Главная страница
Навигация по странице:

  • 27. Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

  • 28. Сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения.

  • 29. Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык

  • Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем


    Скачать 249.56 Kb.
    Название1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
    АнкорШпоры по философии
    Дата19.12.2021
    Размер249.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по философии.docx
    ТипДокументы
    #309808
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    26. Сознание и мозг. Возможности и пределы «искусственного интеллекта».
    Качеств. скачком в разв. Вселенной явилось возн. орг-й жизни на Земле и соотв-но биолог. форм отраж-я, котор., приобретая избирательность, управляют приспособительным поведением биосистем. Псих. отраж. возн. тогда, когда мех-мы нейрофизиологич. отраж. с характ-м для него автоматизмом оказыв. недостат. и необход. становится обследов. реальной ситуации, котор. служ. основой повед. орг-ма. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привела на уровне психики к появлению развитого головного мозга. Человеческий мозг предст. собой струк-у огромн. анатомической и физиологической сложности и имеет, по приблизительным подсчетам ученых, 10 в 12й нейронов и 10 в 15й связей между ними.

    Нервн. сист. чел-ка сост. из 2х разделов: центр-го и периф-кого. Центр. вкл. головной мозг, промежуточный, спинной мозг. Вся ост. часть нервной с-мы отн. к периф.

    Практич. все отделы центр. и периф. нервн. с-мы участв. в перераб. инф-ии, поступ. через внешн. и внутр. рецепторы. С высш. психич. ф-ми, с мышл-ем и созн-ем ч-ка связ раб. коры головн. мозга и подкорковых структ. Особ. роль в гол. мозге играют прав. и лев. полушприя, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная, височная.

    Лев. полушар. в своей раб. выступ. как ведущее в осуществлении речевых и других, связанных с речью, функций: чтение, письмо, счет, логическая память, словесно - логическое, или абстрактное, мышление, произвольная речевая регуляция других психических процессов и состояний.

    Прав. полушар., вероятно, связано с осущ. неопосредованных речью псих-ких ф-ий, обычно протекающ. на чувств-ом уровне, в наглядно-действенном плане.

    НТР откр. возм-ть созд-ть электронно-вычислительные машины, способн. осущ. «мыслит.» опер-ии. Общим для мозга и моделирующих его работу кибернетических устройств является их материальность, наличие процесса переработки информации. Но если в машинах дело огранич. инф-м логич. про-цессом, протекающим в форме физико-химического движения, то мышл-е ч-ка осущ. на более сложном нейрофизиологическом уровне, где важн. роль игр. обществ. практика, опыт, эмоции, фантазия, интуиция, которые подвергаются контролю мышл. и могут ускор. или замедл. процессы обраб. информации. Иск. интелл., реализ. на ЭВМ – модель логич. структуриро¬ванного рассудочного мышления. Человеч. мышл. включает бессознательное, волю, мораль, ценности, идеалы, самосознание, опи¬рается на разум. Компьютер – ср-во, сильно повыш. «производит-ть» чел. мозга, но не подменяет его. В системе «чел. – комп.» в идеале имеется сотрудн-во, но не соперн-во между людьми и машинами, здесь ведущей стороной выступ. чел.

    Особенности систем искусственного интеллекта:

    1) наличие в них собственной внутренней модели внешнего мира;

    2) способность пополнения имеющихся знаний;

    3) способность к дедуктивному выводу;

    4) умение оперировать в ситуациях, связанных с различными аспектами нечеткости, включая «понимание» естественного языка;

    5) способность к диалоговому взаимодействию с человеком;

    6) способность к адаптации.

    В реальных исследованиях, как правило, признается абсолютно необходимым наличие внутренней модели внешнего мира, и при этом считается достаточным выполнение хотя бы одного из перечисленных выше условий.

    В свое время А.Тьюринг предложил в качестве критерия, определяющего, может ли машина мыслить, «игру в имитацию». Согласно этому критерию, машина может быть признана мыслящей, если человек, ведя с ней диалог по достаточно широкому кругу вопросов, не сможет отличить ее ответов от ответов человека.

    Критерий Тьюринга в литературе был подвергнут критике с различных точек зрения. Действительно серьезный аргумент против этого критерия заключается в том, что в подходе Тьюринга ставится знак тождества между способностью мыслить и способностью к решению задач переработки информации определенною типа.

    Подходы к созданию искусственного интеллекта

    1. Механ-ий подход. Идея создания мыслящих машин «человеческого типа», которые казалось бы думают, двигаются, слышат, говорят, и ведут себя как живые люди. Древность и средние века.

    2. Электронный подход. На базе ЭВМ.

    3. Кибернетический подход. Все «умные» машины должны обладать обратной связью. А самые перспективные исследования для Иск.Инт. лежать в пограничных областях наук.

    4. Нейронный подход. Имитация нейронов и мозга. Обучение искусственного мозга.

    27. Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
    Возникн-ние С. связано с формир-ем кул-ры, с необх-стью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразоват. общест. деят-сти людей. С. обеспечивает ч-ку прояснение смысложизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его сущ-¬нии. Через С. ч-к выделяет себя из природы, из сообщества др. людей. У ч-ка С. выраж-ся в его действиях. Ими он поддерживает свое сущ-ние, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. С. выполняет функции оценки ситуации, соц. памяти чел-ва, обобщения и воспроизв-ва на основе информац. отражения накопл. опыта. С. – целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь.

    В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

    1. Его идеальность – способ воспроизв-ния реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно. 2. Интенциональность - придание смысла предмету. Передачу смысла от поколения к поколению осущ-ют язык, разн. формы иск-ва, нормы нрав-сти, техника. 3. Идеаторность – спос-сть творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания. 4–5. С. универсально, т.е. потенциально способно отражать люб. свойства предметов. Универ-сть С-я сочетается с его реал. ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкр. пространственно-врем. координатах. 6. Объективность, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действ-сти. 7. Субъективность. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личнос. собств. интерпретация этой ситуации. 8-9. С-ю присуща спос-сть целеполагания, предварительного создания идеал. проекта буд. рез-та. Целенапр-сть С-я соч-тся с его стихийностью. 10-11. С. «осваивает» вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практ. для человека значении. 12-13. С. потенциально «заряжено» творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового. 14. С. обладает неразр. связью с языком. Посредством языка С. раскрывает себя и свою работу.

    Структура С-я: 1. Сфера телесно-перцептивных спос-стей знания, получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкр. представления, с помощью кот. ч-ек получает первич. чувственную инф-ию. Главная цель - полезность и целесообразность бытия тела ч-ка

    2. Сфера логико-понятийных компонентов С-я связана с мышлением, кот. выходит за пределы чувствен. данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, док-ств. Глав. целью этой сферы сознания является истина. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

    К самосознанию ч-ек приходит только через социализацию. Ч-к осознает себя через осознание собст. деят-сти, в процессе самосознания ч-ек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания свид-ет о рефлексивной функции его по отношению к сознанию. Исходя из рассмотренного представления сознания, можно выделить функции С-я: 1.Познавательная. 2. Прогноза, предвидения, целеполагания. 3. Доказательства истинности знания. 4. Ценностная. 5. Коммуникативная. 6. Регулятивная.

    Касс-но стр-ры сознания, необх-мо отметить сущест. роль бессознательного. В область бессознательного входят:

    - Психич. явления, возник-е во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние хар-тся отключенностью сознания, в снах содержится неискаженная сущность чел-ка, правда, завуалированная различными образами.

    - Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

    - Бессознательное запоминание фактов и событий, сопров-ся сильным эмоц. резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

    - Движения, бывшие в прошлом сознат-ми, но благ-я повторению автомат-ся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся слож. профес. движения машинистки.

    - Некоторые побуждения к деят-сти, в кот. отсут-т сознание цели. Напр., было доказано влияние гипноза как мощ. фактора побуждения к, казалось бы, беспол. действию.

    - Нек. патолог. явления, возник. в психике больн. ч-ка: бред, галлюцинации и т. д. Они м. возникать при сил. возд-ях на нерв. сис-му – болезнью, психотроп. или галюцин. вещ-ом.

    - Состояния, не связ. с серьез. психич. нарушениями, напр. навязчивые мысли (обсессии).

    Бессознательное - это столь же специфически чел-ое психич. проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.

    Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное - это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

    Фрейд выделял: сознание, бессознательное, предсознательное (между двумя первыми), надсознательное (высшие установки общества).

    28. Сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения.
    Первое, что стоит решать – это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживой природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым материализмом, но решена им не была. Материалисты не смогли уловить этой предпосылки сознания. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций гилозоизма. Найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира – это значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот – если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет. Реальные предпосылки были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

    Отражение – способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.

    В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы – человеческого сознания.

    3 формы отражения:

    *в неживой природе,

    *в живой природе,

    *сознание как высшая форма отражения.

    В пределах неживой природы отражение является пассивным и выступает в виде механического, физического, химического отражения (отражение в зеркале, следы на песке). Отражение не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности.

    У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе (для простых организмов характерен такой уровень, как раздражительность – позволяет реагировать в процессе непосредственного контакта).

    Сознание, как форма отражения, имеет вышеперечисленные свойства биологического отражения, но не ограничивается этим, поскольку в процессе эволюции биологическая форма отражения, перейдя в сознание, приобрела множество других свойств, не присущих другим формам отражения, поэтому человеческое сознание можно по праву называть высшей формой отражения действительности. Характерный для многоклеточных организмов уровень – чувствительность – способность к ощущениям – появляется на уровне простых организмов и предполагает реагирование не только на факторы внешней среды, но и на биологически нейтральные факторы. В каждой клетке происходит формирование информационной модели внешнего воздействия. Важнейшее условие возникновения психики – наличие цельной НС, полной НС – это уровень условных и безусловных рефлексов. Психика животного – результат биологического развития. Психика человека – результат биосоциального развития, поэтому человек способен к опережающему отражению действительности, которое возможно на основе взаимодействия 1-ой и 2-ой сигнальных систем.

    29. Социальная природа сознания. Культура и коммуникации как условия становления развитых форм сознания. Мышление и язык
    Только социальные условия могли сыграть решающую роль в формировании сознания: 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

    Сознание представляет собой ядро человеческой психики. Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.

    Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизнедеятельности, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное, как аспект культуры, ее определенность, свойство.

    Существует множество различных видов культуры, поскольку есть множество видов деятельности (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая). Индивид усваивает ее посредством языка, воспитания, общения. Сознание его складывается незаметно и изменяется в ходе жизни. Овладевая существующими в обществе нормами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Культура может существовать в материальной форме, поскольку объективируется в книгах, статуях, орудия труда. Материальная культура постольку имеет смысл, поскольку наполнена идеальностью человеческого сознания. Своей деятельностью, практикой человек создает свое «второе тело», «вторую природу», специфическую среду обитания - т.е. культуру. Формирование сознания тем самым связанно с формированием культуры, т.к. в ней закреплялись и фиксировались навыки, способы, нормы деятельности и она служит основой передачи всего этого новым поколениям. Люди, вступая в общение, в кооперацию в совместном труде закрепляют в сознании как бы план совместных действий. Тем самым сознание выполняет функцию социальной памяти человечества. Оба этих момента есть свидетельство того, что сознание - необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

    Мышление и язык. Становление человеческого общества было одновременно становлением особого типа информационного наследования передаваемого не биологическим путем, а через некоторые внешние объекты, создаваемые человеческой деятельностью. Овладение этими объектами требовало воспроизведения определенного типа действия. Причем овладение человеческой речью, человеческими способами поведения в принципе не неосуществимо индивидуально. Родившись, человек может войти в человеческое общество через связи с другими людьми. Поэтому мышление имеет социальную природу. Однако и по своему содержанию и по своей структуре отражало не только отношение человека к внешнему миру, но и связи между людьми.

    Мышление человека – понятийное мышление и не могло сложиться вне языка, т.к. именно слово является реальной формой в которой существует понятие, а язык развивался одновременно как средство связи и коммуникации людей, и как форма в которой рождается мышление.

    Мышление и язык едины, но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях «про себя». Иначе говоря, речевой аппарат действует и во время мышления. Язык – это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке мысль получает реальное существование.

    Сущность языка в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

    Язык – это форма материализации мысли. Это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи продуктов духовной деятельности.

    Наряду с естественными языками, человек использует и искусственные языки. Искусственный язык – это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках. Причина появления таких языков – в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена многозначность терминов.
    Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта