Главная страница
Навигация по странице:

  • 18. Основные модели отношения «человек — природа».

  • 19. Человек как предмет философского и научного анализа.

  • 20. Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза (А).

  • Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем


    Скачать 249.56 Kb.
    Название1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
    АнкорШпоры по философии
    Дата19.12.2021
    Размер249.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по философии.docx
    ТипДокументы
    #309808
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    17. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
    Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные сис-мы, кот-е хар-тся открытостью и саморазвитием: "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, сис-мы "чел-машина", кот-е включают в себя информ-ные сис-мы и сис-мы искусственного интеллекта и т.д. С ними иногда невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без вмешательства чел-а в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому на этапе постнеклас-ой науки преобладает идея синтеза науч/ знаний - стремление построить общенауч/ КМира на основе принципа универсального эволюционизма. Универсальный, или глобальный, эволюционизм - принцип, обеспеч-ий рассмотрение неживой, живой и соц/ материи как единого универсального эволюционного процесса. Все происходящее в мире м представить как отбор и сущ-т 2 типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием кот сис-ма не приобретает нов/ св-в; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой сис-мы. Моисеев дал "преимущества" сложн/ сис-мам перед простыми. Эволюция - переход от одного типа самоорганизующейся сис-мы к др, более сложной. Идея этого принципа основана на 3 направлениях в науке кон20в: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) СНГ; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Модель расширяющейся Вселенной изменила представления о мире, включив в НКМ идею космической эволюции. Идея теории раздувающейся Вселенной: после колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Вселенная м представлять уникальную основу для проверки совр/ теорий элементарных частиц и их вз/дей-ий. Возможности возникновения жизни и чел/ разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики. 2-ым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явл теория самоорганизации - СНГ. Пригожин: в неравновесных откр/ сис-мах возможны эффекты, приводящие к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных стр-р, к рождению порядка из хаоса. Изучаемая сис-ма д/б откр/ и нелин/, состоять из мно-ва эл-ов и подсис-м, вз/дей-е м/у кот-и м/б подвержено незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии. СНГ использует матем/ модели для описания нелин/ процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос м играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

    Постнекласс/ наука. Идеи Вернадского: закономерным этапом длительной эволюции разв-я материи явл биосфера - целостная сис-ма, кот обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Биосфера - живая динамическая сис-ма, находящаяся в развитии, осущ-емом под воздействием внутр/ стр-рных компонентов. Растет могущество чел-а, в результате деят-ти кот-го происходят изменения стр-ры биосферы, кот переходит в ноосферу. Т.о., в постнеклас/ науке утв-тся парадигма целостности, по кот мироздание, биосфера, ноосфера, общ-во, чел - единая целостность. И как следствие, сближение естественных и общественных наук. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" сис-м стирает ранее непреодолимые границы м/у методологиями естествознания и соц/о познания. Центр этого слияния- чел.

    18. Основные модели отношения «человек — природа».
    Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Результатом производства является искусственная среда обитания, «вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека.

    Термин «экология» ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

    Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

    2. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

    2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

    3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества.

    4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культу¬ры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее.

    5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

    Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы).

    Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Это – концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо – «назад к природе». Предлагается прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира.

    Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле.

    Сейчас ведется большая работа по внедрению идеи устойчивого развития как самого перспективного пути развития общества, не требующего коренной перемены взглядов и ценностей. Устойчивое развитие не подразумевает под собой, как правило, невмешательство в дела природы, а наоборот, проповедуют более детальное, глубокое регулирование процессов, протекающих в естественной среде; научное осмысление мира, во всех сферах и на всех уровнях общества, от бизнесмена до политика. В социально устойчивом обществе запасы капитала и технология должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех. В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями: 1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать скорость их возобновления; 2) темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивых, возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможности окружающей среды поглощать их.


    19. Человек как предмет философского и научного анализа.
    В древ. Ф ч-к - ключ к разгадке тайн универсума. Природа, ч-к и божество в др. картине мира слиты. Конфуций: судьба ч-а опред-на «небом», а действия ч-ка д. б. основаны на соблюд-и принципа гуман-сти и добросерд-я. Платон: ч-к существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; един-е из существ, восприимчивое к знанию. Аристотель: ч-к – общес. животное, надел. разумом, нравст-но совершенс-ся в справед. гос-ве. Проводилась мысль о доброд. и счас. жизни путем освоб-я ч-ка от власти внеш. мира, от соц.-полит. сферы (Эпикур). Плутарх: хар-р ч-ка реализ-ся в деят-сти.

    В средневек. Ф. ч-к - составная часть божест. упоряд-сти в мире. Августин представлял душу как независ.от тела и именно ее отожд-л с понятием «ч-к». Фома Аквинский: ч-к - единство тела и души, сущ-во промежут-е м/у животным и ангелом. Эпоха Возрождения вместо религ.-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни ч-ка провозгласила его величие, достоинство, обосновала самодостат. ценность ч-ка и его земной жизни.

    В Новое время внимание обращ-сь на внутр. мир ч-ка. Природа ч-ка - сумма его способ-й и сил, таких, как спос-ть питаться, двиг-ся, размнож-ся, чувство, разум и т.д. Физич. и духов. спос-ти, к-ва людей могут реализ-ся в гос-ве, построенном на основе общес. договора. Д. Локк: придавал важ. роль формир-ю гармонии физ. и дух. начал личности. Франклин: ч-к - животное, делающее орудия. Гольбах: сущность ч-ка - в об¬ласти морали и мысли. Вольтер: ч-к непостижим как и природа. Ламетри: ч-к – рез-тат саморазвития материи, а чел. тело – заводящая себя машина, олиц-ние беспрерыв. движения.

    Клас. немец. Ф: Кант: дуалист. понимание ч-ка как сущ-ва, принадлеж. 2 мирам – природн. необх-сти и нравств. свободы. Гегель: духов. сущн-ь ч-к реализ-т ч/з включение в многообразие отнош-й общес. жизни. Фейербах: сущн-ь ч-ка опред-ся его телом, а сам ч-к обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Марксизм: связ-т понимание сущ-ти ч-а с общест. условиями его функц-ния и развития, сознат. деят-ю, в ходе кот. ч-ек оказыв-ся предпосылкой и продуктом истории. Ницше: идеал - «сверхчел-к» как предст-ль нового типа людей, ориентир. на самотворение, самосоверш-е, превосход-х современников св. морал. и интеллек. кач-ми.

    Антропологич. Ф: Сартр: ч-к сущ-т настолько, насколько себя осущес-ет ч/з совок-ь св. поступков, ч/з решение занять опред. позицию. Н.А. Бердяев: ч-к поставлен перед многими мирами в соотв-и с разн. формами активности: миром обыден. жизни, религиоз-м, науч-м, худож-м, полит-м, хозяй-м. Ч-к потенц-но заключ-т в себе все и актуализ-ет лишь немногое. Натурализм: тракт-т ч-ка по аналогии с др. слож. организмами, ч-к - «несостоявш. животное», обреченного своей биол. неполноц-ю на поиск противоест. способов сущ-ния. Антропология: Эрнст Кассирер: ч-к – животное, изобретшее символы и жив-ее в их мире. Макс Шелер: ч-к- сущ-во свободное, открытое, нахо¬д. еще в становл-и и форм-и. Совр. антропология: анализ-т все слои жизни ч-ка, заня¬та поиском оснований жизнедея-ти, кул-¬ры, нрав-сти, изучает межлич¬н. отношения. Арнольд Гелен: ч-к – целост. и единое сущ-во, не распад-ся на «тело» и «душу». Гельмут Плеснер: трактовал ч-ка в един-е его биофизич. и духов.сторон. Плеснер: сформ-л нормы внут¬р. развития и внеш. отношения ч-ка к бытию: 1) ч-к д. сам себя сделать тем, кто он есть. 2) ч-к не т. раствор-я в мире, но и обладает дистанцией по отнош-ю к нему. 3) ч-к лишен равновесия, стремится к бесконеч. самоизменению.

    Совр. заруб. теоретиков волнуют вопросы смысла бытия и ценнос. ориентаций ч-ка, путей его самореал-ции. Они отмечают тотал. технизацию жизни и необх-ть повыш-я духов-сти личности. Возрастает гуманизация социума, т.е. стремление к челов-сти, к созданию условий для достойн. ч-ка жизни. Усилив-ся ориентация на практ. гуманизм – целенапр.деят-сть по созданию объект. и субъект. условий возвышения чел. жизни в соотв-ии с нормами гуманист. сознания. Гуманизма – альтер-ва таким нежелат. воз¬можн-м в эволюции социума, как: а) форм-е одномерного ч-а, направляющ. энергию на реализ-ю как.-либо частн. момента св. бытия; б) превращ-е ч-а в «виртуал.» сущ-во с послед. заменой его киборгом, биокомпьютером.

    Итак, история фил. мысли зафикс-ла: открытие ч-м самого себя в его взаимод-и с космосом, миром, общ-ом и самим собой; един-во в ч-ке космо-природно-биол-го, соц-го и дух-го, гармонию тела и духа, физ-го и духов-о; гуманность как наиб. характ. проявление ч-ка.


    20. Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза (А).
    Религ. Ф происхождение ч-ка связ. с актами божеств. творения. В соотв-и с теорией «общей космологич. эволюции» ч-к – следствие космич.развития, выражение роста свободы и целенапр-и объектов. Согл. теории «синтетич. эволюции» ч-ек – продукт естеств.отбора и генет.мутаций. Диалектико-материалистич. Ф разработала трудовую теорию антропосоциогенеза – совок-ь становления ч-ка (антропогенез) и форм-я общ-ва (социогенез). А. длился 6 млн. лет. В соотв-ии с А., ч-к произошел от гуманоида (общ. предка и человека и человекообр.обезьян). Для предка ч-ка (гоминида) хар-ны: а) огранич. индивид. вариации поведения, основ. на инстинктах; б) реш.роль генетич. наследс-ти; в) объединение в стадо с домин. индив. инстинктом самосохр-я; г) биофизиологич. разделение функций. Для скачка в обществен.способ существ-я предки ч-ка имели необ. биолог. предпосылки: уникал. мозг, способ. к условнорефлектор. и конструкт. деят-и; прямохождение, освобод. перед. конечности; развитую кисть руки, способ.совершать трудов. операции; гортань, умеющ. издавать членоразд. звуки и т.д.

    Выделения ч-ка из живот. мира совершался посредством инстин. предтрудов. дея-и. Ее хар-ки: бессознат. тип побудит. мотива дея-ти; преимущ-но биолог. хар-р дея-и; неотчуждаемый и невоспроизв. тип продукта дея-и; сущес-ие предчел-ка как элемента природы. Предч-к от приспособ-я к природе перешел к ее преобраз-ю, труду, где мотив дея-и стал осознанным, дея-ь приобрела цель – удовлет-е запросов в матер. благах, а продукт дея-и сделался отчуждаемым и воспроиз., ч-к стал про¬тивостоять природе.

    Начало изгот-я орудий труда – истор. рубеж в станов-и ч-ка и общ-ва (на 1–1,5 млн. лет раньше, чем появ-ь речь и мышл-е). Первонач-о реш. роль в произв-ве и быту играли навыки, умения, а не разум. Рука «учила» голову думать, прежде чем сама стала орудием испол-я замыслов головы, т.о. ч-к в своем развитии проходит стадии умел. и ч-ка разум-о.

    Ряд исс-лей особ. внимание обр-ли на духовн. фактор появления ч-ка. Тейяр де Шарден: переход осущ-ся не через морфологич. изменения, а ч/з развитие сознания, психики, разума (абстраг-е, обдуман. выбор и изобр-ть), лишь завуалирован. морфологией. Американец Мэмфорд: во взаимодей-и орудий труда и кул-ры, произв-во нов. символов обгоняет произ-во орудий труда, тех-ка развив-ь не столько благ. труду, сколько под возд-ем мифа, игры, фантазии, раз. форм ритуала, песни, танца. Приор. знач-е он придавал возн-ю языка как коллек. продукта и ср-ва умств. концент-и древнего ч-ка.

    Труд и дух-ть как факторы формир-я ч-а не противоп-ны, а соед-ны. В физич. и умст. развитии ч-ка фактор труда им. реш. знач-е: а) в дочел. истории взаимодей-ли предок ч-ка и природа, затем ч-к – орудие труда – предмет труда – природа. Рост числа связей увел-ли возм-ти их рацион. оценки и развивали спос-ь выбора. А появл-е орудия труда обнаруж-т нал-е сознания у ч-ка; б) в проц-е труда ч-ек познавал внутр. св-а вещей, их предназн-е, развивая аналитико-синтет. спос-ти; в) рез-т труда по времени отдалялся от непоср. труд. акта, что спос-ло форм-ю опосредов., причинно-следст. связей, воображ-я, широты мышл-я; г) с форм-м руки изменялись др. органы тела (мозг); д) ослабл-ь инстинк. основа поведения, форм-ь воля, конструк. спос-и людей, интеллект.

    В труде форм-ся социокульт. объед-е людей. Сред-во орган-и совм. действий, хран-я и передачи ЗН - язык. Через сознание и практику стр-ра языка выраж-т стр-ру мира. Итак, труд, мышление и язык сформ-ли ч-ка. Общест. отношения, склад. в проц. труда, форм-ли соц. кач-ва.

    Три истор. эпохи в зав-ти от материально-труд. фактора (Льюис Морган) – дикость (прим-е огня, возн-е охоты, изобр-е лука), варварство (гончар. рем-о, приручение жив-х и воздел-е растений) и цивилизация (изобр-е буквенного письма, созд-е огнестр. оружия).

    Как выраж-е ценнос. поведения возникли нрав.-социал. нормы. Нрав-сть – один из факторов А-за. Она - в основе чел. психики и ее первич. соц. проявлений, мешающ. возврату первоч-ка в животн. сос-е. Важ. роль в становл-и ч-ка и общ-ва сыграло произв-во людей самими людьми (демограф. фактор). Для ч-ка хар-но наличие избыт. половой акт-сти. Это мех-зм выживания в усл-х давления окр. среды. Продолжение чел. рода - в един-ве со сферой произ-ва ср-в к жизни. Переход от собир-ва и охоты к производ. жизнеобес-ю был первым обнаруж-ем роста народонаселения (30–40 тыс. лет назад). Неолитическая револ-я (7–5 тыс. лет до н.э.) – 2 демогр. всплеск. 3 дем. взрыв – детище ХХ века, соврем. НТР, следствие успехов медицины и гигиены. Рост населения не явл-ся самоцелью. Оказалось целесообр. уделить бол. внимания сохр-ю здоровья, увелич-ю длит-и жизни, чтобы достигнуть гармонии м/у кол-ом и кач-м населения.

    В ходе А-а люди выступ-т как продукт и одн-но творцы обстоят-в. Отсюда следует ряд подходов к ч-ку. 1. Объектно-генезисн. подход выявл-т факторы форм-я ч-ка: а) космич., экол., демог., соц.-экон., полит. условия жизни, шире – макросреда; б) микросреда, т.е. непоср. окружение, в перв. очередь семья, труд. колл-в; в) соц. общности людей, межличн. общение; г) общес. и полит. организации, партии, форм-е общес. мнение, ценнос. ориентации, морально-психолог. климат; д) сис-ма обучения и восп-я; е) СМИ и учрежд-я кул-ы. 2. Ч-к не т. объект среды, но и ее субъект, действ. лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработан. природой и историей объек. усл-ях и обст-х, сообразуясь с логикой дей-ти, оценивая ее. Субъектно-функц. анализ раскрывает включ-ть ч-ка в глав. сферы дея-ти, общения и познания и хар-ет его как производит., соц., полит. и дух. силу общ-ва.

    Ч-к воплощает единство двух назв. противопол. начал: пост. восприимч-и ко всем импульсам, идущим от мира, общ-ва, и личност. придания этим импульсам челов. смысла. Обст-ва, импульсы, опред-е поведение, познание, дея-ть ч-ка, и тот рез-т на «выходе», пропущенный и трансформ. ч/з чел. суб-ть, представляют собой далеко не одно и то же. Ч-к связан с миром и одновр-но дистанцирован от него. Нек. воздействия мира, общ-а ч-к восприн-т и реализует, к другим приспосаб-ся в упрощенно-адаптиров. форме, от третьих пыт-ся отмежеваться и не воспр-ть. Итак, им-ся соотв-е и несовп-ие м/у обст-ми реал-и и итогами реагирования ч-ка на эти обстоя-ва, поэтому ч-к есть продукт обст-тв и вместе с тем их оппонент. Жизнедея-сть ч-ка не т. запрограм-на историей, но и самопрограм-а, опирается на собств.выбор, свободу воли, свою природно-соц. энергию.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта