Главная страница
Навигация по странице:

  • 68. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце XX века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.

  • Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем


    Скачать 249.56 Kb.
    Название1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
    АнкорШпоры по философии
    Дата19.12.2021
    Размер249.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по философии.docx
    ТипДокументы
    #309808
    страница15 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    67. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информац. общества.
    В посл. годы развитие информ. технологий позволило создать технич. и психол. феномены, кот. получили название "вирт. реальности", "мнимой реальности" и "ВР-систем". Внешний эффект состоит в том, что ч-к попадает в мир, или весьма похожий на настоящий, или предварительно задуманный, сценированный программистом, или получает новые возможности в плане мышления и поведения. Наиболее впечатляющим достижением новой информ. технологии явл-ся возможность для ч-ка, попавшего в вирт. мир, не только наблюдать и переживать, но действовать самост-но. Ч-к и раньше мог попасть в мир ВР (картина, фильм или книга). Но его активность ч-ка была ограничена его позицией зрителя, читателя или слушателя. При ВР ч-к может сам включиться в действие, причем часто не т. в условном пространстве и мире, но и в как бы вполне реальных - во всяком случае, с точки зрения восприятия человека. Все это предопределило бум потребностей на новые инфор. технологии. Но их широк. распростр-е порождает много особых проблем и тенденций.

    Хотя известность и попул-ь понятие "ВР" обрело недавно, идеи, приведшие к возник-ю этого феномена, зародились гораздо ранее. Средневек. логик Дунс Скотт сч-л, что понятие вещи содержит в себе эмпирич. атрибуты не формально (как если бы вещь сущ-ла отдельно от эмпир. наблюдений), но виртуально. Термин "вирт-й" Скотт испол-л для того, чтобы преодолеть пропасть м/у формально единой реальностью (предпол-й нашими концептуальными ожиданиями) и нашим неупорядоченно-разнообразным опытом.

    Совр. технол-я ВР-и нач-сь с попытки соединить визуал. восприятие с восприятием движения и звука (летный тренажер, эксперимент. театр Мортона Хейлига). В 1964 году вышла книга С. Лема "Summa technologiae", в кот. целая глава была посвящена "фантомологии". По Лему "фантоматика" - это область знания, решающая проблему: "как создать действ-сть, кот. для разумных существ, живущих в ней, ничем не отличалась бы от нормал. дейст-сти, но подчинялась бы другим законам? Это был прообраз совр. определения ВР-и: "ВР - это компьютерная сис-ма, примен-я для создания искус. мира, пользователь кот-й ощущает себя в этом мире, может быть управляем в нем и манипулировать его объектами". С нач. 1960-х разработкой технич. устройств, кот. впоследствии будут оценены как 1 реаль. рез-ты в области ВР, занимался Иван Сазерлэнд (работа "Идеальный дисплей"). В 1972 Мирон Крюгер ввел термин "искус. реал-ть". В 1984 Уильям Гибсон опубл-л роман "Neuromancer", в кот. впервые ввел понятие "киберпростр-ва", термин, кот. позднее стал обозн-ть простр-во, созданное всемир. телекоммуникац. сетью и др. компьют. сис-ми связи и комм-и. С появл-ем нов. поколения компьютеров в середине 80х произошел прорыв в разработке сис-м ВР. Тогда и появ-я термин "ВР", который в 1985 г. ввел Джарон Леньер, явл. в наст. время одним из извест. специалистов в области ВР. Для ВР нужны головной дисплей и перчаточное устройство (или др. ср-ва управления вирт.объектами), иногда - сенсорный костюм. Спец. электрон. очки позв-ют работать в реал. среде, одновр-но обращаясь к изобр-ям в среде вирт-й.

    Виды ВР. Предшеств-м ВР-и явл-ся телевидение, кот. испол-ся для ухода в несущ-щую, выдуманную реал-сть, вовлекая в вирт. события. Проблемы: 1) восприятие телев. персонажей как если бы они были равноправ. членами их семьи, что оказ-т сил. воздействие на психики; 2) влияние сцен насилия, показ-х на тел. экране, на психику детей. Но: телевидение, книги и др. ср-ва массмедиа не м. сч-ться настоящей ВР, поскольку не обладают возмож-ю интерактив. взаимодействия, т.е наша реакция не может повлиять на действие, чтобы изменить его ход. Более глуб. уровень вовлеченности в вирт-сть дают компьютерные игры. Тот факт, что игрок непоср-но участ-т в этих событиях, создает гораздо более мощн. эффект погружения в вирт. мир. Чрезм. увлеченность комп. играми часто приводит к зависимости от них.

    "Киберпрост-во" - еще одна специф. разновид-ть ВР-и. Глобал. всемир. киберпр-вом стала сеть Интернет, давшая обшир. поле для развития вирт. технологий (напр. вирт. магазины, вирт. банки). Проблемы: психол. завис-ь, вирт. общение как основное. Но Интернет также м. быть использован как противоядие психопатологиям и инструмент психотерапии ("Терапия в киберпр-ве", "online психологи"). Киберпр-во породило специф., свойственные только его миру субкультуры. Первыми были хакеры, появ. еще в 60-ые годы (когда хакерами называли энтузиастов компьют. технологий, занимав. разработкой аппаратного ядра). Этика хакеров нач. с положения о том, что никакие бюрокр. барьеры не м. противост-ь улучшению сис-м, и о том, что "информация должна быть свободной". Но появил-ь опасн. хакеры – информац. брокеры (воруют и перепродают инф-ю) и метахакеры (отслеживают работу "обыкн." хакеров, а затем польз-я рез-ми их "труда"). Террористы и проч. преступ. элементы испол-т хакеров как инструмент для нейтрализации воен. и полиц. служб. Еще одна группа, darksiders используют хакерство как средство обогащения. Позднее появ-сь течения киберпанков, провозгл. св. идеей ВР-ь. Киберпанк - это противостоящий общ-ву негативист, своеобразный ч-к вне закона, но живущий в пространстве высокой кибертехнологии.

    Все перечисл-е представляет собой только квази-ВР, поскольку не обеспечивает полной вовлеч-и ч-ка в вирт. мир. Полноценная ВР-система д. обладать след. свойствами: она отвечает на действия пользователя (интерактивность), в реал. времени представляет вирт. мир в виде трехмерной графики и дает эффект погружения. На сегод. день такие "настоящие" вирт. сис-мы еще не получили масс. распространения в силу их дороговизны при недостаточно выс. кач-ве моделируемого мира (кроме для имитации боевых событий и действий военными, в индустрии развлечений)

    Одна из осн. проблем в освоении ВР-и состоит в том, чтобы частично совпадающие (перекрывающиеся) данные, поступ. в мозг ч-ка от разл. рецепторов, были удовлетворительны в информ. отношении. Диссонанс восприятия, когда сигналы разноречивы, может вызвать дезориентацию, растерянность и даже болезнь. Более слож. проблема с сис-ми ВР-и имеет психол. природу и состоит в приучении пользователей к нов. технологиям, внедряющимся в их работу, т.е. - проблема преодоления психол. барьера.

    Перспективы ВР-и: дальн. развитие вирт. технологий способно привести к коренным изменениям в НТ сфере, а также повлечь за собой сущес. соц. преобразования. Техн. развитие ВР-систем в ближ. время будет идти в сторону совершенств-я возможностей графич. отображения, и одновременно – постеп. удешевления систем. Также средства ВР будут развиваться к тому, чтобы воздейст-ь на как можно больше органов чув-в ч-ка. Все большая виртуализация и внедрение Интернета не может не привести к переменам в соц. стр-ре общ-ва. напр. концепция Сергея Дацюка предполагает, что со временем это приведет к исчезновению различий в развитии между гос-вами, имеющ. доступ в Ин-т, стиранию границ, упразднению госуд. и проч. иерархич. стр-р и объединению всего мира в единое киберпростр-ное сообщ-о. Вторжение вирт-сти в нашу жизнь может породить различные психол. проблемы (захочет ли ч-к возвращаться обратно в реал. мир).

    68. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце XX века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.
    Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в настоящее время ставится особенно остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.

    Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных.

    Первая из них - это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения.

    Второй, пожалуй, самой острой проблемой современности, становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, приходят в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности, обеспечивающей коэволюцию человека и природы.

    И наконец, еще одна - третья по счету проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее.

    Все это - проблемы выживания человечества, которые породила техногенная цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. По-видимому, на рубеже двух тысячелетий человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса.

    Любой новый тип цивилизационного развития требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека. В этом контексте возникает вопрос и о традиционных для техногенной цивилизации ценностях науки и научно-технического прогресса.

    Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.

    Мировая динамика – термин, позволяющий узнать темпы. Статус науки постоянно меняется, её роль в жизни общества постоянно возрастает. Ежегодный прирост промышленного производства – 10%. Структура занятости меняется. Развиваются нанотехнологии. Растёт численность городов. В науке занято 7-15% населения, в добывающей промышленности – 3-4%.

    Возникает необходимость предсказания будущего, появляется новый раздел науки – футурология. (1943г. – немец Флехтгейм). Однако проблема появилась задолго до этого (Дельфийский оракул, Нострадамус).

    Есть понятие предвидение (более широкое, включает панорамное толкование, источники) и предсказание.

    Прогнозирование – особый вид предвидения, который отличается высокой степенью научности, объективности, опирается на конкретные факты, что позволяет предвидеть точно предвидеть будущее.

    Существует 2 типа прогнозирования:

    1 – уровень общесоциологической теории;

    2 – уровень частной соц. теории.

    Прогнозирование в своей основе имеет гносеологическую способность человеческого мышления к опережающему отражению, которое присуще всему миру.

    Методы прогнозирования:

    • Компьютерное моделирование

    • Историческая аналогия

    • Экспертные оценки

    • Метод экстраполяции

    3 подхода к пониманию будущего:

    *непосредственное понимание будущего

    *обозримое будущее (15 лет)

    *отдалённое будущее (30-50 лет)

    Прогнозы бывают:

    • Поисковые (поиск ответов на вопросы)

    • Нормативные

    • Аналитические (расчёт того, что может дать тот или иной проект)

    • Предостерегающие (предсказание тех или иных событий).

    Прогностика – это сегодня уже наука.

    Социальное прогнозирование – некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от умозрительных представлений основывается на определенных познавательных процедурах, можно выделить 3 вида процедур:

    1) Экстраполяция – мысленное прослеживание в будущее тенденций без каких-либо изменений.

    2) Моделирование – построение некоторых будущих состояний в обществе исходя из каких-либо теоретических предложений о их изменении.

    3) Сценарий будущего (при прогнозировании соц. отношений и действий).

    Применяемость тех или иных методов и степени их вероятности зависит от срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего 20-25 лет, обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего более 100 лет (последний только самые общие тенденции)).

    Социальный прогноз – вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих случаях целью этого прогноза является знанием о будущем, которое не наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само корректирование человеческой деятельности должно носить вероятностный, ориентировочный характер. В развитии общества планирование является гибким процессом.

    Прогнозирование вероятностно в двойном смысле:

    1) поскольку само соц. развитие многовариантно, постольку любой прогноз описывает одну из возможных состояний системы (не всегда самое вероятное).

    2) само знание, воплощенное в прогноз, является вероятностным по своей природе.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта