Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
36. Классификация наук и проблема периодизации истории науки. Наука вкл-ет в себя все условия производства нов. знаний о природе, общ-ве и мышлении: а) ученых с их знаниями и способ-ми, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией науч. труда; б) науч. учреждения, эксперим. и науч. оборудование; в) сис-му науч. информации, всю совок-сть знаний, выступающих как предпосылка, сред-во и рез-т науч. производства. Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и философии, теории и метода, теорет. и приклад. иссл-ний. Различают гуманит., философ., логико-матем., естеств. и технич. науки. В стр-ре науки выделяются 3 слоя (в зав-сти от предмета исслед-я и степени общности): 1) всеобщего знания – филос-я и мат-ка – в них дейс-т законы диалектики; 2) частно-научного знания, изучающ. объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке структурных уровней материал. мира; 3) междисциплинар. интегративного хар-ра – общая теория систем и теорет. кибернетика (с середины ХХ в.). С точки зрения хар-тики знаний различают: а) эмпирич. знания; б) теорет. знания; в) мировоззренческие, философские основы и выводы. По своей направл-сти и практич. значимости науки принято подразделять на фундамен. и прикладные. К фун¬дамент. наукам относятся те области знания, в кот. сформированы важнейш. законы развития природы, общ-ва, мышления. Эти законы изуч-ся как бы в «чистом виде», бе¬зотнос-но к их возмож. применению. Цель прикл. наук — применение рез-тов фундамент-х для решения не т. познавательных, но и социально-практич. про¬блем. Как правило, фундам. науки в своем развитии опережают прикладные, тем самым создавая для них теорет. базы. Этапы истории науки. На первом этапе (классическом) идеалом познания было построение оконч., абсолютно истинной картины природы. Глав. внимание уделялось поиску очевидных, наглядных онтологич. принципов. На втор. этапе (неклассическом) происходит отказ от прямолин. онтологизма, разв-тся понимание относит. истинности картины природы, допускается истинность неск-х отличающихся друг от друга конкрет. описаний одной и той же реальности, ибо в каждом из них может содержаться момент объективно-истинн. знания. Принимаются объяснения и описания, кот. хар-ют не только объекты сами по себе, но и содержат ссылки на средства и операции познав. деят-сти. На третьем этапе (постнеклассическом) осущ-тся осмысление истор. изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм науч. познания, наука предстает в контексте соц. условий и соц. последствий, подчерк-ся значимость включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда слож. системных объектов (напр., при описании эколог. процессов, обсуждении проблем генной инженерии и т.п.). Картины реальности становятся взаимозависимыми и предстают в кач-ве фрагментов целостной общенауч. картины мира. Современная филос. картина мира мозаична, многослойна, предполагает продолжение. В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях. Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед ч-ком постоянно возникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы. В работах И.Р. Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реальностью, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность (наряду с ее относит. устойчивостью), так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти ч-ка. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и материально-технич. уровнем развития цивилизации. В ХХI в. все более динамичн. и значимыми стан-тся исследования в областях биологии и человековедения. 37. Наука и вненаучные знания в современной культуре. Исторически наука исходит от знания, представ-го в опред. формах: 1) специализир. знание, хар-ное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука – подготов. этап становления науки (сбор сведений, отдел. каузальные констатации при набл-и за явл-ми природы и т.п.); 3) паранаука – такие виды знания, как алхимия, астрология, теология, парапсихология, эзотеризм. Последний часто употр-тся как синоним оккультизма. Эзотерический означает «закрытый» в отличие от экзотерического – открытого вовне. С точки зр. эзотеризма, науковедение и богословие взаимовлияют друг на друга. Эзотеризм – совокупность знаний и духов. практик, закрытых от непосвященных, передаваемых в личн. опыте от ищущего к ищущему. Эзотер. знания адресованы ч-ку и ч/з него соотносимы с внеш. миром. Эти знания внерациональны, даются в мистич. опыте и не могут быть выражены в ограничен. понятиях. Эзотеризм подвергает критике ценности обыд. жизни и кул-ры, напротив, отстаивает веру в сущес-ние иной, эзотерической реальности, убежден, что ч-к при жизни способен включ-ся в эту реальность при условии духов. переделки себя в иное существо. Получили распр-ние модернизир. иррационально-мистические представления о мире, связ. с изучением «паранормальных» явл-й в психике ч-ка и природе, с возрождением астрологии (последняя возникла в древнем Вавилоне в III тысячелетии до н.э.). Основ. направлениями совр. астрологов явл-ся попытки выявить и описать раз. психол. грани хар-ра личности, а также предсказывать будущее. К астролог. характ-кам следует относиться скептически и вместе с тем видеть в них некие «рацион. зерна». Как религия и филос-я, астрология нацеливает на то, чтобы заглянуть в себя, попытаться найти внутр. точку опоры, осознать связь ч-ка с космосом. Так наз. вненаучные явления (и соответственно вненауч. познание) рассматр-ся не вопреки науке, а дополняют ее, объясняя космос и духовность ч-ка преимущ-но нерацион. путем (откровением, озарением и пр.). Данные виды знания нельзя вычеркнуть из общ. дух. кул-ры людей. И все же паранаука лишает людей критически-взвешенного взгляда на мир. Сейчас рождаются и возрож-ся так наз-ые альтернат. науки (напр., трансперсональная психология, восточ. сис-ы миропонимания и т.д.). В безграничном мире необх-мы все формы его освоения чел-ком. Магия, астрология, паранорм. явл-ия трактуются как реализация объектив. возможностей, залож. в природе и ч-ке, но пока еще неизвес. науке. Важн. специфич. признак науки закл-ся в том, что наука дает предметное объектив. знание о мире (иссл-т природ., соц., технич. и т.п. объекты). Конечно, наука изучает и субъекта, состояние его сознания, но рассм-ает их как объекты. Науч. знание в подлин. смысле слова нач-ся тогда, когда не что-то вымышленное, а реал-сть, факты выступают предметом исслед-я, причем за совокуп-тью фактов осознается закономерность – необх. связь между фактами, что позволяет объяснить, почему дан. явл-е протекает так, а не иначе, предсказать дальн. его развитие. Наука – совок-сть знаний о фактах и законах, приведенных в сист-му. Под «фактом» имеется в виду нечто имеющееся налицо. Нечто существующее становится науч. фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в дан. науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т.д.). Факт возникает как рез-ат рацион. обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного. Объектив. составляющая факта – это реальные процессы, события, кот. служат исход. основой для фиксации познават. рез-та. Субъектив. момент – зависимость способов фиксации фактов от сис-мы исход. абстракций теории, теорет. схем, психол. установок ч-ка и т.п. Теорет. принципы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действ-сти, они же составляют интерпретацию факта. Наука объективные законы явл-й выражает в абстрак. понятиях и схемах, кот. в конеч. счете должны соответствовать действ-сти. В этом отличие науки от искусства, кот. выражает познанное в конкр. худож. образах, допускающих возм-сть вымысла, фантазии. Впрочем, и наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Наука, как и все виды искусства, требует воображения. Воображение, считает Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете. Кроме отмеченных, к друг. признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логич. обоснование и практ. проверка знаний; выработка спец. искус. языка (науч. терминологии); осущ-ние междисципл. контактов через метаязык; применение спец. орудий, аппаратуры, приборов; использование специф. методов и методологии иссл-ния, призванной направлять науч. поиск; допущение критич. пересмотра оснований науч. поиска; наличие сис-мы ценност. ориентаций и целев. установок, основной из кот-х явл-ся поиск объектив. истины как высш. ценности науки; наращ-ие знаний, не повторяя пройденного, что не искл-т преемств-сти с приращением, так как каж. нов. виток в развитии знаний опирается на предшест. уровень; концептуал. и систем. хар-р знаний; при извес. условиях воспроиз-сть науч. явл-ий. 38. Возникновение науки. Основы социализации науки. Вплоть до 19 в. проблема истории науки не была предметом рассмотрения учеными. С 19 в. ибо как раздел философии, либо как раздел истории. В1892 г. во Франции открыта первая кафедра истории науки. Два методологические установки: 1. Презентизм – прошлое объясняется языком современности. 2. Антикваризм – историк восстанавливает целостную картину прошлого без ссылок к современности. Всплеск историкогр. исследований приходится на 30-е гг. 20 в. В 1931 г. в Лондоне конгресс. Была образована группа ученых, которые работали в направлении экстернализма. Представители экстерналистского направления исследовали связь между соц.-эконом. Развитием и развитием науки (Бернал, Мертон). Интерналистское направление – наука развивается в результате своей внутренней эволюции, без внешних вмешательств (холл: наука – результат интеллектуальной мутации). Более популярной является экстерналистское направление. Три модели исторической конструкции науки: 1. История науки – кумулятивный (поступательный, прогрессивный) процесс. В прошлом знании значимы только те моменты, которые могут быть использованы в последствии. 2. История науки – развитие через научные революции (Кунн). 3. История науки – совокупность индивидуальных ситуаций. Вернатский: развитие науки – становление научного познания. Исследуется соц.-культурная обусловленность научного познания (Степин, Гайденко, Ильин). Вопрос о периодизации истории науки является дискуссионным. Развитие получила следующая модель: 1. Преднаука 2. Классическая наука (механистическая парадигма). 3. Неклассическая наука (квантово-релятивистская парадигма). 4. Постклассическая наука (синергетическая парадигма). Конец 16 – 17 в. – можно говорить о становлении науки. До этого – преднаука – зарождение науки, появление предпосылок. Каждая из стадий имеет свою парадигму (установку), свою картину мира и свои фундаментальные идеи. Преднаука. Развитие знаний в традиц. вост. общества Рим, Греция. Никогда не занимались созданием теорий. Отсутствует рациональное исследование мира. Начинается формирование предпосылок науки доказывающей. По Степину методы форм. науч. знания: 1. Идеальные научные объекты выводятся непосредственно из практики, затем возможно формирование научного знания. Недостатки: предсказательность не выходит за рамки. 2. Исходные идеальные объекты заимствуются из сложившихся систем знаний. Как только заканчивается первый метод, здесь заканчивается преднаука. У греков – натурфилософия, в которой выделяются элементы науки (знаний). Пифогорийская школа – математика, числа. Мир рассматривается как некий космос. Предполагается геометрическая модель космоса (Эвдокс, Аристотель). Космос состоит из ряда оболочек, центр космоса – центр земли. Вокруг космоса неподвижные звезды, пять небесных тел кроме земли и луны. Античные идеи: 1. Атомистика (все тела состоят из атомов). 2. Элементаризм (космос образован 4-мя элементами или стихиями «2-мя силами: любовь и вражда»). Аристотель создал всеобъемлющую структуру знаний. Работал во всех областях. Пытался систематизировать научные знания. Конкретная вещ. Космос вечен, неподвижен. Платон: материя – то из чего все состоит. Эпоха эллинизма (4 в. до н.э. – 1 в. н.э.): стоицизм, скептицизм (основа для христианства), эпикуризм (все состоит из атомов, которые двигаются сверху вниз с отклонениями), неоплатонизм. Эвклит «начало» – основы математики. Лукреций кар «О природе вещей» – сист. Изложение материал. ф. Клавдий Птолемей «Система движения небесных тел» Средние века. Подлинное знание – это знание всеобъемлющее, им обладает творец; такой уровень знания может быть универсальным. Процесс познания поставлен под контроль церкви. 1131 г. – церковь вводит запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Возникают алхимия и астрономия. 9 – 12 в. – центр научных знаний на Востоке (Амар Хаям, Ибн Руж). Классическая наука. Конец 16 в. – крнец 19 в. При исследовании объектов стремится устранитьвсе то в знании, что относится к субъекту, к средствам познания, приемам и операциям исследования. Принцип объективизма. Предмет познается сам по себе. Подготовительный этап формирования науки приходится на конец эпохи возрождения. Индия в центре мироздания. В Европе – протестантизм, разделивший знание и веру. Возникает экспериментально-математическое естествознание, т.е. отдельно начали существовать философия и наука. Никола Кузанский (1401 – 1464 г.), Каперник, Галилей, Да Винчи, Кеплер. Кузанский предложил Принцип совпадения противоположностей: единого и бесконечного, максим. и мин. Земля не центр космоса, это небесное тело. Тождество движения и покоя. Коперник (1473 – 1543 г.) «Об обращении небесных тел». Главный противником птолемеевской системы. Дж. Бруно (1548 – 1600 г.) – идея бесконечности вселенной. Галилей – стоит у истоков науки, сформировал закон инерции, создание телескопа, закон колебаний маятника, теоретически доказал гелиоцентрическую систему. Кеплер – три закона движения планет. Френсис Бекон (1561 – 1626 г.) – от философии начинает отделятся наука. Единое знание разделено на философию и науку. В 1620 г. «Новый органон» и предисловие «Великое восстановление наук». Некласическа наука ( конец 19 пер. пол. 20 в.). Начало становления. Разработка релятивистской и квантовой теории нанесли удар по принципу класс. науки. Беккерель (1896 г.) открыл явление самопроизв. Излучения урановой соли. Супр. Кюри – радиоактивность. Резерфорд (1911 г.) – прланетарная модель строения атома, который имеет ядро, в кот. сосредоточена основ. масса атома. Бор – модифицировал модель Резерфорда и открыл модель Резерфорда-Бора. Декар – основы квантовой электродинамики. Открыл позитрон. Эйнштейн (1905 г.) – специальная общая теория относительности. Идея о единстве материи, движении, пространстве и времени. Характерна материализация знаний. Появляется генетика (1953) – открытие структуры ДНК. Начало молекулярной генетики. Открытие в области острономии. Галактика состоит из 150 млр. Звезд. Возраст солн. системы 5 млр. лет. Фридман (1922 г.) – решение общей теории относительности. Ввел 4-ое измерение. 1963 г. – открыли большое астр. тело – квазар вне галактики. 1967 г. – пульсары – источник излучения вселенной. Постклассическая наука (нач. 60-80 г. – 20 век.) НТР, процесс компьютеризации. Биология: генные технологии (инсулин, клонирование). Химия, информационные технологии. Метод математического моделирования. Главная идея этого периода – идея синтеза научных знаний, стремление построить общенауч. Картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Системы самоорганизующиеся, механизмы, регулирующие все процессы: адаптационные и бифуркац. механизмы – Моисеев. Преимущество сложных систем перед простыми. Три основных концепциальных направления унив. эволюц-ма: 1. Теория нестационарной вселенной. 2. Сенергетика (откр. Неравновесные системы, в кот. возникают эффект, переход из хаоса в норм. состояние). 3. Теория биологической эволюции, концепции биосферы и ноосферы. Идеи принципа универс. эволюционизма: – идея целостности; – идея коэволюции – согласованное взаимодействие природы и общества; – идея открытой рациональности. 39. Специфика научного познания. Структурная организация научного познания Научное познание – всегда целенаправленное познание. Основная цель – получение принципиально новых знаний. 1. Ориентируется на обнаружение законов. 2. Высшая ценность – объективность (максимально устранить субъективные моменты). 3. Присущи: обоснованность, доказательность и достоверность полученных выводов. 4. Для обоснования истинности положений в научном познании применяются специфические приемы. 5. Имеет специфический язык науки (категориальный аппарат). 6. Объект научного познания не сводим к объекту обыденного опыта, но выходит за рамки этого опыта. Объект изучают вне зависимости от практического применения. Опережающее отражение действительности. 7. Специализированная подготовка научного исследования. В структуре научного познания 3 уровня исследования: 1. эмпирический. 2.теоретический. 3.основания научного познания. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание. Изучение явлений. Что можно сделать: 1. Подготовка самого исследования. 2.Получение исходных данных. 3.Формирование фактов. 4.Первичная рациональная обработка фактов. Основная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и получение фактов науки. Но это не базис теории. Что такое факты науки? 2 подхода: 1. Факты абсолютно автономны и независимы по отношению к теории. 2. Формулировка фактов зависит от теории. При смене теории меняется базис. Это дискуссионная проблема теоретической загруженности фактов. Факт: 1. Объект события в реальной действительности или сознании. 2. Высказывания ученых. В методологии доказана теоретическая нагрузка фактов. На базе эмпирического уровня формируется теоретический уровень: более высокая степень обобщения, идеализация. Теория – органически целостная, непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, которая в обобщенной форме раскрывает существенные свойства и закономерные связи объективной действительности. Теория строится по схеме дедуктивного вывода. Включает 3 элемента: 1. Формально математическая часть. 2. Так называемая идеализированная модель действительности (абстрактные объекты – материальная точка, абсолютного время и т. д.). 3. Элементы отвечающие за специфику теории – слой частных теоретических схем. Способы развертывания теории: 1. Ученый осуществляет формальные операции со знаками теоретического языка, не обращая внимания на эти знаки. 2. Путем исследования методов мысленного эксперимента. Основания научного познания имеют свою структуру: 1. Идеалы и нормы научного исследования. 2.Научная картина мира. 2. Философские основания. |