Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
7. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии Предметом изучения философии являются фундаментальные основания и принципы бытия сложной системы «человек — общество — природа». Одной из специфических особенностей становления и развития философии выступает поиск оснований бытия природного, социального и человеческого миров. В своих истоках философия древних цивилизаций Индии, Китая, Греции тяготела к космогонической проблематике и стремилась отыскать первоначала мироздания в качестве источника и основания всего сущего; первые философские концепции оформились как учения о природе, или натурфилософия. Для натурфилософского периода античной философии характерной явилась постановка проблемы архе — единой основы мироздания (старшие физики). проблемы интегрального единства множественных миров (младшие физики). В проблемном поле классической философии развитие онтологии представлено в нескольких версиях: 1)актуализирует стремление к умозрительному постижению сверхчувственных основ бытия и восходит к учению элеатов. Учение о первичных основах всякого бытия, или о сущности мира, получает оформление в метафизике (или «первой философии») Аристотеля. В дальнейшем традиционная метафизика разрабатывается в различных концепциях европейской философии — учении Платона,средневековом реализме, гегелевской философии. В эпоху Возрождения оживляется интерес к натурфилософской аппликации онтологической проблематики—умозрительному истолкованию природы в ее целостности(Коперник, Бруно). В Новое время натурфилософские построения отходят на второй план. В процессе исторического развития философского знания происходит смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. Поворотным моментом в развитии онтологии человеческой субъективности явилась философская концепция Хайдеггера, акцентировавшая внимание на фундаментальном характере человеческого бытия. В XX веке эта тема получила наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии. Вместе с тем в философии никогда не исчезал и по сей день не исчезает интерес к изучению различных видов и форм бытия. Основные виды бытия — материальное и идеальное (духовное) — предстают в формах природного, социального, духовного и человеческого миров. В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия — субстанции, под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Наряду с понятием «субстанция» в данном подходе использовались такие категории, как «субстрат», «модус», «акциденция», «атрибут». Понятие онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Специфика онтологии: исследует проблему существования(бытия)реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В античности о занималась поиском внутренне присущих миру первоначал. В средние века предмет о -сверхсущее бытие.В Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания). С 19-20. о. возрождается путем осмысления проблем существования человека. 8. Категория материи и ее интерпретации в истории философии и естествознания. Важный структурный эл-нт Бытия- материя (М.) Понимание материи от Демокрита до 19 в. – все вещи состоят из атомов, атомы неделимы, непроницаемы. Новое вр (17-18 вв.): понимание М. сводилось к описанию первонач. св-тв матер. объектов- протяж-ть, тяжесть, перемещение (механистич. концепция). Эфирная концепция- основа всего сущест-щего-эфирный вихрь Вещественная концепция – М. отождествлялась с конкр. видом вещества, кот. состоит из неделимых атомов. Св-ва М.-непроницаемость, инерция, протяж-ть. 19 в. – ряд крупн. открытий, кот. подорвали демокритовское понимание: 1895 – Рентген- рентген-е излучение- проникает ч/з любую М. 1896- Беккерель-радиоакт. излуч. 1897-Томпсон- электрон, след-но, атомы делимы. 1898- Кюри-радий 1898- Лебедев – солн. свет имеет материальную природу 1900- Планк – квантовая механика 1905 – Эйнштейн- общ. и спец. теирия отн-ти. Многие физики делают вывод о том, что М. исчезла. некот. предлагают свести М. к энергии. Ленин («Мат-зм и эмпириокритицизм») анализ. открытия в науке и показывает, что они не опровергают учение о материи. Материя не исчезла, исчез тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Был открыт электрон, но электрон существует и так же сложен, как и атом. М. – фил-кая категория для обознач-я объективной реальности, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими орг. чувств, существуя независимо от них. Единственное св-во М. – быть объективной реальностью. Фил-кое понятие М. обладает признаком всеобщности и обознач. объективную реальность без всяких ограничений. Современная наука матер. мир рассматривает как системно организованный. Это сов-ть систем: I Неживой природы: -мегамир - макромир - микромир II Живой природы: - молекулярный ур. (ДНК, РНК, белки) - клеточный - ур. микроорганизмов -ткани и органы - живой организм в целом -популяционный ур. видов. -ур. биогеоценоза -биосфера III Общественная система --индивид - соц. группа -семья - гос-ный -коллектив - система гос-в - общ-во в целом Виды М.: вещество (все что обладает массой покоя), поле (ЭМ, гравитац., биополе). Формы М.: неживая, живая, социально организованная. Концепции Вселенной: - актуальная Вселенная – фактически наблюдаемая. - астрономическая – максимально возможная область мира, кот. мы можем в будущем наблюдать. - физическая – как целое, всеобъемлющее сущее, охватывающее все простр-во, время, объединяет 2 предыдущие части. 9. Понятие движения. Основные формы движения материи, их динамика. Современная наука и проблема классификации движения. Осн. атрибуты существования материи – движение, простр-во, время. Атрибут- св-во, кот. неотделимо от самого существования предмета. Движение (Д.)- внутреннее присущее материи св-во.Это не просто перемещение тел отн-но др. друга, но изменение вообще. источник Д.-внутр. противоречивость, свойственная всем матер. объектам. Хар-ки Д.: объективно, вечно, носит всеобщий хар-р. Осн. тип Д.-развитие (направленное Д., кач-ное изм-ние предмета). Д. абсолютно и отн-но. Покой-частный момент Д. До 19 в. Д. рассматривалось как перемещ-е из одной точки в другую. 19 в. – новая трактовка. 1-ю типологию предложил Энгенльс («Диалектика природы»). Выделил 5 осн. форм Д.: 1. механическая –перемещ-е тел в простр-ве 2. физич.- тепловые, ЭМ, оптич. процессы 3. хим.-взаимод-е атомов и молекул 4. биологич.-ур. функц-ния живых организмов 5. социальная-ур. обществ-х явл-й и процессов. Соврем. класс-ция Д.: 1. пространственное перемещ=е 2. ЭМ движ. 3. гравитационная 4. сильное ядерное взаимодействие 5. слабое яд. взаимод-е 6. хим. 7. геологич. 8. биологич. 9. соц. Принцип взаимодействия осн. форм. Д. 1) высш формы Д. материи (биол. и соц.) связ. с низшими. 2) высш. формы Д. вкл. в себя низшие. 3) высш. формы Д. нельзя свести к низшим. Д., простр-во и вр. существуют неразрывно, образуя пространственно-временной континиум. Противопоставления материи и Д. 1-Энергетизм- устранить понятие материи путем сведения всех проц. к энергетическим; 2- Винер. Инф-цию превращает в 3-ю самост. реальность наряду с материей и Д. 10. Проблема пространства и времени в философии и науке. Концепции пространства и времени в современном естествознании. Пространство (П.)- сов-ть отношений, отражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение отн-но др. друга. Время (В.)- сов-ть отношений, выражающих координацию сменяющих др. друга состояний, их последовательность, длит-ть. Подходы: 1) Субстанциальная концепция – идея сод-ся в фил-фии Демокрита. Теоретич. разработал Ньютон. по Ньютону П. и В. –объективные формы, существующие наряду с материей, с ней не связаны. Ньютон вводит понятия «абсолютное П.» и «абсолютное В.». Механические перемещения описывает с помощью геометрии Эвклида. 2) Реляционная концепция – теоретически ее сформулировал Лейбниц, кот. утверждал, что материя неотрывна от движения, а движение материи неотрывно от П. и В. Соврем. наука утверждает, что П. и В.- внутр. св-во всех матер. объектов. 3) Идеалистич. концепция – П. и В. не существуют объективно, а связаны с деятельностью чел. сознания. Важное св-во П. и В. –абс-ть и отн-ть. Абсолютность П. и В.- они являются всеобщими формами существования всех материальных объектов. Относительность – конкретные св-ва П. и В. зависят от особенностей матер. объектов, их движения и взаимодействия. Это положение подтвердил Эйнштейн в общей (1916 г.) и специальной (1903 г.) теории относительности. Специальная теория отн-ти: пространственно-временные св-ва тел меняются с изменением скорости их движ. (эффект близнецов). Общая теория отн-ти: П. в разных частях Вселенной имеет разную кривизну, кот. обусловлена действием гравитационных полей, создающихся большими массами тел. Для отражения характеристик П. Эйнштейн пользовался неэвклидовой геометрией. Осн. хар-ки П.: -П. обратимо - П. по крайней мере трехмерно - однородность – равноправие всех точек - изотропность – равноправие всех направлений. Хар-ки В.: - необратимо – одномерно - однородно, но неизотропно. П. и В. обладают рядом общих св-тв: -объективны - абсолютны - неразрывно связаны - имеют общую структуру - зависят от конкретных систем Различия: П. трехмерно, В. одномерно. Движение материи, П. и В. образуют пространственно-временной континиум. Суть теор отн-ти – подтверждение реального его существования. Философский вывод – между движением, П. и В. существует полная зависимость. 11. Исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии. Dialego (греч. – умение, искусство вербальной коммуникации) – в школах Сократа, Платона. Исторические типы: 1) Наивная стихийная диалектика древности – Античность (систематичности не было) 2) Немецкая класс. диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг). Гегель разработал теорию диалектики, систематизировал разрозненные знания. 3) Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм. Энгельс: диалектика – наука о развитии всего существующего. Диалектика: 1) – это система знаний 2) – это универсальный всеобщий метод Как теория развития диал-ка включает принципы развития и всеобщей универс. связи. Принцип развития – мир всегда находится в развитии. Развитие – это тип движения, изменения материальных и идеальных системных объектов, при которых происходит направленный и необратимый переход от одного качественного состояния к другому. Ему характерны: 1) Направленность развития 2) Преемственность 3) Необратимость 4) Цикличность Движение – ненаправленное изменение состояния объекта. Формы развития: прогрессивное и регрессивное З-ны диалектики: 1) З-н единства и борьбы противоположностей 2) З-н взаимного перехода колич. изменений в качественные 3) З-н отрицания отрицания Особенности законов: 1) Они универсальны 2) Они раскрывают движение и развитие всего существующего в чистом виде, без исследования специфики носителя движения З-н - необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь м/у объектами. Диалектическое отрицание – фил. категория для отражения объективного существующего всегда конкретного процесса возникновения нового и гибели старого, при опдновременном сохранении черт устраняемого старого Модели диалектики: 1) Спенсер: градуалистская модель – всеобщей постепенной эволюции всей природы (принцип механического перераспределения частиц материи) 2) Творческий эволюционизм – абсолютизация скачков в развитии взрывного типа. Результат развития связан с внутренним «творчеством» (Морган) Эмерджент – совокупность элементов, кот. не сводится к исходным состояниям Результат – сумма начальных состояний 3) Науралистическая концепция (Дарвин) 4) Антропологическая модель развития (экзистенционалисты) 5) Равновесно-интеграционная модель: равновесие абсолютно, борьба относительна, равновесие лишено противоречия, оно положительно, отклонение негативно. Развитие: равновесие-неравновесие-равновесие 6) Теория конфликтов (Дариндорф, Тернер) – конфликт наций, народностей, гос-в, профес. групп. Главный конфликт- в системе управления. Развитие: конфликт-равновесие-конфликт. Альтернативы диалектики: - метафизика - релятивизм Эти концепции по-разному отвечают на 3 важных МВЗ-ких вопросы: 1) Что является источником развития ? 2) Каков механизм развития ? 3) Какова направленность и структура развития? Диалектика: 1) Источник – внутр. противоречия или борьба противоположностей (з-н ед. и борьбы противопол-тей) 2) Механизм – развитие есть единство непрерывных колич. изменений и прерывных качественных (з-н перехода колич. измен. в кач-ные) 3) Направл-ть и структура – развитие есть сложный нелинейный необратимый процесс, осущ-йся по спирали Метафизика (мышление, неспособное отражать мир в развитии): 4) Источник – внешняя сущность 5) Механизм – развитие есть непрерывное количественное увеличение без качественного изменения 6) Направл-ть и структура – развитие осущ-ся либо по кругу, либо по спирали Основные формы метафизики: - догматизм – оперирование неизменными понятиями без учета изменившихся условий - эклектика – способ объяснения действит-ти, когда из общей связи вырываются противопол-е стороны и объединяются без учета конкретных особ-тей данной вещи - релятивизм – в объяснении процесса развития абсолютизирует момент изменч-ти относит-ти ( В одну и ту же реку нельзя войти и единожды) - софистика – сознательное применение в споре неправ. Доводов 12. Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий Исторические типы: 4) Наивная стихийная диалектика древности – Античность (систематичности не было) 5) Немецкая класс. диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг). 6) Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм. Основополагающие принципы: 1) Принцип всеобщей универсальной связи 2) Принцип развития Изменение – трансформация качественных и количественных состояний системы. Движение – изменение вообще – ненаправленное изменение состояние объекта. Развитие – тип движения, изменения материальных и идеальных систем объектов, при кот. необратимый целенаправленных переход из одного качеств. состояния в другое. Понятие становление исключает понятие начала и конца системы. Осн. формы развития – прогресс и регресс. Прогресс – переход от низшего состояния к высшему. Чисто прогресса не бывает. Критерии прогресса: 1) информационный 2) функциональный – усложнение взаимоотношений со средой 3) системный подход – повышение уровня целостности и интегративности системы. Это может происходить за счет усложнения или упрощения системы. Законы диалектики: 1) З-н единства и борьбы противоположностей (что является источником развития?) 2) З-н взаимного перехода колич. изменений в качественные (механизм развития?) 3) З-н отрицания отрицания (раскрывается направленность и структура развития) [1] любая система м. б. представлена как диалектическое противоречие – единство одновременно взаимоисключающих и одноврем. взаимопредполагающих сторон. Основным элементом диалектического противоречия противоречия явл. исключающие стороны – противоположности (внутри системы они взаимодействуют м/у собой). [2] Качество – то, что хар-ет объект как таковой, то, что отличает его от других. Количество – категория, кот. отражает определенность предмета со стороны его величины, объема и т.д. Мера – границы, в кот. количеств. Изменение не вызывает качеств. изменения. Переход от одного качества к другому происходит в форме скачка – переход за границы меры. [3] диалектическое отрицание: - отменить, упразднить старое - сохранении положительных и отрицательных сторон - момент трансформирования старого содержания в новое Любой процесс – форма последовательного ряда отрицаний, характеризуется преемственностью, новое зарождается в недрах старого. - поступательность развития, сменяются циклы, относительность - спиралевидность процесса развития Категории диалектики: 1) единичное и общее 2) целое и часть 3) система и элемент 4) причина и следствие 5) необходимость и случайность 6) содержание и форма 7) сущность и явление 8) возможность и действительность |