Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
40. Научная картина мира и ее эволюция. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. принципы. Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонен¬тами картины мира являются представления о фундамент. объек¬тах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развивающееся обра¬зование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о мате¬рии. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирую¬щие и мировоззренческие. Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения. Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исто¬рич. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых пу¬тей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих. Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении современной научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы. В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения. 41. Эмпирический базис науки и методы научного исследования. Науч. познание вкл-ет в себя 2 уровня постижения действ-ности — эмпирич-й и теорет-й. Они взаимосв-ны, в извест. мере тождественны, и в то же время кажд. из них специфичен. Ведущ. стороной в эмпир. познании явл-ся чувственность (чувствен. опыт, чув¬ствен. отражение мира); для теорет. уровня глав-м явл-ся рационал. постижение мира с пом-ю разу¬ма, мышления. Основ. критерии, по кот. разл-ся теорет. и эмпир. уровни познания: 1) хар-р предмета иссл-ния; 2) тип применяемых средств иссл-ния; 3) особенности метода. Эмпир. ис¬следование ориентировано на изучение явлений. На этом уровне сущностные связи еще не выделяются в чистом виде, они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их оболочку. На уровне же теор. познания происходит выделение сущностных связей в «чистом» виде, в форме закона. Эмпирич. познание к на¬блюдениям не сводится. Оно предполагает форм-ние на осно¬ве данных наблюдения науч. факта. А науч. факт возни¬кает как рез-тат слож. рационал. обработки наблюде¬ний: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувствен¬ного и рационального. Эмпирич. исследование баз-тся на непосред. практич. взаимодействии исследователя с изучаемым объек¬том. Оно предполагает наблюдения и эксперим. деят-сть. Поэтому средства эмпир. исследования вкл-ют в себя приборы, установки и др. ср-ва реал. наблюде¬ния и эксперимента. В эмпир. исследовании кроме средств, кот. непос¬редственно связаны с организацией экспериментов и наблюдений, примен-ся и понятийные ср-ва — эмпир. язык на¬уки. В нем взаимодействуют эмпир. термины и категории теор. языка. Смыслом эмпир. терминов явл-ся особые абстрак¬ции, т.е. эмпир. объекты. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир. объекты — это абстракции, выделяю¬щие в действ-сти лишь некоторый набор свойств и отно¬шений вещей. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков, он неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. К основным методам эмпир. иссл-ния относятся наблюдение, измерение и эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естест. виде. Наблюдение опирается не т. на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувствен. данные. Только теория, указывал А. Эйнштейн, может определить, что и как наблюдать. Разл-ют наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса). Опытное естествознание, начало кот. положено трудами Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцветом обязано применению измерений. Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необх-мо изучить некот. состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправл-о вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Эксперимент предваряется какими-то ранее созданными вариантами теоретических абстрактных схем. Соврем. эксперименты разнообразны: охватывают лаборат. опыты, области техники, технологии, экономики, эколог. и демограф. сис-мы, включают науч. методы организации труда и управления и т.п. Возможен и «мысленный» эксперимент. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию соц. объекты невозможно изолировать от других обществ. явлений, что нарушает «чистоту» опыта. К тому же большинство соц. явлений невоспроизводимо в лабораторных условиях. В эксперименте сказывается активность субъекта, в нем слиты познавательная и преобразующая функции. Полученные данные методов эмпир. исследования систематиз-ся и классиф-тся при помощи графиков и таблиц, эмпирически обобщаются, описываются. Описание осущ-ся в форме обычн. языка, а также при помощи языка науки (символов, матриц, графиков и т.д.). Описание сопровождается оценками, отнесением к ценностям. В итоге получают эмпир. факты. В совр. гуманитар. и истор. познании факты, в отличие от их трактовки в классич. рацион-сти, рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнооб. св-тва. Эмпир. факты и вытекающие из них эмпир. зависимости являются не¬посредственным базисом теории. 42. Теоретическое знание и его структура. Методы теоретического исследования. Науч. познание вкл-ет в себя 2 уровня постижения действ-ности — эмпирич-й и теорет-й. Они взаимосв-ны, в извест. мере тождественны, и в то же время кажд. из них специфичен. Ведущ. стороной в эмпир. познании явл-ся чувственность (чувствен. опыт, чув¬ствен. отражение мира); для теорет. уровня глав-м явл-ся рационал. постижение мира с пом-ю разу¬ма, мышления. Основ. критерии, по кот. разл-ся теорет. и эмпир. уровни познания: 1) хар-р предмета иссл-ния; 2) тип применяемых средств иссл-ния; 3) особенности метода. Эмпир. ис¬следование ориентировано на изучение явлений. На этом уровне сущностные связи еще не выделяются в чистом виде, они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их оболочку. На уровне же теор. познания происходит выделение сущностных связей в «чистом» виде, в форме закона. В теор. познании отсутствуют средства материал., практич. взаимодействия с изучаемым объектом. В качестве основного средства теор. исследования выступают так наз. теорет. объекты. Это - особые абстракции; их примерами могут служить материальная точка, абсолютно твердое тело и т.д. Задачей теор. иссле-дования явл-тся познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрак., идеализиров. объектов как раз по¬зволяет решать эту задачу. Основ. формами теор. науч. познания явл-ся идея, проблема, гипотеза, теория и др. Идея – понятие, обознач-е смысл, значение, сущность вещи. Идея выступает в кач-ве принципа объяснения явл-ий, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания. Напр., идея Большого взрыва сущностно осмысл-т структуризацию материи во Вселенной, идея эволюции – преобразование простых, зародышевых форм в более совершенные, идея хаоса подчеркивает, что все является в конеч. счете непредсказуемым. Проблемы вырастают из потребностей практ. деят-сти ч-ка в ходе стремления к новому знанию. К. Поппер рассматривал развитие науки как переосмысление проблем, переход от одних проблем, менее глуб. и плодотворных, к проблемам более глубоким и открывающим более обширные теор. перспективы. Проблемы возникают либо как следствие противоречия в отдел. теории, либо при становлении двух различ. теорий, либо в рез-те столкновения теории с наблюдениями. Постановка проблемы вкл-т в себя предвар. знание путей ее решения. Разрешение одной науч.проблемы ведет к появлению нов. проблем, ибо расширение круга знаний сопровож-ся увеличением области неизведанного. Решить проблему означает обосновать выбор более истинной (эмпирически богатой, логически совершенной) теории. Необх. моментом развития науч. знания выступает выдвиж-е, обоснов-е и доказ-во гипотез. Гипотеза – знание, в основе кот. лежит предположение, еще не доказанное теор. рассуждение. Одни гипотезы носят предварит. хар-р, служат для первонач. систематизации фактов, другие исп-тся для более глубокого объяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достоверными теориями. Одним из методов теор. исследования является гипотетико-дедуктивный. Он основан на выведении (дедукции) заключений из системно связанных м/у собой гипотез и др. посылок, истинное значение кот-х неизвестно. Заключение, полученное на основе данного метода, носит вероятностный характер. Обоснование и доказ-во гипотезы превращает ее в теорию. Теория отражает закон-сти, сущностные хар-ки опред. области действ-сти. По св. строению науч. теория представляет собой целост. и внутренне дифференцированную сис-му взаимосвяз. понятий и законов. Сущ-ют объекты (напр., становление Вселенной, возн-ие ч-ка), кот. не м. б. воспроиз-ны в опыте. Для их изучения прибегают к истор. и логич. методам. Испол-ние истор.метода предп-ет описание реал. процесса возникн-ния и развития объекта, осущ-мое с макс. полнотой. Задачей такого исслед-ния явл-ся раскрытие конкрет. условий и предпосылок разл. явлений, их послед-сти и смены одних стадий развития другими. Конкретно-истор. анализ опред. ситуаций дает возмож-ь правильно осмыслить и объяснить реал. ход истории. Истор. метод органично перерастает в логический, кот. фиксирует объектив. логику развития событий, отвлекаясь от их частных конкретно-истор. особ-стей. В ходе логич. анализа исслед-ние более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм. Одним из методов теор. исследования выступает аналогия – прием познания, при кот. на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сх-ве и в др. признаках. Аналогия одновр-но явл-ся общелогич. методом познания. Метод моделирования – прием познания, кот. позволяет посредством одной системы (естественной, а чаще искусст-ной, созданной ч-ком) воспроизвести другую, более слож. сис-му, явл-ся объектом иссл-ния. Модель выступает как некот. идеализация, упрощение действ-сти. Различаются модели материал. и идеальные. Материал. модели – вещественное воспроизведение исслед. объекта (напр., модели разл. органов и тканей живого организма). Идеал. модели представляют собой совок-сть мыслит. элементов – математ. формул, уравнений, логич. символов, различ. рода знаков и т.д. В соврем. познании компьютер способен моделировать самые разл. процессы. Идеализация – мыслит. процедура, связ. с образованием абстр. (идеализированных) объектов, не сущ-щих в действ-сти («точка», «идеальный газ» и т.д.) Такие объекты, тем не менее – не фикции, а опосредованное выражение реал. процессов. Они представляют собой некот. предельные случаи последних, служат средством их изучения и построения теор. представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием. Важ. роль в науч. познании играет формализация, кот. предполагает использование знаков, формул и т.п. Формализация позволяет уточнять вводимые понятия, придавать им строгую логич. форму. При этом переходят, как пра¬вило, от неявного (имплицитного) их смысла к явному и строго опре¬дел. (эксплицит.) смыслу. Понятия приво-дятся в логич. субординацию между собой, одни понятия выводятся из других. В точ¬ном естествознании формализация совпадает с математизацией теории. Вместе с тем в теории всегда остается неформализуемый остаток, т.е. ни одна теория не может быть полностью формализована. 43. Метатеоретические основания науки. (Научная картина мира, идеалы, нормы, философские основания науки и др.) Во второй половине ХХ столетия в философии науки начинает активно обсуждаться проблема оснований и предпосылок научного познания. Это позволило существенно расширить проблематику структуры научного знания и зафиксировать в ней особый уровень, который стал называться слоем метатеоретических оснований науки. В качестве таких оснований сегодня рассматриваются различные формы ценностных и мировоззренческих структур, которые выполняют различные функции в процессе формирования и развития теоретических знаний. Они не только задают стратегические ориентации научному познанию, но и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. В состав метатеоретических оснований науки включают философские принципы и категории; общенаучные методологические регулятивы, научную картину мира, стиль научного мышления, концепты здравого смысла и др. Весьма детальная и методологически обоснованная версия этой проблемы предложена В.С. Степиным. В качестве базовых метатеоретических оснований науки он выделяет три блока предпосылочного знания: идеалы и нормы научного исследования; научную картину мира; философские основания науки. Каждый из этих блоков обладает сложной структурой и играет определенную роль в динамике научного знания. Блок идеалов и норм исследования включает в себя идеалы и нормы: 1) доказательства и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания. В идеалах и нормах научного исследования зафиксировано не только принципиальное отличие научного познания от других видов познавательной деятельности и специфические нормативные структуры, характерные для отдельных специальных областей научного познания, но и отличительные особенности стиля мышления определенного периода в развитии научного знания. Идеалы и нормы исследования детерминированы как характером исследуемых объектов, так и мировоззренческими доминантами в культуре определенной исторической эпохи. Их изменение открывает возможность вовлечения в сферу научного поиска объектов принципиально новой природы. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в разных науках и содержит в себе общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития научного знания. Научная картина мира не только обеспечивает целостную картину исследуемой реальности, но и выполняет функции исследовательской программы, определяющей постановку задач эмпирического и теоретического исследования и выбор средств их решения, направляя таким образом дальнейшее развитие научного познания. +Философские основания науки составляют фундаментальные идеи и принципы, обосновывающие идеалы, нормы исследования и онтологические постулаты научной картины мира, а также обеспечивающие включение научного знания в культуру. Наряду с функцией обоснования уже полученных знаний философские основания выполняют определенную эвристическую функцию. Фундируя перестройку нормативных структур и картин реальности, они активно участвуют в выработке новых научных знаний. Будучи сложным системным образованием, философские основания науки не совпадают со всем массивом философского знания в культуре. Их формирование предполагает обращение в каждом конкретном случае к наиболее плодотворным философским идеям и адаптацию их к потребностям решения определенных научных задач. 44. Общелогические методы в структуре научного исследования. К общелогич. методам науч. познания, пронизывающим эмпир. и теор. исследование, относятся взаимосвяз. м/у собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ – мыслен. или фактич. разделение предмета на его отдел. части, составные элементы. Синтез – процесс реал. или мыслен. объединения разл. сторон, частей предмета в единое образование. Индукция – метод иссл-ния, связ. с движением мысли от единичного к общему. Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Перечисл. методы в отдельности оказы¬ваются недостат-ми для науч. познания. Они должны быть сое¬динены. К. Маркс, изучая капитал. способ производства, сначала мысленно расчленил его на отд. стороны (производство, обращение, распределение) и изучил кажд. из них. Затем, объединив уже исслед-ые стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесь применен единый аналитико-синтетический способ познания, где переплетаются индукция и дедукция. Абстрагирование представляет собой некоторый отход (отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действ-ости. Особенно велика роль абстракции при изучении общества. Здесь сила абстракции, по мнению Маркса, заменяет микроскоп и все проч. приборы. Абстрагирование- прием мышления, отвлечение от ряда свойств и отношений изуч. явл-я с одновременным выделением интерес-щих нас свойств. Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Абстрактное – сторона, момент, часть целого, фрагментарное. Конкретное выступает рез-том воссоединения выдел. в процессе абстраг-я понятий в нечто единое, целостное. Конкретное являет собой объект, отраженный в мышлении в единстве его компонентов, связей и отношений. К.Маркс в «Капитале», отправляясь от понятия товара – исходной абстракции, характеризующей сущность капитал. производства, восходил к абстракциям все более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибавочная стоимость, заработная плата и др.), постепенно воссоздавая всесто. картину капиталис. экономики в целом. В рез-те капиталист.е производство предстало как конкретное, как «синтез многих определений», как «единство многообразного». Одновременно Маркс изучил огромное множество фактов капитал. действительности, доступных непосредственному созерцанию. Эти факты явились исходным материалом для абстрагирования, выделения понятий, а затем восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрагирование неких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс. Обобщение – логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения – ограничение. |