Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
30. Познание как предмет философского анализа. Основные проблемы и принципы теории познания Гносеология – учение о сущности познавательной деятельности. Смежные дисциплины – когнитивистика (все интеллектуальные знания). Важнейший раздел гносеологии – эпистемология – особенности и методы научного познания, структура и формы научно-познавательной деятельности. Специфика – исследование познавательной деятельности без соотношения с конктретными видами деятельности. Проблемы: *о содержательности и объективности познания, *процедуры конструирования знания, *анализ проблемы объекта и субъекта познания, *выделение основных видов познавательной деятельности, *проблема соотношения истины и лжи. Виды познавательной деятельности: мифологическая (чувственное переживание реальных действий), религиозная (Бог – абсолютная форма бытия), философская (рациональное осмысление мира), научная (раскрытие сущности предметов и явлений, формирование законов, логическое мышление. Обыденное освоение мира не требует предварительного знания мира. Повседневные знания не имеют специализированной направленности), художественное (система образов). Традиции: 1 – гностицизма (материалисты, идеалисты) – мир познаваем и феноменально и по-существу, познание спроецировано на изучение всех сторон, сознание выходит за рамки себя, бывает предметным либо вообще никаким. 2 – агностицизма («не познаваемый») – Беркли, Юн (англ. идеалисты) – существовать значит быть воспринимаемым, Кантовская школа – процесс и субъект познания активны, субъект познаёт то, что сам же и конструирует, мир на уровне явлений познать можно, мир трансцендентных объектов познать невозможно. Школа стыдливых материалистов – эмоции это знаки, а не отражения окружающего мира. У Ленина программа против агностицизма. 3 вывода: *существую вещи, не зависимые от нас, направленные на наше сознание, *нет вещей принципиально непознаваемых, *к процессу познания нужно подходить диалектически (от неполного знания к полному). Проблема контруирования знания (традиции): *Эндогенная традиция (изолирует познание от предметного мира, самодостаточность сознания. Сознание объяснимо из себя самого), *Нативизм (концепция врождённых идей Лейбница), *Конструктивизм (Кант, Фихте – мыслить значит конструировать существующее исходя из правил комбинирования идеальных структур), *Экзогенная традиция (единство знания спредметом), *Натуралистическая (не мы отражаем действительность, а она отражается в нас), *Панлогизм (Гегель – единство бытия и мышления, необходимость совпадения объективного и субъективного познания. Мир идей и мир вещей. Объект познания – часть объективной реальности, на которую направлено моё познание. У Бэкона: ОП – вещь сама по себе, СП – ум сам по себе, ОП+СП – мир вне нас. Познание – пассивное созерцание субъектом объекта вне деятельностного сознания его (отношения к нему). 2 взгляда на отношения ОП и СП: *по Канту важным является субъект, *включение деятельности в процесс познания, объект коррелятивен субъекту и наоборот. Принципы современной теории познания: 1 – принцип познаваемости мира (отрицается идея окончательного завершения процесса познания путём достижения абсолютного знания), 2 – принцип познавательного активизма (познание – активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности), 3 – принцип предпосылочности познания (познавательный процесс направлен и организуется некой социокультурной программой), 4 – субъект познания – всегда явление социальное. 31. Структура и основные закономерности познавательного процесса Для описания структуры используются 2 категории: *чувственное познание (Бэкон – эмпиризм) – процесс отображения явлений с помощью органов чувств. Отражает уровень явлений, но не может раскрыть уровень сущности. Чувственная картина мира необходима, но не достаточна. *рациональное познание (Лейбниц, Спиноза - рационализм) – позволяет выделить существенные признаки, претендует на отражение мира сущности. Переход от знания явлений к знанию сущности предполагает взаимодействие чувственного и рационального познания. Чувственное познание рационально, а рациональное – чувственно. Кант «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты». Основные формы чувственного познания: *ощущение – чувственный образ, возникающий в результате непосредственного контакта с органами чувств, образ, несущий информацию об отдельных признаках, это субъективный образ объективного мира. Содержание ощущений одно, а форма разная, *восприятие – особая форма чувственного отражения мира, которая возникает при контакте с органами чувств. На уровне восприятия получается целостный образ за счёт схематизации, упрощения образа, осуществления выбора нескольких свойств предмета. *представление – чувственный образ предмета как целостная совокупность свойств, которая возникает без контакта предмета с органами чувств. Локк – теория первичных и вторичных качеств предмета. Первичные не зависят от того, воспринимаем ли мы их. Вторичные вызывают ощущения (цвет, вкус). Основные формы рационального познания: *понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее существенные стороны предмета (операции абстрагирования – несущ. свойства - и обобщения - существенные), *суждение – фиксируется наличие или отсутствие у предмета некоторых свойств, *умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой логически выводится новое суждение на основе разных посылок. Промежуточный уровень между чувственным и рациональным – уровень рассудочного представления. Кроме вышеперечисленных форм в познавательном процессе участвуют: вера, интуиция, рефлексия. 32. Проблема истины в теории познания. Ключевое понятие – истина. Противоположное понятие – ложь. Дезинформация – ложь, умалчивание, полуправда. Истина – соответствие знаний действительности. Когерентная концепция истины, когда истинность данного утверждения определяется через логические операции. Прогматическа трактовка (Богданов): два критерия истины – общезначимости и полезности. Истина – соответствие моим интересам и потребностям. Диалектико-материалестическая концепция: основанной признак истины – объективность, т. к. истина представляет такое содержание представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Это лишь характеристика наших знаний. Из этого следует конкретность истины. Конкретность предполагает, что мы должны корректировать свои мысли с действительностью. Истина как процесс постижения человеком мира выступает в двух ролях: абсолютная и относительная. Это два момента формирования объективной истины. Критерием истины является практика – целенаправленная деятельность людей, направленная на преобразование объективной действительности с целью удовлетворения потребностей. Ложь – преднамеренное воздействие заведомо неправильных представлений в истину. Дезинформация – передача ложного знания как истинного, истинного как ложного. Разновидность дезинформации – полуправда, ложь – умалчивание. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений к объекту. 33. Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процесс Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Основные функции практики в процессе научного познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики. 2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой научного познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, инструментами, приборами, научным оборудованием и т.п., без которых - особенно в современной науке - оно не может быть успешным. 3. Практика является опосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Научные знания (как и все другие его формы) возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания "на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или "зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенной из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончательно доказать истинность тех или иных знаний. 34. Наука как специфическая форма познания в современном мире. Сущность и функции науки. Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система, относительно самостоятельная сфера. Науку рассматривают в единстве 3 – 4-х аспектов: 1. Как система знаний. 2. Как специфический вид деятельности. 3. Как социальный институт. 4. Как академическая система. В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке. Наука – система социально ориентированной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышдении и осуществляет объективную интерпретацию действительности и отражает действительность. Наука как система знаний. Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными. Основными формами вненаучного знания являются: 1. Ненаучные (несистемное, разрозненное). 2. Донаучные (предпосылка научного). 3. Паранаучные (от греч. «около, рядом» – нет критерия доказанности, убедительности). Лженаучные знания – ошибочные знания. Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики. Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования. Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище). Наука как деятельность. Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе. Специальные особенности науки как деятельности: 1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников. 2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны. 3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента. 4. Персонификация. 5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов. как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование. 6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли. 7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная). Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде. Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн): 1. Сообщество всех ученых. 2. национальное сообщество 3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине. 4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему. Наука как социальный институт. Аспект социальной природы науки – это система обественных организаций, учреждений которые выробатывают, хранят и рапростроняют научные знания. Наука как академическая система. социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений. познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги). Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения. Исторический аспект организации науки. архаичный тип ученых объединений – мастерская, школа – установки: делай как я, делай как они, делай как можешь. Школы: Платоновская академия, Аристотельский Ликей, Педанская юр. школа. конец 12 – начало 13 века – ВШ – Болонская юр. школа, Сарбона, Оксфорд, Кембридж. 16 – первая половина 17 века – вольные сообщества, клубы ученых – лигитомность получает исследовательский сектор науки. вторая половина 17 века (1657 г.– первая национальная академия – Флорентийская академия; 1662 г. – Лондонское кор. общество; 166 г. – Парижская академия наук; 1700 г. – Берменская; 1724 г. – Петербуржская; 1739 г. Стокгольмская; 1672 Парижская обсерватория; 1675 г. – Гринвичская обсерватория; 1754 г. – «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» ) вторая половина 18 века – специализированные научные заведения. Основные функции науки: 1. Культурно-мировоззренческая. 2. Функция непосредственной производительной силы: объяснительная; описательная; прогностическая; Преобразовательная (преобр. действительность). 3. Функция соц. силы. 35 Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки Наука ― это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения дeйствительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания. Со второй половины XIX — нач. XX в. развиваются 3 осн стратегии исследования науки: I. Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин: 1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу XIX в. Внутренняя история науки — настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в которых, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос). Внешняя история науки — пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах) 2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как социальный институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т. д. 3. Логика науки. Изучает понятийный аппарат науки, как развивается и функционирует язык науки и т. д. 4. Психология научного творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности научных коллективов, специфика коммуникации, лидерство в науке. II. Междисциплинарная стратегия рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале XX в. в работах Вернадского и Тимирязева. В середине XX в. в ней намечаются 3 основные направления: Аналитическое направление — пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты. Наукометрия — статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассматривается как машина, которая может быть описана путем введения цифровых параметров. Нормативное направление — обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки. III. Философско-методологическая стратегия. Это приложение теории познания в различных её версиях к решению вопроса — что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания. Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки. Говоря о предметной области философии науки как формы философской рефлексии над различными аспектами бытия науки, необходимо констатировать существование многих точек зрения по этому вопросу и наличие впечатляющего плюрализма интерпретаций. По мнению известного специалиста в этой части Ф. Франка, центральной проблемой философии науки является обоснование необходимости и реальных путей трансформации человеческого знания от максим здравого смысла и обыденного мышления к естественнонаучным принципам и методам освоения исследуемой реальности. По мнению К. Поппера, центральное ядро философии науки ― это проблема роста знаний и связанный с ней анализ конкуренции в науке, неизбежно сопровождающей любые познавательные действия. Существует широко распространенное мнение, согласно которому предмет философии науки объединяет в себе несколько типов или уровней анализа науки как некой системной целостности и специфического компонента современной культуры: 1) анализ структуры науки 2) исследование основополагающих функций науки 3) изучение проблемы роста знаний и социодинамики науки 4) аксиологические проблемы науки Достаточно популярна точка зрения, согласно которой основной задачей философии науки является анализ и рассмотрение ее важнейших проблем: 1) общие философские проблемы науки 2) проблемы, характерные для отдельной области знаний 3) проблемы, конституируемые в зависимости от направленности возникновения и целей философско-методологического исследования науки (от философии к науке или от науки к философии). Известное распространение получил и т.н. дескриптивный подход к определению статуса философии науки и ее предметной сферы. С позиций этогo подхода философия науки есть описание разнообразных познавательных ситуации, которые встречаются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне научного исследования (метод индукции). В современной литературе встречаются и попытки обосновать такие интерпретации предметной области исследований в рамках философии науки, которые основываются на принципах их историко-генетической классификации. Согласно этим подходам, основными проблемами философии науки в первой трети хх столетия были следующие: анализ проблемы причинности в физическом познании и обоснование сложной системы отношений между детерминизмом и индетерминизмом в современном естествознании; изучение динамических и статистических закономерностей исследование отношений и опосредований между классической и квантово-релятивистской научными картинами мира и др. В последней трети ХХ столетия и в исследованиях последнего времени все более актуальными становятся вопросы, связанные с анализом: различных видов и форм научной рациональности познавательных и методологических возможностей истории науки, психологии научного творчества широкого круга мировоззренческих, этических, социокультурных и аксиологических проблем науки и форм ее объективации в различных сферах жизнедеятельности современного общества методологических идей глобального эволюционизма, синергетики и принципов нелинейного мышления в современных научных исследованиях; перспектив и тенденций сближения предметных областей и методологических стандартов естественных и гyманитарных наук. Можно зафиксировать и другие интерпретации предметной области философии науки как динамично развивающейся сферы философского знания. Однако и уже отмеченных вполне достаточно, чтобы сделать обоснованный вывод: современная философия науки представляет собой находящуюся в процессе интенсивного развития стратегию системного исследования науки на основе использования эвристического потенциала и методологических peсурсов философии познания. |