Шпоры по философии. шпоры по философии. 1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Скачать 249.56 Kb.
|
50. Инновационная деят-ть (ИД) и устойчивое развитие. Наука и соцтехнологии. ИД – нач 20века, Шунпетер (амер) рассм ИД, как посредник м/у изобретением и внедрением в экон-ку. Всегда сущ-ет потребность усоверш-ть жизнь. ИД – это развитие. Ведет себя по-разному. Нач20 века: внедрение новых вещей привело к кризису. ИПроцессы на 5 групп: 1)продуктовые, 2)технологические, 3)социальные, 4)комплексные, 5)культурные. Противоречия: 1)ИД явл-ся предпосылкой кризиса 2) ИД – средство устранения кризисов. Сущ 3 группы базисных инноваций: 1)экономика, 2)политика, 3)соц-психол отношения в общ-ве. Развитие ИП обусловило соц/ тех-гии – это деят-ть, в рез кот достигается поставленная цель, осущ-ся изменение объекта деят-ти. Все ли м технолизировать? Нет. Гл/цель ИД: обеспечить устойчивое разв-е страны (Рио-де-Жанейро, 1992, 117 стран мира, конференция, «стратегия уст-го разв-ия»). Лидеры ИРазвития: США, Япония, Ю/В Азия, З/Европа. Гл/ стратегические направления: 1)эф сис-ма финансирования НИОКР (Политика д/б направлена на развитие науч/ программ и на внедрение идей в жизнь, проводить исслед-ия и за пределами страны) 2)Целенаправленная кадровая политика (чем выше квалиф-ия, тем выше з/пл) 3)Реализ-ия рез-ов исслед-ия (развитие технопарков…) 4)м/у нар сотрудничество 5)страт-кое планир-ие НТР (без прогноза ничего не получится) 6)Ориентация на приоритетные направл-я. 51. Общество как предмет философского анализа. Специфика социального познания. Вопросы: Возможно ли научное познание общества? Каков статус социальной философии? Как различать автономные объекты социального познания? Точки зрения на 1 вопрос: * общество недоступно не познанию вообще, а познанию с позиции канонов классического естествознания. Общество можно познать с помощью других методов, которые не используются в естествознании вообще. * социокультурная реальность недоступна познанию. Главная причина сомнений – специфика повторяемости, а повторяемость – главный признак закономерности. Мера повторяемости в обществе и природе является различной. Уникальное мирно существует с повторяющимся, типичным. Точки зрения на социальную философию и социологию: • их полное различие, только социальная философия рассматривает общество как целое, • они тождественно равны, • их предметное пересечение, но при этом нет тождественности. Социальная философия – теория высшего ранга общения, которая пытается выяснить, что есть общество, человек в родовых формах своего бытия. Претендует на системный анализ общества как сложно организованного суперобъекта. Есть 2 реальности: природная и надприродная (общество). Изучает законы строения, развития, функционирования системы конкретных типов социологических объектов. Ключевые понятия: общество, социум, социокультурная реальность. Много трактовок понятия «общество». Практически все социологи и философы выступают против попыток универсализировать понятие. Общество рассматривается как сугубо специфический мир людей и созданных ими артефактов (порождённых продуктов). Выступает как социальное вообще. Любое социальное образование может быть рассмотрено как миниобщество. Другой смысл понятия: общество характеризует строго определённые формы существования социальных объектов. «Всякое общество социально, но далеко не всё, что обладает свойством социального, можно рассматривать как общество». Очевидно, что реальное существование социального возможно только в обществе в узком смысле этого слова. Общество – организационная форма действительного бытия (правила, нормы). Общество – системная, организованная форма бытия социального. Общество – система, превосходящая любую другую систему. Что объединяет людей? К.Маркс – «Люди должны постоянно воссоздавать свою жизнь в постоянном объёме и содержании». Именно человеческая деятельность является специфическим способом существования социальной действительности. Общество – динамическая саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общественные отношения разнообразны. Люди деятельностью творят историю, развиваются и изменяются. Это определяет специфику законов общества. Они носят объективный характер. Это законы человеческой деятельности и общественных отношений. Они всегда затрагивают интересы людей. Социальные законы действуют и проявляются как господствующие тенденции. Социальное развитие осуществляется как вероятностный процесс зарождения в действительности определённого веера возможностей, выбора и реализации одной из возможностей. Процесс социального познания специфичен и отличается от процесса познания природы. Специфика определяется особенностями объектов познания. Социум (или общество) – и объект, и субъект в социальном познании (в отличие от классического естествознания). В совокупном субъекте представлены разные, порой противоположные интересы, цели, позиции познания. Ценностные установки субъекта включаются в социальное знание. Социум – самый сложный из объектов познания, высшая форма движения материи. Общее развитие по своей природе процесс вероятностный, и теоретическое отражение развития может быть только альтернативным. Невозможен однофакторный подход. Возможно ли научное познание общества? Чисто научное – невозможно. Надо отказаться от чисто теоретических, рациональных подходов. Должны взаимодействовать научное и ненаучное, рациональное и нерациональное. В социальном познании особое значение имеет соотношение истины и ценности. Классическая трактовка истины (слепок действительности) в социальном познании невозможна. 52.Основные социокультурные парадигмы социального сознания. Для отражения общества требуется генерация различных исследовательских программ (или парадигм – от греч. «пример», «образец». Введено Бертманом, а затем Кунн: некая модель постановки и решения проблем, которая принимается научным сообществом). Различные парадигмы осмысления социального мира. Натуралистическая. Оформляется к 18 веку как результат экстраполяции канонов естественно-научной рациональности на способы социальной жизни. Основные принципы представлены в школах: редукционизм, концепция этногенеза Гумилёва, социальная школа Спенсера, Парсенса. Ориентация человека на объективный и абсолютный мир, в соответствии с которым человек согласовывает свои взгляды, ценности. Общество – некая биологическая целостность, функционирующая по законам классовой механики. Человек – орган этой системы, которая обезличивает гениальное начало в человеке.. Законы общественного развития рассматриваются по аналогии с законами природы, которые носят жёсткий характер. В социальную философию вносится элемент фатализма. История – сменяющие друг друга состояния по восходящей линии. Абсолютная предсказуемость. Исключается много факторный подход. Биологический детерминизм (вторая половина 19 века) – социальный дарвинизм – естественный отбор, борьба за существование, социальные конфликты – естественное состояние общества, влияние расовых отличий на структуру общества и его развитие, фрейдизм – поведение человека зависит от его инстинктов (бессознательного). Географический детерминизм (начало 18 века) – в трудах Монтескье, Бокля, Рекью. Я. Гумилёв пытался выявить причину исторического развития в особенностях этнических отношений. Спенсер трактует основные законы человеческой истории как закон выживания наиболее приспособленных социальных организмов. Этико-субъективистская. Противоположная натуралистической логика отражения социальных процессов. Представлена школами: неоконсианство, русское народничество, некоторые версии русской религиозной философии. Чисто субъективное видение исторического процесса. Общество – результат проявления некого творческого начала, волевого разума, лишается всякой закономерности. Человек осуществляет деятельность в соответствии с идеалами. Человеческая объективность возводится в абсолют. Диалектико-материалистическая – преодоление крайностей 2 предшествующих. Признание определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основа общественной жизни – сфера материального производства, определяющая все формы человеческой жизни. Социальная революция носит объективно закономерный характер и воплощается в идеальном типе общества. Общественно-экономическая формация – определённая стадия развития общества. Линейная интерпретация изменения истории. История – смена формаций. Каждая формация наступает с неизбежностью. Культурно-цивилизационная (Шпенглер, Ясперс, Тойнби, Сорокин). Интеллектуальная позиция формационной модели. В основе – идея уникальности культурных процессов. История – процесс развития замкнутых систем, неповторимых культурных организмов. Нелинейная интерпретация исторического процесса. Антропологическая (экзистенциализм, Камю, Сартр, Хайдеггер, Бердяев, Ясперс, психоаналитическая философия, Фрейд, Фром, философия жизни, Ницше). Человеческую реальность следует объяснять из её же самой. Познание общества – познание человека. Человек – существо многомерное (природное+социальное+духовное+космическое начала). Использование нерациональных форм познания человеческой реальности (исследование воли, инстинктов). Синергетическая – развивается в рамках рационалистического понимания мира (Пригожин, Арнольд). Идеи: 1 – самоорганизация, 2 – общество открытая система, 3 – общество развивается по нелинейным законам. Порядок через флуктуацию – творческая роль случайности в процессах. Неустойчивость социальных систем. В любой системе наличие как внешних, так и внутренних факторов. 53. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Общество рассматр. как самоупр. целостность множ-ва разнообр-х отнош-й, носит-ем кот явл. идивид. и те соц. группы в кот. он включ-н. В кач-ве осн-х подсистем выд. след-е: эк-я, соц-я (опред. способ связи эл-ов, индивидов, занимающих опред. соц. позиции и вып. опред. соц. роли в соотв. с принятой в данном общ. сист. норм.), полит-я, дух-я. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени не по прихоти людей, а объективно, т. е. независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Социальное взаимодействие - это взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами, так и внутри отдельного объекта, между его эл-ми. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархическую структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчинённости в том порядке, как они перечислены. Основные подсистемы общества - социальные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления, материальных благ; связанные с взаимодействием государства, партий политических организаций по поводу власти и управ-ления; связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп; связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов: Экономическая - производственные учреждения (заводы, фабрики),учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п., Политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и прочие организации и т.п., Социальная - классы, страны, социальные группы и слои, нации и т.п., Духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. 54. Структура общества и основные типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации Общ-во- соц. система, самоупорядоченная, самоуправляемая целостность мн-ва разнообр. обществ-х отн-ний, носителем кот-х явл-ся индивид и те соц. группы, в кот. он включен. Осн. подсистемы: эк-кая, соц., политич., духовная. Соц. структура- опр-ный способ связи эл-тов, индивидов, занимающих опр. соц. позиции и вып-щих опр. соц. роли в соотв. с принятой в дан. общ-ве системой норм и ценностей. Соц. структура обеспеч. устойчив. функционир-я. соц. систем. Подструктуры: этнич-я, демографич-я, поселенч-я, классовая, профф-образоват-я и т.п. Сущ. также группы или общности подвижного хар-ра. В зап. фил. существует понятие «стратиф-я» (от лат. страто-слой, пласт). Социальная стратификация – существование структурированного неравенства между социальными группами в обществе, касающегося доступа к материальным или иным благам. Стратификации существуют во всех обществах, но с развитием государства различия в богатстве и власти (наряду с различиями в профессии, образовании и престиже) особенно усиливаются. В современных обществах наиболее характерной формой социальной стратификации является классовое деление. Страта вкл. в себя множ-во людей с некот. опред. статусными признаками своего полож-я. (Например, люди, принадлеж к разным классам, могут оказат-ся в одной страте по признаку образования). Для выд-я страты использ-ся только статусный признак, кот. объективно приобретает в дан. общ-ве ранговый хар-р. Страта выдел. на основе особозначимых хар-к. В современной теории страт-ции эти признаки: тип профессии, уровень дохода, образ-е. Поэтому особое знач. в теории соц. стат-ции приобрет. понятие «статус»- опр-ное полож. ч-ка в с-ме правовых отн-ний. Соврем. понимание- соц. позиция ч-ка, кот. личность занимает в стр-ре общ-ва в соответствии с: • соц-эк. положением • демографич. • профессией • облад. полит. властью Понятие соц. статус. хар-ет полож. чел. в общ-ве, оценку этого места с поз-ии др-х людей и выраж. как: авторитет; престиж. Каждому чел-ку присущ статусный набор, котор. определ. манеру пов-я, круг общ-я. Соц. статус может быть предписанный (вне завис. от чел-ка) и достигаемый (благодаря собств. усилиям). Каждый статус имеет оценку авторитетности (признание за индивид-м права на принятие отв. реш-я) и престижности (социально санкционир. форма значимости тех или иных статусов или соц. ролей). Представл-е о престиж-ти меняется. Соц. роль- соц. фун-я индивида, кот. связ. с набором норм, согл. кот исполнитель должен вести себя в опред. ситуациях. Соц роль уже привязана к опред. статусу. Кажд. статус обслуж-ся веером ролей. Современные концепции социальной стратификации: - веберовская - Сорокина Согласно Сорокина под соц. мобильностью поним. любой переход индивида, ценности от одной соц. поз-ии к др-ой, в результ-те чего меняется соц. полож-е индивида или группы. Горизонт-я моб-ть – переход от одной соц. поз-ии к др-ой на одном уровне. Верт-я моб-ть – переход индивида из одного слоя в др. Маргинальные слои – индивиды, кот утратили свой прежний статус. Питирим Сорокин дал научное определение социальной стратификации в работе «Социальная стратификация и мобильность». Он выделял четыре фактора, выступающих объектом социального неравенства: - права и привилегии, - обязанности и ответственность, - социальное богатство и нужда, - власть и влияние. Вебер предложил многомерную структуру стратификации, определив три ее компонента: - классовый (экономическое положение) - статусный (престиж) – не зависит от богатства. - партийный (власть) – носит полит. хар-р. Это спос-ть проводить в жизнь планы. В Америке распространена теория классов Уорнера, делящее американское общество на три основных класса – высший (14%), средний (70%) и низший (16%). В Англии система Стивенсона составляет пять классов: • Профессионалы • Руководящий персонал • Квалифицированные работники • Частично квалифицированные работники • Неквалифицированные работники. 55. Проблема факторов, субъекта и источников социальной динамики. Счит-я, что источником раз-я общ-ва явл. потребности и интересы. В Гегелевском – притивор-е; в Зап. – конфликты. Потребность – св -во всего живого. Бывают матер-е, дух-е, общ-е, личн-е. Непоср. продуктом общ. разв-я явл. интерес как осознанная потребность, идеи – источник действия соц-х групп. Проблема фак-ов разв-я: эк-е факт-ры, демографич., поличит., географич. Человеч. фактор выст. гл. инструментом, кот. детерминир. осущ. того либо иного действия. Традиционно в мире пробл. факторов рассматр. как: объект. законы разв-я, субъект. фактор. Объект. фактор – не зависящ. от воли и созн-я людей обстоят., кот. необх. для порожд-я того либо иного явл-я. Субъект. факт. – сознат-я, целенаправл-я деят-ть групп, масс, полит. партий, кот. направл. на измен-е, сохр-е или развитие сущ. усилий. Взаимоотнош. субъект. и объект. нах. свое выраж. в том, что историю творят люди, но не по своему произволу, а будучи впис. в определ. объективн. условия. Законы общ-ва и природы носят всегда объект. хар-р. Проблема субъекта – Кто важнее личность или массы? Долгое время в Евро фил абсолютизир. роль личности, роль личн. в истории. К народу относ. лиц занятых в сфере мат-ого пр-ва. Хар-ки народа: общая историч-я судьба, вера, национ-я идея, историч-я память народа. Вебер ввел понятие «харизма» (божеств. дар) – некот. спос-ть, кач-во индивида, кот. выдел. его из др-х. |