Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
21. Природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций. Чтобы понять, что такое ч-к, надо выяснить природу и сущность ч-ка. Ф. Фукуяма полагает, что природа ч-ка – это сумма поведения и типич. видовых хар-к, обусл-ых генетт-и, а не средовыми факторами. Подход к природе ч-ка д. б. более широким, комплексным. Человек по своей природе: - земное творение (лишь опосред-но он яв-ся продуктом Космоса, ибо планета Земля – составная часть космич. эволюции); – входя в природу, ч-к возвышается над ней; - как и высш. животные, имеет психику; – обладает разумом и ценн-ми, этич. и эстет. ка¬ч-ми; – сущ-о общител., коммуник., символич., сочетание сознат-го и бессоз-го; – его бытие социально; – изменяя условия своего сущ-я, ч-к создает мир кул-ры и соверш-ет самого себя. С др. времен сущн-ью ч-ка полагалось единство духа, души и тела. Сущн-ь реал-ся ч/з существ-е. Формы сущест-я ч-ка: социосозидание (творч-о, свобода, нравст-ть, эстет-сть), смысло-ценностн. самоутверж-е, устремл-ь к идеалу. Эти модусы взаим-т с антимодусами: социоразруш-е, утрата личност. св-в, превра¬щ-е идеалов в идолов. Если ч-к есть мера всех вещей, то им-ся наряду с позит. и негат. вещи, обусл. отриц. облик лич-и. Инстинкты, влечения, элем-ы бессознат-о, генет. наслед-ь в комбинациях с не самыми лучшими каче-ми прояв-ся как теневые стороны чел. природы, как потен. источник общес. зла. След-но, ч-к есть не т. мера добра, но и зла, а добро и зло относит-ы. Сущест-е ч-ка всегда процессуально. Так, ч-к эпохи дикости и варварства уже был умелым, разум-м, говорящим, нрав-м, с полов. инстинкта¬ми, оперир-м прост. орудиями труда и символами. Ч-к цивил-й приоб-т новые св-ва – он гражданин, опирающ. на право, технолог-й, экон-й, полит-й, религ-ый, филос-й и т.д.. Разл. точки зрения по вопросу о сущн-и ч-ка: ч-к - «пучок привычек» (Пирс), наделенное религиозн-ю в отл-ие от животных сущ-во (Веркор), сущ-во, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления; ансамбль всех общес. отношений (Маркс - биол. факторы ч-а хотя и им-т важ. знач-е, но дейс-т ч/з преобраз-е со стороны факторов соц. порядка как ведущих). Неофрейдисты глав. внима¬ние обращали не на соц. сторону жизни, а на переживания одино¬чества в противост. ч-у общ-ве. Фромм: ч-к - животное, по сравн. с др. животными недостат-о оснащенное инстин-ми, поэтому выживание ч-ка возможно тогда, когда он произ-т ср-ва, удовлетв. его матер. потреб-и, если он развивает св. язык и инструменты. Сущн-ть ч-а – в противоречии м/у 2 конфлик. в нем мирами: живот. и духов., телом и душой. Одной из особ-й совр. Ф яв-ся отказ от вы¬ясн-я сущ-ти ч-ка. Ясперс: ч-к – промежут. сущ-о м/у суетным внешн. миром и царством абсолю-го, вечного, божес-го – ч-к всегда больше того, что он знает о себе. В истории Ф-и биологизаторские конц-и абсолютиз-ли роль естест. начал в ч-ке, а в социологизаторских теориях ч-к - слепок с окруж. его соц. отношений. Альтерн-ной этим одностор. подходам яв-ся позиция о единстве в ч-ке природ-го и общес-го, что воплощено в единстве тела и души. Первонач-о ребенок – биол. сущ-во, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но уже с 1 мгновений после рождения, усваивая соц. опыт, он пост-но приобр-т соц. св-ва и превращ-ся в чел-ю личность. Функц-ние тела связано с работой мозга и нерв. сис-мы, а через них – с психикой, с дух. жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела ч-а. И наоборот, дух оказ-ет воздействие на тело. Подчиняя себе природное, соц-ное не может полностью вытеснить прир-ное в ч-ке. Природ. кач-ва – условие, внеш. фон чел. сущес-ния. На заре чел-а больше шансов выжить было у тех, кот. располагали не т. лучш. биол. параметрами, но и соц.-психол. предрасполож-ю жить в коллективе, проявляли понятливость и терпимость в отнош-х др. с др. В естеств. отборе знач-е социал. фактора возрастало. Биол-ское в ч-е (задатки, способ-и, влечения) – исходное, хотя и недостаточное начало для объясн-я истории и самого ч-ка. Соц-ное в ч-ке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общес. развития, яв-ся продуктом сис-мы обучения и воспитания. Генетич. и соц. различия выступают фактором прогресса ч-ка. Биол-ское более консервативно по срав. с соц-ным. Конечно, биология ч-ка позволяет ему адапт-ся к широкому диапазону внеш. условий. Но сущ-ют пороговые значения этих условий, за пределами кот. биол. организ-я ч-ка претерпевает необратимые, разруш-ие ее изменения. В целом совершен-ть соц. условия и биол. возм-сти ч-ка надо одноврем-о, обеспеч. их оптим. взаимодей-е. 22. Основные модусы человеческого бытия: смысл жизни, свобода, ответственность, труд, социализация Одной из главных экзистенциальных проблем, сохраняющих актуальность во все времена, является проблема смысла жизни человека. Каждый человек решает этот вопрос самостоятельно, выбирая собственную жизненную стратегию в контексте предлагаемых культурой и обществом ценностных ориентаций. В контексте решения фундаментального вопроса о природе и сущности человека можно выделить ряд версий. Натурализаторский подход, рассматривающий человека как естественно природное существо, ориентирует его на поиск смысла жизни в наличной действительности – реальном земном существовании путем стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению (гедонизм) или пользе (утилитаризм). Религиозно-персоналистский подход связывает смысл жизни человека с потусторонним бытием, а его земное назначение со служением высшим ценностям и духовным идеалам. Рационалистическая традиция возводит в ранг безусловный закон принципа долженствования и предполагающего твердое и бескомпромиссное соблюдение принципов и установок, которые обусловлены долгом. Социологизаторский подход измеряет смысл жизни мерой активного взаимодействия человека с обществом. Экзистенциализм, акцентирующий своеобразие и уникальность каждой отдельной личности, направляет человека на определение смысла его существования в каждой конкретной ситуации выбора – самого себя и мира в целом. История философии и культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками прояснить суть не только бытия, но и небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно – нравственно – победить смерть. Представление о конечности собственного земного существования обостряет значимость вопроса о предназначении человека и смысле его жизни. Отношение человека к смерти всегда наполнено драматизмом, обостряя глубинные чувства и переживания человека, а сам факт смерти никого не оставляет равнодушным. Такое отношение определяется главным образом тем, что смерть выявляет главное в жизни, учит ценить ее и делать свое существование наполненным содержанием и смыслом.Человек, осознающий себя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконечного, максимального. Свобода - это способность и возможность действовать по своему желанию, а не по принуждению. Свобода как философское понятие имеет сложный характер. Выделяют три уровня свободы: 1) отрицание внешних ограничений («свобода от чего-то», иногда называемая «негативной свободой»); 2) ответственный выбор поступка («свобода выбора между добром и злом»); 3) свобода творчества, созидания (иногда называемая «позитивной свободой»). Виды свободы: политическая, правовая, экономическая и другие. Свобода имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Степень внешней свободы зависит от внешних природных и социальных ограничений нашей деятельности (от законов природы и общества, строгости обычаев, от тяжести условий жизни). Внутренняя свобода зависит от самой личности, от ее способности думать и действовать смело, независимо. Без внутренней духовной свободы все другие ее виды не являются реальными. Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвободу, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходимое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой. Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни, это процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности.Основные институты социализации: семья (особо важна как общество в миниатюре), традиция, образование, СМИ.Социализация: 1) обеспечивает исторически необходимую связь поколений; 2) формирует личность. Труд лежит в основе человеческой деятельности. Труд мотивирован потребностью в некотором заранее запланированном результате. Труд имеет следующие особенности: а) определяет структуру повседневного опыта; б) утилитарен, т. е. направлен на достижение некоторого практически полезного результата; в) предполагает выработку соответствующих трудовых навыков и волевых качеств; г) носит «завоевательный» характер, поскольку сопряжен с сопротивлением среды и затратами физической и духовной энергии. 23. Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. Комплексный характер социализации личности. Если проблема человека (ч-ка)- это проблема его происхождения, биосоциальной сущности, то проблема личности- это раскрытие, опр-ние его сущностного содержания, его места в общ-ве, в деят-ти, проблема свободы и ответственности. Со времен Сократа и его девиза «Познай самого себя» фил-фия всегда направляла свои усилия именно на изучение проблемы человека, тем не менее эта пробл. сводилась к той или иной ее составляющей. В античности - этическая проблематика, схоластическое западное философствование - вопрос о свободе человека в его отношении к Божественному предопределению, Возрождение, хотя и провозгласило своим идеалом изучение конкретного человека, мало что сделало на этом пути, будучи больше озабочено пропагандой античной философии, а в Новое время - проблема познавательных способностей человека. В 19 в. в трудах Штирнера, Ницше, Бакунина, раннего Маркса и др. провозглашено, что именно целостный человек, личность есть подлинный, не сводимый ни к каким составляющим, предмет философии. 20 в. - экзистенциализм и персонализм усилил эти положения. Индивид- признак принадлежности к чел. роду. Это сов-ть биологич. св-тв ч-ка, связ-х с наследованием, рождением. Индивидами мы рождаемся. Индивидуальность- совок-ть отличит. признаков, присущих только этому ч-ку, врожденных и приобретенных. Личность- индивид, наделенный волей, знаниями, умеющий польз-ся этими знаниями, кот. ставит перед собой цели и достиг. их благодаря активности. Это соц.-психол. сущность ч-ка, формирующаяся у него в рез-те усвоения обществ-го опыта, воспитания и обучения. Структура личности: 1. уровень знаний; 2. наличие воли; 3. умение ставить цель; 4. чувства, переживания, стремления. Социальные типы личности: - деятели- активность напр-на на изм-ние окр. среды - мыслители – люди чувств и эмоций - гуманисты – их задача- заботиться о других - подвижники- страдающие за других людей. Поскольку в разных усл. формир-ся различн. личности, большое знач. приобр. идеал личности – воплощение опр-ных черт, выражающих идеалы опр-ной группы. По Сорокину идеалы: - западный – экспрессивность, целенапр-ть, стремление к власти над прир. и др. людьми; - восточный – гибкая адаптация и сложившейся и постоянно меняющейся окр. ситуации; - иоановский – склонность к миссионерству, выс. нравственность. Поиск идеала хар-рен для религиозных и светских целей: христианство (любовь к Богу и др. людям), мусульм-во (безусловная покорность воле Аллаха), буддизм, коммунистич. идеал, капиталистич. Всякая личность имеет опр-ные ориентации, в основе кот-х лежат ценностные оценки (Сократ «Что есть благо?»). Аксеологи ставят проблему «На основе чего мы оцениваем все происх-щее вокруг?». Одни счит., что гл. критерий- биологич. потребности. Дильтей- интуиция. М. Вебер – соц. потребности. Маркс- классовый интерес. Ценность- понятие, указывающее на чел-кое, соц-ное, культурное. Это значимость процессов, предметов и явлений окруж. среды. Ценность – убеждение личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация (сов-ть соц., психол. процессов, посредством кот-х индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функц-ть в кач-ве равноправного члена общ-ва). Сегодня принято оценивать сист. ценностей, сост. из эл-тов: общечел. ценности, гос-ные, нац., классовые, групповые, личностные. Важный вопрос- роль личности в истории. Кажд. личность играет опр-ную роль. История – всегда результат деят-ти самых широких масс, значимость личности рассматривается по ее вкладу. Выделяют личности известные и выдающиеся (Герострат, например, сжег храм Артемиды Эфесской, чем в веках и прославился). Особ-ти личности в 21 в.: автономность, независ-ть (выработка собств. позиции), самост-ть (принятие решений на базе накопл. инф-ции), возрастание активности личности, устремленность личности (постановка цели для себя, а не для всех). 24. Личность и проблема ценностных ориентаций. Проблема классификации ценностей Всякая личность имеет определенные ориентации. В основе ориентации лежат ценностные оценки – аксиология. Восходит к Сократу, высказавшему мысль «Что есть благо?». Аксиология ставит проблему «На основе чего мы оцениваем все происходящее вокруг нас?». Одни считают, что главным критерием (мерилом) являются биологические потребности. Дельтей считает, что все мы оцениваем интуитивно. М. Вебер: критерием оценки является значимость для субъекта. Марксизм полагал, что классовый интерес. Все эти подходы имеют место в повседневной жизни, но все процессы мы оцениваем комплексно. Ценностью принято называть понятие, указывающее на человеческую, социальную и культурную значимость процессов, предметов и явлений окружающей среды. Различают ценности: - предметные - субъективные - программы Существует система ценностей: 1) общечеловеческие 2) государственные 3) национальные 4) классовые 5) групповые 6) личностные Ценность – убеждение личности. Убеждение – комплекс ценностных ориентаций во всех сферах жизни общества. 25. Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Наиболее общее, универсальное представление о сознании даёт философия. На протяжении тысячелетий философия ставила и решала проблемы происхождения сознания, содержания и сущности сознания, об особенностях сознания, о значении в жизни человека и общества. Вопросы сознания – основная проблема философии (неразрывно связана с проблемами существования мира и познания человеком самого себя). В истории философии сознание имеет два уровня решения: 1 – описание тех способов, которыми вещи даны в сознании (описание феномена), 2 – объяснение возможности самого сознания (объяснение самого феномена). Античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени давали разное понимание сознания. Античность. Одна сторона сознания – направленность на объект (метафора печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект – на «дощечке разума»). Выделяются 2 линии исследования: Сократ – С. не тождественно материальному бытию вещей, может дать противоречивое представление об изучаемых вещах, «Я знаю, что ничего не знаю». Платон – существует мир идей, управляемый бестелесным разумом, а в душе ум созерцает самого себя. Душа бессмертна и возвращается на землю в чел. теле вспоминать то, что видела «там». Средневековье. У человека появляется потребность больше обращать внимание на свои переживания. Форма общения с Богом – молитва. Молится не сам человек, а его душа. Душа – то, что истинно существует, когда остаётся без мира, освобождается от него. Христианство считало, что сознание – это Бог, надмировое начало, существующее до всего. Все знания мира заложены в душе (Авг. Блаженный). Бессмертная душа человека обременена оболочкой – «сосудом мерзости и греха», а также разумом – подарком дьявола. Все попытки «умствования» оценивались церковью отрицательно. Сознание – нечто вторичное, а поэтому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое, что есть в человеческом дух. опыте. Сознание – обречённость человека на выбор: духовность или телесность? Связь сознания и страдания в дальнейшем признавали Гегель, Ильенков. Эпоха Возрождения породила интерес к человеку и к его сознанию. Именно эта эпоха положила начало перехода от понятия души к категории сознания, который осуществился в эпоху Нового времени. Новое время. «Бог умер» (Ницше). Возникает необходимость переоткрытия сознания. Новая метафора – С. Это сосуд, в котором содержаться идеи и образы до того, как сознание включается в общение с миром. «Вещи не входят в сознание извне, они содержатся в нём как идеи» (Ортега-и-Гассет, идеализм). Сознания нет без самосознания – вывод философов Нового времени (первым проблему сасосознания сформулировал Сократ). Декарт – «Мыслю, следовательно существую». Душа толь мыслит. Главное в сознании – самосознание. Это рационалистическая традиция рассмотрения сознания (разрабатывается до настоящего времени). Локк – первостепенное значение чувств в формировании С. «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах». Это точка зрения сенсуализма. Мистическая точка зрения – вера в сверхъестественные силы, воздействующие на сознание. Иррационалистическая точка зрения (XIX век) – логически не определённые стороны сознания помогают человеку понять жизнь. Она получила развитие в экзистенциализме – познать мир с помощью непосредственного проникновения в реальность бытия человека. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.) – С. Имеет сложную структуру, активно по своей природе. Кант – чистый разум, практический разум, способность к суждению и умозаключению – можно говорить о философских традициях агностицизма – невозможно положительно решить вопрос об истинности познания мира, ровно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. Гегель – обосновал историзм С., зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни; индивидуальное и общественное сознание. Согласно материализма, материя, бытие первично, С. Вторично и является производным от материи и её свойством. Гилозоизм (Спиноза, Дидро) – С. Это свойство всей материи (и неодушевлённой). Панпсихизм – не существует ничего мёртвого, не одарённого жизнью и С. В современной философии 2 толкования С.: 1 – удовлетворяющее ряду условий образование, вторичное, рефлективное сознание (рационализм), 2 – понимающее, знающее само себя и свою основу. Онтологическая трактовка С. в современной зап. фил-ии: *нечто неотделимое, тождественное непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортега-и-Гассета), *вычленение и описание дорефлексивного уровня С. (Гуссерль, Сартр), *фиксирование жизни С. на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти), *выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм). Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях (разработки Спиркина, Юнга и Фрейда). |