Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
13. Диалектика и синергетика. Диалектика – учение о разв-ии всего сущ-го. Основн. понятие – развитие. Два смысла диалектики: 1. Диал-а – учение или система знаний. 2.Диалект. претенд. на звание всеобщего метода. Объект диал-и – мир, субъект – мышление. Развитие – тип движ-я, измен-я мат-х и идеальных сист-ых объектов, при кот. происх. направл. и необрат. переход от одного кач. сост. к др-му кач. сост. сист-мы. Признаки: 1. направл-ть разв-я; 2. преемственность; 3. необратимость; 4. цикличность. Движ-е – ненаправл. измен-е сост-я объекта. Формы разв-я: прогрессивн. и регрессивн. Во 2ой пол. 20в и нач. 21в стоит пробл. самоорганизации. Сущ-ый вклад внесли системный и информационный подходы. Задача: исслед-е самоорганизации неживой природы. Син-ка – сотруд-во частей, элем-ов при организации структур. Син-ка – теория, кот. исслед-ет процессы самоорг-ии, устойч-ти, распада и возрож-я струк-р живой и неживой природы (соц. мира и т.п.) Ученые: Хакен «Синергетика», Пригожин «Порядок из хаоса», Стенгерс, Капица, Курдюмов. Процессы, кот. протек. в замкнт-х сист-ах, ведут к равновесному сост-ю. Процессы, протек-е в открыт-х сист-х при опред-х условиях могут самопроизвольно возникать упорядоченные элементы. Диссипативные структуры – структ., кот. спонтанно возник. в открытых неравновесных сист-ах. Диалектика (Д.) и синергетика (С.) являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. Основанием этой позиции являются концепция самоорганизации и ее применение к науке как самоорганизующейся системе. «…сравнение категориального аппарата “старой” диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу о том, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма стихийной диалектики, нуждающаяся в тщательном рассмотрении через развитую систему “забываемой” диалектики» [Л.Ф. Матюшонок]. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях. 2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира. 3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия. Механизм развития в диалектике отражен в законе перехода количества в качество и законе отрицания отрицания. В синергетике переход количества в качество конкретизируется в законе фазового перехода при достижении системой состояния наименьшей устойчивости – точки бифуркации. В этой точке противоречие между стремлением системы к максимальной устойчивости и нарушающим эту устойчивость воздействием внешней среды достигает своего пика. Достигнув этого состояния, система переходит в качественно новое состояние устойчивости. Точка бифуркации – это точка концентрации и перехода диалектических противоречий, демонстрации эффективности диалектики. Внимание синергетики к моменту фазового перехода системы – это заслуга синергетики перед диалектикой. В точке бифуркации встречаются случайность и закономерность, имеет место их взаимопревращение. Случайные изменения в самой системе или во внешней среде переводят систему в новое качественное состояние, где случайность уступает место закономерности. Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как вторая ветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. Это находит отражение в объединении традиционных категорий диалектики и синергетических понятий (таких, например, как “материя–система”, “целое–система”, “часть–элемент”, “форма–структура”, “содержание–функция”, “разнообразие–информация”, “возможность–вероятность” и др.). Субстанциональное понятие, объединяющее диалектику и синергетику, есть понятие энергии. Синергетические понятия позволяют осуществлять не только качественный, но и количественный переход от философских категорий к конкретно-научным. 14. Принцип системности и модели самоорганизации в современных концепциях Предложены системный и информационный подход. Системный подход: все вокруг нас представлено разного вида системами, которые находятся во взаимодействии, влияя друг на друга. Различают системы: открытые и закрытые, простые и сложные, линейные и нелинейные. Основная проблема – проблема самоорганизации систем. Попытка выработки общей концепции самоорганизаций получила название синергетика. Термин «синергетика» Г. Хакен ввел в своих лекциях в 1969 г. Он представил синергетику как универсальный подход к объяснению явлений в физике, химии и биологии. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными. Синергетика, в самом широком смысле, это учение о взаимодействии. Существуют и другие названия в этой области – теория сложности, теория самоорганизации и т.д. (Термин «самоорганизующаяся система» впервые использовал еще в 1947 г. У.Р. Эшби). Синергия – проявление взаимодействия в процессе синхронизированного функционирования элементов, входящих в состав системы, что обеспечивает больший эффект, чем это следовало бы из суммирования действия каждого элемента в отдельности. Основоположники синергетики Г. Хакен, И. Р. Пригожин, К. Майнцер и др. при изучении термодинамических систем показали, что изменилось соотношение между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком. Синергетика рассматривает системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени их синтеза, как стремление к максимальной устойчивости. Нечто новое, более сложное порождают «заложенные в системе внутренние потенции, входящие в «резонанс» с соответствующими внешними условиями, ведут (в условиях хаоса и вопреки хаосу!) к образованию упорядоченных структур.., способных вступать во взаимодействие и порождать новое качество». Развитие (поведение) сложных систем нелинейного типа в состояниях неопределенности есть бифуркационное. Термин «бифуркация» в обыденном языке означает развилку или разветвление надвое. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно к обществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории его развития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. При этом важно не попасть в катастрофические для человека траектории, по возможности отсекая неблагоприятные сценарии развития. Диапазон жизнеспособности социума зависит от способности человека (человечества) отражать и прогнозировать как внешнюю среду, ее параметры и возможности, так и себя – осуществлять самопознание, оценку субъектом своего взаимодействия со средой по принципу коэволюции, а не противостояния среды и субъекта. Социальная философия, опираясь на собственный потенциал и синергетику, отказывается от жесткого детерминизма, однолинейности, признает значение альтернативы, случайности, непредсказуемости, видит в хаосе не только разрушительное, но и созидающее начало, сочетает идею эволюции-революции с идеей многовариантности исторического процесса. Диссипативные структуры – структуры, которые спонтанно возникают в открытых неравновесных системах, под воздействием внешних сил. (Пригожин, Стенгерс «Порядок из хаоса»). Пригожин и Стенгерс считают, что в точке бифуркации принципиально невозможно предсказать, в какое состояние перейдет система. Случайность подталкивает систему на новый путь развития, а после того как путь (один из многих возможных) выбран, вновь вступает в силу детерминизм - и так до следующей точки бифуркации. 15. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций. Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости генетическая связь стирается.. Формы и концепций Д., сменявших истор. друг друга, но не исчезнувших до сих пор: 1) наивную и стихийно диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую). Античный детерминизм. Идеи причинности были самыми ранними в детерминизме. Идеи причинности, а также необходимости выражены были еще Левкиппом (V век до н.э.), а затем Демокритом (ок. 450 г. до н.э.) в их атомистике. Аристотель позднее развил учение о четырех видах причин, включая идею цели как универсальной причины: 1) формальных или сущностных ; 2) материальных ("из чего"); 3) движущих или "творящих" начало; 4) целевых ("ради чего", teleo - цель). Однозначный (лапласовский) детерминизм. Эта концепция была и остается фундаментом классический механики и физики. Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний. Вероятностный детерминизм. Исторически он возник в связи с развитием термодинамики и статистической физики для массовых явлений. Современный детерминизм. Является синтезом предыдущих подходов, включая античный детерминизм, особенно в том пункте, когда признается диалектика. Он получил через идею самоорганизации материи, развитую в XX веке в синергетике Пригожиным и Хакеном, новое сильное подкрепление. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолко¬вания. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъек¬тивности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления. 16. Природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции. Природа – одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека. В древности силы П. персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении П. понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. В средневековье П. ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь П. В эпоху Возрождения человек в П открыл для себя красоту. Классики марксизма подчеркивали связь человека, П и общества. В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине ХХ в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества. Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Результатом производства является искусственная среда обитания, «вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированной среды существования человека. Термин «экология» ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов. Воздействие природы на общество осуществляется стихийно. 1. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах. 2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда. 3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества. 4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культу¬ры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее. 5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы). Противоречие между безграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшего глобальный характер. Многие зарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Это – концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо – «назад к природе». Предлагается прекратить или затормозить рост материального производства и населения мира. Современная философия комплексно осмысливает значение материального и духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологической культуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственности каждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле. Сейчас ведется большая работа по внедрению идеи устойчивого развития как самого перспективного пути развития общества, не требующего коренной перемены взглядов и ценностей. Устойчивое развитие не подразумевает под собой, как правило, невмешательство в дела природы, а наоборот, проповедуют более детальное, глубокое регулирование процессов, протекающих в естественной среде; научное осмысление мира, во всех сферах и на всех уровнях общества, от бизнесмена до политика. В социально устойчивом обществе запасы капитала и технология должны обеспечивать достаточный и гарантированный материальный уровень жизни для всех. В физически устойчивом обществе потребление сырья и энергии должно осуществляться в соответствии с тремя условиями: 1) темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать скорость их возобновления; 2) темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их устойчивых, возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможности окружающей среды поглощать их. Чтобы обесп-ть будущее чел-ву, ему предстоит взять на себя ответ-сть за дальн. развитие биосферы и общ-ва. В рез-те такого развития биосфера перейдет в кач-но нов. состояние, кот. опред-ся деят-ю разума ч-ка, - состояние ноосферы. Терми получил св. распрост-е в нач. 20-х годов в конц-и развития биосф-ы Вернадского. Позднее термин Н исп-вал Тейяр де Шарден. По Моисееву, Н - этап истории ч-ка, когда его коллект. разум и воля окаж-ся способ-и обеспечить совмест. развитие (коэволюцию) природы и общ-ва. Реализ-я принципа коэвол-и - необ. условие для обесп-я его будущего. Если нарушить принцип – угрож-т деградация и гибель, прежде вс. из-за разрушения его экол. ниши. Необ-ма сис-ма исслед-й, в рез-те кот. б. устан-на завис-сть биосферы от актив. деят-сти ч-ка, на основе этой сис-мы м. будет сформ-ть те огранич-я на дея-сть ч-ка, кот. необх-мы для обеспечения его будущего. Вершина теор. трудов Вернадского – учение о биосфере и преобраз-и его в Н. Вычлен-е глобально-экол. проблемы привело к обоснов-ю В-ским учения о Н и форм-нию антропокосмич. мировоз-я, рассматр. ч-ка как космич. событие. В. считал, что земная жизнь уникальна, она есть необх. орудие удержания и преобраз-я на планете космич. (солнечной) энергии, а наделен. разумом ч-к ответственен за сохр-е жизни. Он хар-л Н как новую форму биогеохимич. энергии, как энергию человеч. кул-ры. Это учение преобр-т актуал-ь как со 2 пол. 20 века. Этому способ-ло развитие экологии и НТР-я, выдвин. на 1 план пробл-у воздей-я ч-ка на природу. Исслед-я истор. процесса эволюции жизни привели В. к выводу о возраст. роли науч. мысли. Н – сфера разума – вступит в силу, когда чел-во вступит в эпоху сознат. управл-я ходом истор. разв-я. Становл-е Н-ы – создание так. оболочки Земли, в кот. ч-к перестает быть игруш-й стихий. сил, действ. помимо его воли и желания. Переход биосф-ы в Н у Вер-кого носит гуманист. хар-р: направлен на проблуму ч-ка, его всесторон. развития, сохр-я здоровья, соверш-е психофизиол. ресурсов, пробщение ч-ка к творч. труду. Важность учения в: обогощает мето-ку экол. исслед-й, открыв. нов. пути для поиска оптим. отнош-й чел. об-ва с окр. средой. В основе конц-ии Тейяра де Шардена лежит принцип эволюции. Всел-ая предст-т собой процесс косморазвития. На 1 его этапе («преджизнь») происх-т эвол-я хим. элементов и галактик, форм-ся оболочка Земли, физико-хим. среда, благопр-ая для образования слож. молекул и перв. форм жизни. На 2 этапе («жизнь») возникает живой покров Земли («биосфера»), разв-ся все формы живых орган-в, от простейших до ч-ка. Третий этап («мысль») охват-ет становление ч-ка и форм-е единого чел-ства, а вместе с ним нового покрова Земли – сферы духа, «ноосферы», ч/з которую возможен выход в сверхжизнь к «точке Омега», или сверхличности, духов. центру «универсума», Богу. Бог присут-т в кажд. частице «ткани универсума» в виде особ. духов. энергии. Бог сущ-ет вне времени и простран-а и хар-ся автономностью, наличностью, необрат-ю, трансцендентальностью. Это – движ. и направляющ. сила, цель и предел эволюции. Ч-к – вершина эвол-и. Преобр-я материю, он включ-ся в творчество эвол-ии Всел-й. Техн. прогресс и разв-е экономики – необх. условия этого процесса, но реш. роль в нем д. сыграть духов. фактор. Религия, объед-шись с наукой, станет религией действия. |