенциализма оформилась в 1920е гг. и получила развитие в Германии (Хайдеггера, Ясперс), во Франции (Сартр, Камю).

    3. Аналитической стратегии (центральная проблема- язык).Аналитическая философия представляет интеллектуальное движение, с опорой на аналитическую деятельность и язык, отличается строгостью, точностью используемой терминологии.Начало положено на рубеже 19–20 вв. немецким логиком, математиком и философом Фреге.
    5. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования

    Формирование новoгo образа философии, скоррелированного с наиболее актуальными процессами социокультурной динамики на рубеже ХХ-ХХI столетий, осуществляется в процессе постоянного диалога между философским и научным сознанием. Он позволяет существенно расширить смысловое пространство интерпретаций важнейших проблем cовременнoгo мира и придать им статус основополагающих векторов цивилизационной динамики в условиях кapдинальных изменений в структуре материального и дyxoвнoгo производства. Одной из актуальных проблем, определяющих приоритеты современных философских дискуссий, является вопрос о судьбе самой философии. Смысл проблемы “конца философии” в том, что в её рамках обсуждается вопрос о социальном статусе философии, её место в системе культуры. Эта проблема по-разному трактуется в классике и в постклассике. В классике (прошлом). Тут проблема конца философии — это проблема её завершённости. Также и в искусстве: для произведений классического периода характерна завершённость. Наиболее ярко в философии эта проблема появляется у Гегеля — абсолютная идея проходит ряд этапов, а на последнем переходит к самопознанию через философию и процесс развития философского знания прекращается. В классике идея конца философии хоть и присутствовала, но не акцентировалась. В постмодернизме (настоящем). В постмодернизме проблема конца философии в содержательном плане ставится по-другому: речь идёт не о завершении, а о “смерти” философии, её исчезновении. Философия тут растворяется в литературной практике, в искусстве. Философы этого направления, в общем, выступают против философии как определенного вида интеллектуальной деятельности, которая имеет свою собственную предметную очерченность и теоретические основы. Постмодернисты придерживаются той точки зрения, что философия как своеобразный жанр духовного творчества, а также теоретический, рациональный фундамент мировоззрения, исчерпала свои возможности и переросла свои границы. Сторонники постмодернизма не только предлагают изменить технику, процедуру философского анализа или другие его параметры, но переосмыслить роль, место и статус философии в культуре. Согласно их логике, философия может сохранить свое творческое начало в случае, если она разомкнет свои границы и сольется, прежде всего, с искусством, став при этом «искусством мышления». В ином случае она рано или поздно исчезает, став равной иным, нефилософским видам дискурса — художественного, религиозного.

    В литературе, посвященной проблемам формирования философской доктрины постмодернизма, обычно выделяют два этапа этого процесса. Первый связан с развитием базовых идей постмодернистской философии на основе peинтерпретации концепций постструктурализма и постфрейдизма: идеи Лакана о воображаемом и символическом; теория деконструкции Деррида и ее применение в эстетике; Второй этап — развитие философии постмодернизма. Постмодернистская философия олицетворяет принципиальный мировоззренческий переход с позиции классического антропоцентризма и гyманизма на платформу экокосмоцентричного гyманизма, в котором прокламируется установка на идеи культурного релятивизма(Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными) и отражения самобытности и paвноценности всех возможных граней и измерений современной культуры.
    6. Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба
    Марксизм (М.) возн. во 2пол. 19 в.

    Предпосылки:

    1 обострение классовой борьбы: превращение буржуазии и пролетариата в открытых классовых врагов

    2 достижения науки (создание клеточной теории строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, происхождение видов путем естественного отбора Дарвина)

    3 создание концепции классич немецкими фил-ми (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

    Выделяют 3 подхода к М.:

    1) Классич. догматизм-все, что создано Марксом и Энг. – непререкаемо;

    2) Полное отрицание М. – устаревший, не соотв. соврем. усл.;

    3) Позиция Маркса и Энг. – их учение не догма, а руководство к действию. Разработанная парадигма не остается неизменной, а изменяется по мере развития знаний. Диалектич. истолкование мира.

    Заслуги:

    Новая онтология. До Маркса- метафиз. миропоним. (з-ны Ньютона). Маркс- диалектика, в мире нет ничего раз и навсегда данного, застывшего, неизменного. Бытие –все то, что сущ-ет вне нас и независ. от нас. Выделил бытие природы, социума, человека, духовное.

    Гносеология. До Маркса-концепция Бэкона (мир познается с пом. орг. чувств), затем Декарта (разум). Маркс это признавал как начало процесса получ-я знаний. Однако подчеркивал то, что слабость прежней гносеологии – либо в отделении чувств-го от рац-го, либо в их противопост-и. Маркс показал, что чувств. и рац-ное – единый процесс познания.

    Новое: практика-основа познания, цель познания, кртитерий истины.

    Виды истины: относит. (не м.б. проверена на практике), абсолютная (проверена опытом).

    Социальн. фил-фия. Открытие – материалистич. понимание истории. Прич. развития- развитие пр-ва матер. благ. Матер. пр-во-основа всякого общественного строя.

    2 момента общ-го пр-ва:

    - производит. силы

    - производств. отн-ния

    В сумме – способ пр-ва. Он является основой опр-го типа общ-ва. Следствие –разработка учения об общ-но- эк. формациях (первоб-общ., рабовлад., феодальн., капиталистич., комунистич.). Следствие- утопич. вывод об однолинейном развитии истории и неизб-ти перехода от одной формации к др.

    Производств. отн-ния составл. эк. базис общ-ва, на основе кот-го выстраивается надстройка:

    1эл-нт – идеи, теории, взгляды, царящие в общ-ве.

    2 эл-нт – идеологич. отн-ния.

    3 эл-нт – орг-ции и учр-ния. Идея Маркса – определяющая роль эк. базиса по отн-нию к надстройке.

    Главная движ. сила общ-ва – народные массы.

    Маркс разраб. теорию прибавочной стоимости.

    Части учения Маркса:

    I экон. теория

    II философия

    III учение о коммунизме и социализме

    Маркс соединил материализм и диалектику. В основе отно-ния ч-ка к миру лежит практика- д-ть ч-ка по преобраз-ю природы, формир-ю связей, взаимод-ю людей.

    Учение Маркса в России продолжили Плеханов и Ленин.

    Эволюция М.:

    1 этап-марксистский

    2 этап-Ленинский

    3 этап-постленинизм. Фил-фия – полит. идеология, а не форма развития к-ры.

    4 этап – неомарксизм – фил-фия тотального отриц-я истин бурж-го общ-ва

    5 этап – постмарксизм.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта